ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > ОБЖ или НВП
ОБЖ или НВП15-06-2012, 14:25. Разместил: VP |
||
На сайте «Однако» недавно был проведён опрос по поводу введения в школах урока НВП (начальной военной подготовки). Более 90% респондентов высказались за введение. Я в этом опросе не участвовал, так как в нём не было подходящего для меня ответа. У меня другое мнение.
Частично я высказывал его в некоторых коментариях. Но это тема серьёзная и требует отдельного материала.
Я пошёл работать в школу военруком в 1988 году. В школе, где я работал, был кабинет НВП, ружейная комната под сигнализацией, тир, фрагментами существовала полоса препятствий, был и военно-исторический музей (он существует и сейчас). Военрук в школе являлся заместителем директора по военной подготовке. Разумеется, значимость этой должности была меньше, чем у завуча (заместителя директора по учебной части), но, тем не менее, с военруком считались.
В то время перестройка с ускорением шли уже полным ходом. И до того, как отменили НВП, я успел побывать со школьниками и в летнем трудовом лагере, и на учебных военных сборах, и походить в турпоходы. В 1992 году стало всё разваливаться. ДПЮ (допризывная подготовка юношей) просуществовала чуть больше года. Потом ввели ОБЖ. Что это за «фрукт», никто толком не знал. Не было и преподавателей этого предмета. Военруки превратились в ОБЖистов. Стал ОБЖешником и я.
ОБЖ вводилось с первого класса по одиннадцатый (тогда только-только перешли на одиннадцатилетку). Программа по ОБЖ вроде и существовала, но учебников не было. Мой знакомый военрук Володя Поляков, который с Колей Джанумовым уже несколько лет проводил военно-тактические игры, взялся за написание учебника. Коля Джанумов стал возрождать подзабытый Союз Русских Соколов. У нас в школе развернулось скаутское движение. Пионеры и комсомольцы ушли на второй план. Да и вообще было объявлено, что школа должна только учить, а воспитывать не обязательно. Хватило и двух лет, чтобы понять, что это не так. Вообще-то, я считаю, что в школе на первом месте должно стоять воспитание. Но это моё личное мнение.
Однако предмет ОБЖ пришёл в школу. По одному уроку в неделю с первого по девятый класс. Два урока в неделю в десятом классе и один в одиннадцатом.
Программа ОБЖ в старшей школе была (и остаётся) насыщенной. Все разделы, которые были в НВП, плавно перетекли в ОБЖ. В некоторых случаях изменив только формулировку, при сохранении сути. Это и ОВС (основы военной службы), и РСЧС (гражданская оборона), и основы медицинских знаний. Ещё добавились некоторые темы, но повторюсь, все разделы НВП были сохранены. Остались в программе и пятидневные сборы с юношами десятого класса.
Ну и, казалось бы, как у нас говорится: «Цели определены, задачи поставлены – за работу, товарищи!» Не тут-то было! За прошедшие почти двадцать лет система в полной мере так и не заработала! Более того, уроки ОБЖ в начальном и среднем звене школы постарались увести в интеграцию. Это когда тема урока ОБЖ преподаётся на других уроках, например, физике, биологии, географии. Эту сторону интегративного изучения предмета я оставлю без коментария.
Уроки ОБЖ в десятом и одиннадцатом классе являются обязательными – их в интеграцию не запихнёшь. Но и здесь не всё так радужно. В московском учебном плане в десятом классе оставили один час в неделю вместо двух.
Кабинеты ОБЖ во многих школах отсутствуют. Соответственно, преподавателю ОБЖ приходится вести уроки в неприспособленных для этого кабинетах. А ведь предмет ОБЖ материалоёмкий – с противогазами да автоматами ММГ (модель масштабно-габаритная) не набегаешься. Хорошо, если в кабинете есть работающий видеопроектор – можно на картинке показать, что да как. Но можно сколько угодно на пальцах да по картинкам объяснять школяру разборку-сборку автомата, только пока на практике не попробует – не научится. Вот и выкручиваются учителя как могут.
Я пишу об этом с горечью, потому что через всё это я прошёл сам. Постепенно весь мой энтузиазм угас. Мне пришлось отказаться от преподавания ОБЖ, хотя я отдал этому делу 20 лет.
Пришёл в школу молодой лейтенант (попал под сокращение ВС) на должность заместителя директора по безопасности. Ему и отдали вести уроки ОБЖ. И что же? Проработал он чуть больше года и перевёлся на более высокооплачиваемую должность. Но и новый преподаватель особого энтузиазма не проявляет. А зачем? Хлопотно это! Ведь надо выстраивать целую систему работы!
Плохо не то, что столько лет не удаётся выстроить полноценную систему военно-патриотического воспитания. Плохо то, что такое положение вещей многих устраивает, особенно на верхних этажах власти. Иначе было бы всё по-другому.
Теперь об учебных сборах. Они должны проходить на базе воинской части или учебного центра. И где это всё? Я имею в виду не экскурсию в воинскую часть, а полноценные сборы. Их как не было, так и нет. Возможно, где-то дела обстоят лучше. Но я не думаю, что это будет большой процент «везунчиков». В основном же это вялотекущий процесс. И как же на фоне этого вялотекущего процесса Министерство Обороны собирается вводить НВП? Просто сменив название предмета? Так это уже было в девяностых годах прошлого века.
В школьную программу добавили ещё один урок физкультуры, а вот спортзалов не добавили. Теперь ещё выясняется, что и туалеты нормальные не во всех школах имеются.
Точно также может получиться и с НВП. Ввести-то введут, а вот ресурсов не дадут. Как хотите, ребята, так и крутитесь.
Остаётся ждать только Грома. Как Гром грянет, так все начнут креститься. Глядишь, и с НВП всё получится. Вернуться назад |