ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Юрий Богданов - изменим мир к лучшему
Юрий Богданов - изменим мир к лучшему28-06-2012, 16:53. Разместил: VP |
Юрий Александрович БОГДАНОВ — Заслуженный артист Российской Федерации, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных, солист Московской государственной академической филармонии, всемирно известный пианист. Предлагаем читателям беседу нашего корреспондента с ним.
ЭКОЛОГИЯ И ЖИЗНЬ · 6(127)’2012
— Вы, художники, очень тонко чувствуете гармонию, она вам понятна априори. Вы приняли эмоцию, выразили ее в прекрасной импровизации, в звуке. Философ хочет добраться до истины, все разобрать на кирпичики, кварки и т. д., а вы являете миру образ, из одного пространства перемещаете его в другое. Существует ли для вас вопрос ориентации в этих пространствах, проблема самоидентификации? Важно ли вам определиться, где вы, в какой точке?
— Дело в том, что так вопрос не ставится — художник не думает, где он и где его произведение. В процессе творчества художник выходит на первый план, проявляется именно в тот момент, когда, например, импровизирует. И тогда наступает то, что называется «Остановись, мгновение!». Для меня, пианиста, этот миг наступает как результат взаимодействия с публикой во время исполнения какого-то произведения или во время импровизации. Для композитора этот миг наступает, когда он сочиняет музыку — «слышит» ноты и их заносит на бумагу. Говорят, что у величайших композиторов, таких как Моцарт, это выглядело так, будто Моцарт брал бумагу и записывал божественную музыку. Однако творческая жизнь — это невероятно спрессованные мгновения. Жизнь творческого человека — этот каторжный по сути труд, исполняемый повседневно. И по-другому нельзя — он просто не успеет. Попробуйте подсчитать, сколько времени необходимо, чтобы просто записать ту музыку, которую сочинил Моцарт: более 20 опер, 41 симфония, 27 фортепианных концертов, 5 скрипичных, квартеты — огромное количество произведений! Фактически надо каждый день в течение всей жизни, без перерывов, по 4–6 часов только записывать то, что он создавал «с чистого листа». Понимаете, что такое творчество?! Конечно, у всех по-разному складывается, потому что всем художникам талант отмеряется по-разному. Вот Пушкин — яркий пример необыкновенного дарования. И тоже очень много написавший, но самое главное — это то качество, которого он достиг. Для нас, простых смертных, все его стихи близки к совершенству. И мы поражаемся: когда же Пушкин работал? А ведь он напряженно работал — сохранилось много вариантов его произведений.
— Как определить качество творчества? В философии Гегеля есть такое понятие — абсолютный вкус, относительно которого можно тестировать остальные вкусы. В естествознании есть понятие абсолютного нуля, от которого идет отсчет всех остальных температур. А как определить шкалу глубины таланта?
— Глубину таланта определяют единицы, подавляющее меньшинство. Вот замечательный пример — Эдвард Григ, великий норвежский композитор. Музыка совершенно гениальная, поверьте. Существует история, связанная с тем, что рукопись никому не известного тогда Грига случайно увидел Ференц Лист, признанный к тому времени европейский композитор. Лист с первого взгляда определяет гениальность этой работы Грига и пишет письмо в норвежское правительство, что в Норвегии существует великий композитор Эдвард Григ и что он, Ференц Лист, просит поддержать этого композитора, выделить ему какую-нибудь субсидию, стипендию, на которую бы тот мог творить, прославляя тем самым искусство Норвегии. Что и было сделано. И если бы Лист не определил, что Григ — гений, то, возможно, Грига бы мы не знали сейчас.
— А вы можете по листу нотной записи определить, гениальна она или нет?
— Могу, хотя другой специалист может со мной и не согласиться. Только время рассудит. Тем не менее я считаю, что мои профессиональные знания, жизненный опыт и вкус, привитый педагогами и вообще самой жизнью, позволяют мне отличить хорошее от плохого.
— То есть мы берем сообщество людей, меньшинство, и каждый из них, будучи носителем этого абсолютного вкуса, является контуром, в котором этот вкус, возможно, заключен.
— Естественно, скорее всего это даже не сообщество, это отдельная личность может уже являться таким абсолютом. Эти люди могут быть не связаны друг с другом.
— Как они могут быть не связаны друг с другом, если они все слушают одну музыку, одни стихи, смотрят одни картины? Они уже связаны, хотя могут быть незнакомы. Помните из истории «серебряного века»? Рано или поздно наиболее яркие представители Москвы, Питера между собой все равно пересекались.
— Да, но обратите внимание: существуют разные уровни восприятия. Например, Марина Цветаева могла оценить масштаб гениальности Анны Ахматовой, а Ахматова не могла оценить масштаб гениальности Цветаевой.
— Да, но существует ли объективная мера, то, что вне личных отношений, — абсолютная шкала дарования? И можно ли на этой шкале обозначить дарование, и все согласятся — да, это так? Вы допускаете такую возможность?
— Дело не в том, что я допускаю. Я могу сказать, что один человек может быть таким абсолютом. Гениально одаренный человек может определить масштаб близкого ему дарования. Но сообщества и ранжира такого нет. Искусственная попытка создания такого сообщества как раз приведет к девальвации идеи, если это сообщество возьмет на себя роль судьи. Например, Нобелевский комитет. Вы уверены, что Нобелевский комитет всегда прав?.. И все нобелевские лауреаты люди одинакового ранга, масштаба дарования? И так везде, поверьте! Так же как Американская академия кинематографических искусств и наук не всегда присуждает «Оскар» лучшим фильмам. И на музыкальных фестивалях не всегда побеждают лучшие. Вот мы коснулись истории Листа и Грига. А что было бы, если бы Мендельсон в XIX веке не открыл вновь миру Иоганна Себастьяна Баха?! Сейчас даже трудно представить себе жизнь любого музыканта без Баха. Трудно представить, потому что все понимают, что Бах — это какой-то музыкальный абсолют, из которого вышла вся музыка в той или иной степени. Вся современная музыка в какой-то степени «родом из Баха».
— Вы всегда среди людей, общаетесь с музыкантами, с «первыми лицами». Скажите, этот круг общения дает вам дополнительную энергию или, наоборот, отбирает ее? Или это взаимообмен?
— Это взаимообмен все-таки. У меня в жизни, несмотря на то что мы все пытаемся планировать свою жизнь, получается часто, как у Булгакова: «А где вы будете сегодня вечером? — Сегодня вечером я буду проводить заседание Массолита». И не факт, что это заседание состоится. Поэтому какие-то встречи рождают новые встречи. В силу того, что я имею возможность общаться с большим количеством людей одновременно (на концерт приходят и 500, и 1000 человек), я затем общаюсь с кем-то из этих людей, кто-то приходит, поздравляет, завязываются какие-то связи, новые знакомства. Я много гастролирую. Вот вчера вечером я вернулся из Астрахани, где играл сольный концерт, а до этого в Магнитогорске играл сольный концерт и давал мастер-классы, а до этого был в Уфе, Краснодаре, Смоленске — и все это за последние полторы недели. На следующей неделе в Париж собираюсь, потом в Сочи, потом в Петербург. Плюс преподавание, студенты, Академия имени Гнесиных. Поэтому не могу сказать, что я встречи планирую специально. Однако на встречах часто рождается идея, кто-то что-то предлагает.
— Давайте поговорим о журнале «Экология и культура». Это довольно оригинальный новый проект. Как вы видите концепцию этого журнала? Кто его читатель? Что осталось невысказанным?
— Понятие «экология и культура» для меня возникло благодаря Дмитрию Сергеевичу Лихачеву. Он высказал все чаяния, все опасения, всю боль, которые есть в современном обществе по поводу того, что происходит. И какое будущее ждет человечество, если ничего не предпринимать. И экология в широком смысле, и культура являются важнейшими составляющими жизнедеятельности человека как существа разумного. Экология и культура связаны между собой, и если мы потеряем даже одну из них, человечество обречено. Для человека жизнь без культуры — это не жизнь, это существование до поры до времени, пока люди в борьбе за это существование друг друга не истребят. Мне кажется, что воспитывать граждан будущего надо с детства, с первых шагов. Каждого из тысяч, миллионов, миллиардов на нашей планете — вот, по моему мнению, путь к созданию идеального мира. Подчеркиваю — идеального. К сожалению, сегодня мир устроен иначе, в отношениях между людьми много агрессии. Во многом виноват культ денег, заменяющий собой истинные ценности. Жаль, что именно мыслящие люди, умные, талантливые, культурно богатые, испытывают наибольшие финансовые трудности. В чести другие профессии, из сферы купли-продажи: девелоперы, маркетологи, маклеры, брокеры…
— Я думаю, что в этом есть определенный снобизм…
— Возможно.
— Не расскажете ли вы нашим читателям, каким было начало, старт вашей творческой карьеры?
— С удовольствием расскажу. Я родился в 1972 г. в семье очень музыкальной, хотя родители не были музыкантами. У меня папа и мама инженеры, оба окончили Бауманский институт, а вот бабушка моя пела всегда, любила петь. И у мамы было замечательное сопрано, потрясающий, уникальный голос, от природы поставленный. Она любила классику, пела оперные арии. У папы другие пристрастия, он чувствует ритм, всегда любил джаз. Особенно хороший: Каунта Бейси, оркестр Глена Миллера, Эллу Фицджеральд, Луи Армстронга. Говорят, что я начал петь раньше, чем говорить. Когда старшая сестра Оксана, которую учили музыке, играла на фортепиано с ошибками (ей было 9 лет, а мне два годика), я подбегал и одним пальчиком нажимал правильную ноту. Меня показали педагогу, который учил мою сестру. По ее совету родители обратились к Анне Даниловне Артоболевской, занимавшейся с одаренными детьми. Артоболевская — величайший педагог XX века, она воспитала множество выдающихся музыкантов нашего времени. У нее учились в свое время и Алексей Наседкин, и Любовь Тимофеева, и Алексей Любимов — все пианисты от бога. Володя Овчинников — победитель конкурса Чайковского, композитор Сергей Слонимский. Анна Даниловна — очень крупный педагог, одна из величайших фигур в музыкальной педагогике, а может быть, и вообще в педагогике ХХ века. И представьте себе. Когда каким-то чудом через друзей и знакомых друзей знакомых достали ее телефон, моя мама позвонила, и Алла Даниловна сказала: «Приезжайте». Вот так просто ответила незнакомым людям. Мы приехали, она меня прослушала и согласилась со мной заниматься. Так, ничего еще не зная, я попал в ее руки. Наверное, моя судьба была тогда сразу и предопределена — я стану музыкантом. Я учился у Анны Даниловны Артоболевской, представляете?! Родители — простые советские инженеры. Мама получает зарплату 140 рублей в месяц, отец — начальник отдела в ЦНИТИ — получает, может быть, 200 рублей. И родители могли позволить в то время дать своему сыну фактически лучшее музыкальное образование, лучшее. Причем это были самые дорогие уроки — рублей пять за урок, большие деньги в то время. Артоболевская говорила: «Чтобы воспитать музыканта, я должна сначала вас воспитать, родителей. То есть вы должны понимать, что делается с вашим сыном. Иначе уроки будут бессмысленны». Это была замечательная система Зверева. Не слышали о такой? Зверев был гениальный педагог. У него была система пансиона, т. е. у него жили несколько учеников, в том числе Рахманинов и Скрябин, и Зверев имел возможность ежедневно слушать их, они занимались под его присмотром. Но у нас это невозможно уже было — была школа, семья, педагог не мог поселить у себя ученика. Поэтому Артоболевская понимала, что необходима помощь родителей и тотальный контроль, чтобы не терять времени зря. Это очень верно. И сейчас уже я так работаю со своими учениками. Кроме Артоболевской со мной занимались еще семеро репетиторов (я ведь ничего не знал) по фортепиано, по сольфеджио, по ритмике. А еще у меня был замечательный педагог по композиции Татьяна Николаевна Родионова (я же с раннего детства начал сочинять музыку), она научила меня писать музыку, импровизировать. Потом была Центральная музыкальная школа, знаменитая ЦМШ при консерватории. Я поступил в 1-й класс этой школы в возрасте 7 лет, в 1979 г. Вместе со мной поступал известнейший сейчас пианист Николай Луганский. Мы с ним учились вместе в ЦМШ 11 лет. Потом в консерватории еще 5 лет. В общем, счастливейшее время было.
— Юрий Александрович, расскажите немного о себе — например, как вы познакомились со своей супругой?
— Это удивительная история. Я познакомился с ней на Камчатке, где был на гастролях. Такова моя профессия — я много езжу по всему миру, но большая часть моих гастролей — по России. Я объездил большинство регионов страны с концертами, с мастер-классами. А на Камчатке я играл сольный концерт. После концерта меня, как всегда, пришли поздравлять поклонники, и среди них была моя будущая жена…
— Вы сейчас преподаете, кого-то учите?
— У меня сейчас нет малышей, только студенты Гнесинки. Частным образом, конечно, я какие-то консультации даю и стараюсь лучшие какие-то моменты передавать дальше. Это уже школа получается, можно сказать, школа Артоболевской. А сама она училась у профессора Пухальского в Киеве и у профессора Юдиной, великой пианистки, в Петербурге — это все величайшие музыканты… В Академии музыки имени Гнесиных сейчас открывают кафедру ЮНЕСКО. Новая кафедра — современного музыкального исполнительства. Будучи одним из руководителей этой кафедры, мне бы хотелось внедрять новые формы учебного процесса. Есть какие-то предметы, которые никогда не преподавались, я бы хотел внедрить, например, искусство фразировки. Я считаю, что это для музыканта было бы очень полезно. Существуют так называемые ассоциированные школы ЮНЕСКО и кафедры ЮНЕСКО. Замечу, что ЮНЕСКО интересует не столько профессиональное образование, сколько влияние образования на человечество вообще. В данном случае наша кафедра и будет заниматься просветительством, организацией просветительских концертов в большом количестве и т. п.
— Чем бы вы хотели завершить нашу беседу?
— В завершение мы не точку поставим, а многоточие. Если в результате нашей беседы появится в журнале какой-то материал, его прочитают и хотя бы один человек захочет для себя что-то новое узнать, то значит, в этом уже есть смысл.
Если мы хотим что-то изменить в лучшую сторону, то люди, которые способны приводить в движение массы (пассионарии, по Л. Гумилеву), должны объединяться. Если эти люди действительно будут объединяться по принципу взаимопонимания и желания изменить мир к лучшему, то тогда, может быть, мир действительно поменяется к лучшему. Я за то, чтобы люди встречались, общались и действовали вместе как здоровая, позитивная сила. Если мы захотим, чтобы была экология культуры, то, наверное, так и будет. Вернуться назад |