ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Новые каннибалы ( 'L'Hebdo', Швейцария)

Новые каннибалы ( 'L'Hebdo', Швейцария)


2-07-2012, 17:14. Разместил: VP

Жюльен Бюрри (Julien Burri)

 

© Фото: КиноПоиск

 

26 мая Руди Юджин (Rudy Eugene), «зомби из Майами», был застрелен полицией в тот момент, когда он рвал зубами лицо одного бездомного. Синтетический наркотик, близкий к экстази (называемый «седьмое небо» и «соль для ванн»), якобы вызвал у него безумие (отсюда появился невероятный слух о «наркотике каннибала»). 4 июня немецкая полиция арестовала молодого канадца по имени Лука Маньотта (Luka Magnotta). Он снял на видео сцену жестокого убийства и выложил ролик в Facebook. А затем расчленил труп и, по-видимому, частично съел его (тоже снимая все на камеру). Но это лишь малая часть: список таких гнусных происшествий нескончаем. Но как так происходит, что люди едят себе подобных в столь «продвинутом» обществе?

Каннибализм прошлого. По мнению лозаннского антрополога Мондера Килани (Mondher Kilani), который много изучал этот вопрос, «каннибализм, наблюдаемый в других культурах, в прошлом, всегда был ритуализован. Во всех обществах убить или съесть другого было табу. Нужны четкие правила для того, чтобы получить разрешение на нарушение табу, и каннибализм происходит по определенным правилам. Кого попало не едят! Иначе это просто акт принятия пищи. Иначе получается фигура ненасытного людоеда из сказок, осуждаемого во всех культурах».

Короче говоря, ели либо умерших членов своей семьи, либо врагов. «В первом случае люди вписывали себя в генеалогию. Во втором ели ближнего, чтобы взять себе его силу. Каннибализм был возможностью. Он был частью отношений с ближним». Даже в ситуации голода каннибализм регулировался. То есть, говоря о недавних случаях, лучше употреблять термин «антропофагия». «Каннибализм был ритуализован, тогда как антропофагия - нет. Хотя она часто имеет место, и автор придает ей некий определенный смысл».

Мы также видели японца Мао Сугияму, который 13 мая попросил приготовить на обед свой пенис и яички и подал их «гурманам», заявив этим платным «перформансом» свои права на бесполость. Мы вспоминаем персонажа Ганнибала Лектера из «молчания ягнят». Организованный, умный извращенец. Но такие случаи редки. «Как правило, мы имеем дело с душевнобольными, а не с извращенцами, - считает психиатр Жерар Салем (Gérard Salem). - За внешне организованным социальным поведением может скрываться нечто совершенно безумное». По мнению медика из кантона Во, эти происшествия - «самая радикальная и самая варварская карикатура на культ «я», столь развившийся в наше время. С ближними обращаются, как с вещами, их овеществляют».

Все толкает нас к тому, чтобы ставить «я» на первое место, в ущерб нашим отношениям с другими: «Это создает новые патологии. Например, дети уже не имеют ни малейшего понятия о добре и зле, это «черствые дети, не способные на эмоции». Нас пугает их склонность к жестокости». Психиатр сожалеет, что этика сегодня считается чем-то старомодным. «В первую очередь прославляется эгоизм. Ради меня все возможно! А это уже недалеко от психотического дискурса: я могу уничтожить ближнего и даже поместить его внутрь себя, чтобы удовлетворить свое чувство мести или подтвердить свою власть. Это часто происходит с людьми, с которыми в прошлом поступали так же».

Превращение в знаменитость. Ну вот, каннибал оскорблен в своих нарциссических чувствах. Он пытается уничтожить собственных демонов. «Это тактика устрашения. Демонстрация на Facebook того, как ты убиваешь человека и ешь его, как сделал Лука Маньотта, это, возможно, способ напугать своих врагов, реальных или воображаемых. Свести счеты с какими-то давними мучителями, произвести впечатление на публику. Стать звездой, пусть даже вызывающей тревогу».

Символ «общества спектакля», которое само становится все более психотическим? «Это вопрос, который можно себе задать, вслед за Ги Дебором (Guy Debord). Существовать - значит заставлять о себе говорить, любой ценой».

 


Вернуться назад