ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Полпреды смогут 'расшивать' экономические проблемы

Полпреды смогут 'расшивать' экономические проблемы


5-05-2009, 14:07. Разместил: VP

Сегодня вице-премьер РФ Д.Козак предложил расширить полномочия полпредов Президента, сообщив"в перспективе на полпредов могут быть возложены полномочия не только в политической, но и в социально-экономической сфере". Эксперты считают, что это поможет "расшить" социально-экономические проблемы регионов, с которыми не могут или не хотят справляться региональные власти. Politonline.ru обратился к политологам с просьбой оценить эффективность предложения.

 

Politonline.ru: Как вы оцениваете предложение о расширении социально-экономических полномочий полпредов Президента в регионах - например для "расшивки" кризисных социально-экономических проблем?

 

Георгий Федоров, президент Центра социальных и политических исследований:


Я считаю, что это разумная инициатива. Только я считаю, что в тот момент, когда они только "придумывались" и назначались - первой, главной проблемой было взаимодействие, единство, противоречия между государством и региональными элитами. Сейчас на первый план уже выходят экономические проблемы. Когда выстроена "политическая" вертикаль власти - политические функции полпреда минимизированы. Я позитивно отношусь к подобной идее - потому, что многим региональным элитам и губернаторам нужна помощь полпредов - чтобы быстро решать региональные проблемы, не допуская серьезных обострений и минуя волокиту. Взять хотя бы ситуацию со Светлогорском, когда несколько "бизнесменов" занимаются экономическими спорами, дележом финансов и имущества - прячась то в Москве, то за границей. При этом люди год без работы и зарплаты. Региональной власти необходимо проявить жесткость, заставить коммерсантов "расшить" проблему - однако по какой-то причине она этого своевременно не делала. Полпред смог бы расшить подобную проблему. Мы же знаем - многие региональные элиты не могут, увы, решать подобные проблемы из-за собственных интересов, скрытого конфликта интересов.

Соответственно, нужна третья сторона, имеющая значительные полномочия. Мы же понимаем, что за объективными экономическими требованиями (если их не исполнять) идут политические требования. Нельзя "запускать" (как болезнь) подобное. Я считаю, что решение даже запоздалое - давно было пора наделить полпредов полномочиями на оперативное экономическое вмешательство

 

Виталий Иванов, вице-президент ЦКПР:


Считаю, что у полпредов и раньше полномочий хватало. Я не думаю, что здесь нужны какие-то правотворческие нормативные решения, какое-то механическое увеличение полномочий. Полпред нужен для того, чтобы обеспечить персональное федеральное присутствие в регионе, группе регионов. С формальной точик зрения не так уж важно, какие полномочия есть у полпреда, а каких нет - если полпред представляет собой сильную фигуру. Взять хотя бы Козака, даже Кириенко, был Черкесов, остается Полтавченко - это "значительные" политические фигуры. Разве им нужны дополнительные полномочия, чтобы по поручению Президента вмешаться в проблемную ситуацию? С другой стороны, надо понимать, что исполнительная вертикаль построена и допонительный ее элемент в виде полпреда между Президентом и губернатором не всегда нужен. Для того, чтобы Президенту или председателб правительства, утрируя, "голову оторвать" - посредничество полпреда не требуется. Или чтобы заставить "шевелиться", что-то делать, расшивать экономический кризис или регулировать политические проблемы. Резюмируя - я не вижу объективной необходимости в усилении полпредов. Все, что им нужно для нивелирования региональных проблем - у них уже имеется.

 

Ципко Александр Сергеевич, Директор Центра политологических программ МФСЭиПИ:


Я подобную инициативу абсолютно поддерживаю. В последнее время существование подпредов утратило смысл в некотором роде - они практически не были видны в политике, это стало неким декоративным "оком государевым". Я думаю, что в условиях кризиса необходимо запускать все возможные меанизмы связи власти с населением, увеличение госвмешательства в критических ситуации. Это не значит, что должна происходить национализация, но все-таки интересы политической и социальной стабильности требуют усиление роли государства в экономике. На мой взгляд, такая структура как полпреды в округах могла сработать эффективно, добавить оперативности и КПД - особенно когда региональная власть по каким-то причинам не справляется. Другое дело, что он не должен подменять собой губернатора, вмешательства представителя президента - это "пожарный" случай. Впрочем, есть исключения - я не думаю, что Аману Тулееву, находящему десятки умных способов сглаживания социальных противоречий нужна помошь полпреда, но с другой стороны (если поиронизировать), полпред мог бы передать опыт Тулеева в другие регионы.


Вернуться назад