ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Москва становится провинциальным городом
Москва становится провинциальным городом10-04-2012, 12:57. Разместил: VP |
План по расширению Москвы подчеркивает анахронизм и провинциальность города, а одно из оправданий расширения территории столицы — миф о ее чрезмерной перегруженности — полностью несостоятельно, написал в колонке в «Ведомостях» глава представительства Standard & Poor's в России и СНГ Алексей Новиков. По его мнению, Москва нуждается в глубокой структурной реформе, но не как субъект Федерации, а как живое городское сообщество. По мнению Алексея Скопина, профессора кафедры региональной экономики и экономической географии Высшей школы экономики, проект «Большая Москва» развивается слишком быстро: О том, какая «Большая Москва» нужна России и нужна ли она вообще, Накануне.RU рассказали председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов и научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов: Вопрос: Самый главный вопрос, который возникает при упоминании «Большой Москвы» – поможет ли этот проект разгрузить столицу от неимоверного скопления людей и постоянных пробок? Юрий Крупнов: «Большая Москва» не поможет ни городу, ни России в целом, а, по сути, только усугубит ситуацию. Все фантазии на тему о том, что все правительственные учреждения будут вывезены за пределы нынешней Москвы – очень наивны, поскольку вопрос не в правительственных учреждениях, а в том, что все вопросы, офисы, центры приложения сил и реализации интересов лежат в Москве, которая при этом еще и утроится, то есть расширится в 2,6 раз. Вопрос: Сегодня на совещании в Троицке Сергей Собянин говорил о «зонировании» новой территории Москвы. В чем основная задача этой идеи? Юрий Крупнов: Задача зонирования заключается в том, чтобы, с одной стороны, не полностью испортить такие территории, как «Старая Москва». Однако сейчас же идет гигантский конкурс, который должен будет определить стратегию развития Москвы. Поэтому вопрос не в том, что будет внутри – это все будет отбираться на конкурсе. Это все не решает того момента, что у нас гиперцентрализованная страна, и расширение Москвы эту гиперцентрализацию так или иначе усилило. Вопрос: Получается, что мы только привлекаем новый приток людей в Москву? Юрий Крупнов: Конечно! Как бы не зонировалась «Новая Москва», и уже высказался президент о малоэтажной застройке, что, в целом, плюс, это не решит ситуацию. Если абстрактно это обсуждать — будет новое жилье, будут, соответственно, новые жители, и вообще это все напоминает попытку, без шуток, 140 млн российского населения запихнуть в эту новую «Большую Москву». То есть тех, кто способен выехать и закрепиться. Вопрос: Дмитрий Медведев выразил мнение, что новые территории должны застраиваться в основном малоэтажными зданиями по европейским нормам. Возможно ли такое решение для густонаселенной Москвы? Юрий Крупнов: Все, что касается малоэтажки, то я обсуждал этот вопрос еще 10 лет назад в книге «Дом в России. Национальная идея». Это хорошо известный факт, что малоэтажка требует не намного большей территории, а с учетом гигантских территорий после утроения Москвы, территории больше чем достаточно. А вообще, соотношение коэффициента территорий для высокоэтажных и малоэтажных застроек примерно 1\3, 1\7. При малоэтажных застройках не требуется гигантское пространство между зданиями и так далее. Поэтому с точки зрения урбанизации малоэтажная застройка вполне возможна. Вопрос: Не может ли так произойти, что через десятки лет малоэтажную застройку сменят на многоэтажную? Юрий Крупнов: Мне кажется, что это не имеет значения. И я надеюсь, что уже летом начнут про «Большую Москву» забывать или это все будет с гораздо меньшей интенсивностью обсуждаться, а главное, реализовываться. Просто «Новая Москва» и «Сколково» – это любимые игрушки Дмитрия Анатольевича, и понятно, что в какой-то форме они будут оставлены, но с объективной точки зрения, для потребности страны это не дорогостоящие и бессмысленные, а просто вредные и разрушительные игрушки. По сути, расширение Москвы – это контрольный выстрел в голову стране. Мы сегодня, еще раз повторяю, находимся в гиперцентрализованной стране, где 12 мегаполисов, и с гигантским отрывом от них – Москва, которая высасывает население с территорий. Понятно, что где-то невежественные оценки и цифры, но не в этом суть, а суть в том, что сделана ставка на якобы естественные процессы мегаполизации. А на самом деле мегаполизация, тем более такая сверхцентрализация как в Москве, где уже сегодня 25 млн, а по некоторым оценкам и больше находится, это явление страны третьего и даже четвертого мира. Мы тем самым со всеми этими «Сколково» и «Расширением Москвы» просто маркируем Россию как страну, которая уже сейчас стала страной третьего мира, но хотела бы стать страной четвертого и пятого мира через такую мегаполисную урбанизацию. Вопрос: Может быть, весь этот проект выльется в то, что чиновники приватизируют себе ставшую безумно дорогой землю в Москве, а на окраины отправят мигрантов? Юрий Крупнов: К сожалению, и «Сколково» и «Расширение Москвы» на 95% — это вопрос девелоперской выгоды частных лиц и компаний, а не вопрос развития страны. Вопрос: Активное участие в проекте принимают иностранные компании. Не может ли так получиться, что весь проект окажется очередной копиркой под Европу? Юрий Крупнов: Надо понимать, что создается некая территория, как посольство подлинной западной цивилизации по отношению к устаревшей, региональной России. Поэтому и хочется всего такого же комфортного, приятного, как то, что находится в Европе, сюда поместить. Вторая часть заключается в том, что никто не хочет переламывать глобально идущие процессы по нашей территории. А они все крайне вредные и связаны с тем, что вот эта мегаполисная урбанизация идет, и страна вся обезлюдивает – люди сбегаются в гигантский мегаполис. Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин: Вопрос: Каковы Ваши первые впечатления от заявленного плана развития вновь присоединяемых территорий к Москве? Михаил Блинкин: Сейчас идет официальный международный конкурс на разработку градостроительного плана вновь присоединенных территорий. В нем участвуют ведущие урбанисты мира, которые только собирались создавать проекты концепции развития этой территории города — территории большой Москвы. Конкурс еще не завершен, все эти дискуссии еще идут. А тут уже звучат слова о каких-то решениях! Надо одно из двух — или дождаться результатов конкурса или принять волевое решение по уже подготовленному кем-то плану освоения этих территорий. Либо одно, либо другое! Я теперь не понимаю логики этого процесса. Я сам являюсь одним из экспертов, которые работают в рамках этого конкурса. И если теперь решение уже принято, что мы будем спрашивать у участников этого конкурса? Вопрос: Ну, может быть, им просто задали направление для творческого поиска? Михаил Блинкин: Я оптимист и хочу так думать! Но в принципе об этом надо было подумать, когда разрабатывалось конкурсное задание. А то ведь люди уже работать начали… Я не очень понимаю все это с чисто процедурной точки зрения. Возможно, когда я получу официальные документы – станет яснее, а так, я, как и вы, узнаю все из информационных агентств. Вопрос: На сегодняшнем совещании мэр москвы Сергей Собянин затронул тему необходимости начала работ по реконструкции Калужского шоссе и разработке проекта бессветофорного движения до центра Москвы. Реализуема ли эта затея, и если да, то почему о ней не задумались раньше? Михаил Блинкин: Реконструкция Калужского шоссе вещь бесспорная и давно стоящая в планах федерального дорожного ведомства. Транспортный узел «Калужское шоссе -Новоясеневский проспект» нуждается в реконструкции не завтра, а вчера. Это абсолютно разумно и не противоречит ничему, что делалось раньше. Сама Калужка должна быть реконструирована – нет вопросов. Головной узел около метро «Теплый стан» должен быть реконструирован – нет вопросов. Все что дальше – это очень серьезный вопрос, что делать внутри «Старой Москвы». И что самое главное, о каких объемах застройки идет речь? Автомобилями всех этих людей перемещать невозможно. Там должны быть мощнейшие системы современного рельсового транспорта, иначе мы просто не перевезем такую прорву народа. Соответственно, это должна быть не просто дорога, а транспортный коридор – автомобильная дорога, плюс какая-то современная рельсовая система. Вопрос: Удачна ли идея застройки новой территории «Большой Москвы» малоэтажными зданиями? Михаил Блинкин: Когда еще до глубокой урбанистической проработки мы начинаем задавать такие вопросы, вряд ли можно вот так сразу придумать хорошее решение. Потому что плоха сама идея застройки периферии города в плотном многоэтажном формате, как мы сегодня делаем — и около МКАДа и за МКАДом мы застраиваем такими сериями в 20-30 и более этажей плотно-плотно. Вот так периферийные зоны больших городов не развиваются. Так никто не делает. Это неразумно. Дело в том, что существуют некоторые подходы, где я, как город, разрешаю многоэтажную постройку, а где говорю: «Да не, ребята, здесь только таунхаусы, да прочие малоэтажные застройки». Вопрос: То есть часть этих малоэтажных домов все равно превратится в многоэтажные? Михаил Блинкин: На самом деле никто малоэтажки строить не собирается. Московский строительный комплекс настроен на строительство мощных многоэтажных корпусов. Ничего другого они строить не умеют. Малоэтажная застройка – это скорее даже не как в Европе, а как в Северной Америке. Ничего у них не получится. Расширить границы столицы предложил президент Дмитрий Медведев в июне прошлого года. Территория увеличится за счёт присоединения земель на юго-западе Подмосковья. Изменение границ Москвы и области в конце декабря 2011 года утвердил Совет Федерации. К столице отойдёт 148 гектаров новых территорий, включая два городских округа – Троицк и Щербинка. Вернуться назад |