ОКО ПЛАНЕТЫ > Новость дня > Посол с дипломом инженера «цветных революций»

Посол с дипломом инженера «цветных революций»


9-01-2012, 18:47. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Посол с дипломом инженера «цветных революций»

Джон ЛЬЮИС  
 

Получивший в конце прошлого года назначение в качестве нового посла США в Москве 48-летний профессор Стэнфордского университета Майкл Макфол (Michael McFaul), служивший до последнего времени старшим директором по России и Евразии в Совете национальной безопасности США, широко известен не только как инициатор курса на «перезагрузку» в отношениях между Москвой и Вашингтоном.

Давно изучающий Россию, написавший около 20 книг и множество статей о ее внутриполитической жизни новоиспеченный американский посол одновременно имеет большой опыт в организации «цветных революций» на постсоветском пространстве. Об этом говорят такие его монографии, как «Russia's Unfinished Revolution: Political Ghange from Gorbachev to Putin», «Popular Choice and Managed Democracy: The Russian Elections of 1999 and 2000», «Democracy and Authoritarianism in the Рostcommunist World» и «Advancing Democracy Abroad: Why We Should and How We Can», а также собственные признания, сделанные в ходе публичных выступлений и на специальных слушаниях в Конгрессе США. Именно Майкл Макфол готовил итоговый доклад для Агентства международного развития США, в котором излагаются особенности работы с украинским электоратом в преддверии и в ходе президентских выборов 2004 года на Украине, когда Виктор Ющенко вырвал победу, широко отмеченную американским истеблишментом.

Новый посланец Вашингтона, бегло говорящий по-русски, ранее уже неоднократно приезжал в Россию и на Украину с целью изучения мнения различных групп избирателей и отработки способов воздействия на их настроения, а также принимал самое активное участие в разработке и реализации избирательных политических технологий в странах бывшего СССР.

По его публичному признанию, американские неправительственные организации израсходовали на обеспечение победы Виктора Ющенко в ходе выборов на Украине в 2004 году в общей сложности 18,3 млн. долларов. Хотя эти выборы уже давно отошли в историю, любопытно проследить, как и на что тратились американские доллары при подготовке выборов и в процессе голосования.

Эти средства, по словам нового американского посла в России, выделялись главным образом по линии Агентства международного развития США и направлялись на информационно-пропагандистскую работу среди украинских избирателей, а также в избирательных комиссиях на Украине по пяти различным направлениям. Как говорил Майкл Макфол, именно эти деньги определили исход «оранжевой революции» на Украине в 2004 году, которую с энтузиазмом приветствовали в Вашингтоне.

По рекомендации М. Макфола, координировавшего все эти денежные потоки, их основная часть, а именно 12,45 млн. долларов, или 68% от общей суммы, пошла на мониторинг выборов и активизацию участия в них членов различных политических партий, поддерживавших кандидатуру В. Ющенко.

Данная сумма была израсходована на командирование 250 наблюдателей из США по линии Бюро демократических институтов и по правам человека ОБСЕ, которые наладили работу во всех политических партиях и среди ведущих украинских политиков, а также анализировали предвыборный процесс. Часть средств была выделена на финансирование всех «областных координационных центров», задачей которых было наблюдать за предвыборным процессом и передавать соответствующую информацию в «Центральную рабочую группу наблюдателей». Другая часть этих средств была израсходована на финансирование «Комитета избирателей Украины» через «Национальный институт демократии» США. Этот комитет занимался наблюдением за украинскими СМИ, формированием гражданских организаций по наблюдению за выборами на местах и подготовку наблюдателей регионального звена.

Американский «Фридом хаус» при содействии «Национального института демократии» и «Международного республиканского института» профинансировал подготовку представителей гражданского общества по наблюдению за выборами, обеспечению явки избирателей, распространению предвыборных агитационных плакатов и материалов, а также занимался командированием на Украину 1000 специалистов по линии международных НПО для мониторинга процесса голосования, в том числе «активистов» из Грузии, Польши, Сербии и Словакии. «Международный республиканский институт» вносил средства на подготовку специалистов по выборам из всех политических партий, поддерживавших В.Ющенко, в том числе экспертов по созданию межпартийных коалиций, мониторингу выборов, планированию предвыборных мероприятий, проведению целенаправленной работы среди женщин и молодежи, а также аналитиков по учету мнений избирателей.

«Национальный институт демократии» одновременно выделял средства на обеспечение единства в рядах всех партий, выступавших в поддержку Виктора Ющенко, улучшение координации между избирательными округами на национальном и региональном уровнях. Часть средств пошла на подготовку членов партий, которые занимались подбором специалистов по работе с избирателями, анализу избирательных процессов и контактам со СМИ, а также экспертов по оперативному подсчету поданных голосов.

«Американская ассоциация бывших членов Конгресса» с помощью «Американо-украинского фонда» выделила средства на подготовку специалистов по обеспечению контроля над внутриполитической ситуацией в преддверии проведения президентских выборов и в ходе самих выборов. Определенная работа проводилась среди сотрудников Службы безопасности Украины. Целью работы было внесение политического раскола в ряды СБУ и недопущение участия её сотрудников в разгонах демонстраций избирателей.

2,62 млн. долл. были предоставлены по линии «Ассоциаций развития» США на проведение круглых столов с участием представителей Рады и различных государственных структур, а также лидеров украинских НПО. Особое внимание уделялось повышению профессиональных знаний руководителей избирательных комиссий. Специальные гранты предоставлялись гражданским группам, выступавшим за реформирование избирательного законодательства Украины. «Ассоциация развития» параллельно профинансировала подготовку сотрудников избирательных комиссий, членов партий и юристов, симпатизирующих Виктору Ющенко, обращая их повышенное внимание на способы выявления «нарушений и подлогов при голосовании».

На поддержку украинских СМИ, агитировавших за В. Ющенко, было выделено 1,13 млн. долл. Часть из них пошла на специальную подготовку журналистов, приобретение ими специальных навыков по освещению предвыборных кампаний и выборов в целом. Специальный фонд, открытый в посольстве США в Киеве («Фонд развития СМИ»), предоставлял средства на поощрение отдельных журналистов и представителей НПО, а также отдельных СМИ. Майкл Макфол признаёт, что специальные «гранты» под аналогичные цели выделялись также «некоторыми другими западными посольствами» на Украине.

Часть американских средств на работу с украинскими СМИ в регионах была выделена по линии ОБСЕ.

1,12 млн. долларов были предоставлены на проведение научно-исследовательских работ по проблематике президентских выборов и широкое привлечение к ним потенциального электората. Эти средства пошли также на финансирование участия в предвыборной агитации местных НПО, поддержку опросов общественного мнения по линии научно-исследовательских центров, подготовку наблюдателей на выборах и счетчиков из представителей гражданского общества для проведения опроса избирателей при выходе с избирательных участков.

Распределение соответствующих средств координировали американские НПО «Институт устойчивых сообществ», «Национальный фонд в пользу демократии», украинский фонд «Евразия», а также специально созданная в посольстве США в Киеве «Комиссия по вопросам демократии» (последняя предоставляла средства на деятельность украинских НПО, в частности на распространение информации о ходе выборов).

Особое внимание уделялось реализации стратегии срыва невыгодного Виктору Ющенко первого раунда выборов путем распространения утверждений о якобы имевших место «значительных нарушениях, допущенных в ходе голосования». Подготовкой и тиражированием дезинформации занимались около 10 тыс. человек, в основном члены «Комитета украинских избирателей».

Наконец, 985 тыс. долларов были выделены по линии «Американской ассоциации адвокатов» и «Юридической инициативы для стран Центральной и Восточной Европы» на повышение уровня подготовки избирателей, а также юристов, членов партий и НПО с целью наиболее полного мониторинга предвыборной борьбы.

Любопытно заявление Майкла Макфола о том, что победа Виктора Ющенко на выборах 2004 года была обеспечена в основном за счет интенсивной работы с украинской молодежью на американские денежные средства.

* * *

В 2007-2008 годах Майкл Макфол активно использовал свой «опыт» манипулирования украинским электоратом при организации и проведении думских и президентских выборов в России.

17 мая 2007 года в Комитете по международным делам Палаты представителей Конгресса США состоялись специальные слушания, в ходе которых было принято решение о разработке соответствующего концептуально-аналитического обоснования под предстоявшие в РФ предвыборные кампании, а также были определены формы и методы американского влияния на проведение этих кампаний. К работе были привлечены ведущие американские аналитики и специалисты по России, в том числе и Макфол. Он выступил на слушаниях с конкретными рекомендациями и практическими предложениями, которые были приняты к реализации.

Сейчас американские эксперты готовят для администрации США рекомендации по оказанию значительной финансово-политической и моральной поддержки оппозиционным партиям и отдельным российским СМИ в преддверии российских президентских выборов 2012 года. Сформулирована стратегия целенаправленного воздействия на российских граждан, работающих в правительственных и иных государственных структурах, избранных в Государственную Думу, занятых в бизнесе. Судя по недавним высказываниям Макфола, будучи руководителем посольства США в Москве, он намерен также развернуть в России структуры диалога по проблемам защиты прав человека, обеспечению свободы СМИ, борьбе с коррупцией. Излагая свои взгляды «Радио Свобода» в июне 2011 года, Макфол заявил, что собирается сделать концепцию «перезагрузки» средством вовлечения правительства России в обсуждение проблем демократии и прав человека.

Предлагается персонально поддержать на предстоящих выборах отдельных лиц, имеющих качества лидеров, пусть даже излагающих невнятные взгляды. Отдельно прописана цель проведения активной пропагандистской работы с гражданами, проявляющими недовольство политикой нынешнего режима, а также с молодежью, которая, по подсчетам социологических центров, составила примерно 60% участников митинга на проспекте академика Сахарова в декабре 2011 года.

Прибыв в Москву уже в дипломатическом качестве, бывший директор Центра по вопросам демократии, развития и верховенства закона Стэнфордского университета намерен установить тесные контакты с российской «несистемной оппозицией» в надежде помешать избранию на президентский пост Владимира Путина, который, судя по социологическим опросам, пользуется значительной поддержкой избирателей. Вместо него в Вашингтоне хотели бы видеть другого кандидата, симпатизирующего Западу и не нацеленного на отстаивание интересов российского государства. Майкл Макфол считает, что «некоторые диктатуры» просто не в состоянии развивать демократию, и потому, говорит он, им надо оказать в этом содействие, писала 24 февраля 2011 года «Нью-Йорк таймс».

По свидетельству Лэри Даймонда, одного из профессоров Стэнфордского университета, хорошо знающего Майкл Макфола по совместной работе, он будет проводить в России линию «на продвижение американских ценностей и принципов, а также пытаться поддерживать и вовлекать в свою деятельность различные социальные и политические силы в России». Об этом 26 сентября 2011 года сообщала газета «Стэнфорд дейли».

Призванный координировать всю эту работу, новый посол США в России никогда не испытывал особой симпатии к российскому государству. В частности, он не раз высказывал негативные суждения о нынешнем председателе правительства РФ Владимире Путине, о чем писали и «Нью-Йорк таймс» (29 мая 2011 года), и сам Майкл Макфол в журнале «Форин эффеарс» (в январе-феврале 2008 года) и в других многочисленных своих публикациях.

Именно с подачи Макфола ведущие американские газеты инициировали серию публикаций, направленных на срыв успеха Владимира Путина или, по крайней мере, на минимизацию его победы на президентских выборах в марте 2012 года. Свою сверхзадачу они не скрывают: ослабить авторитет В.Путина в случае его победы на выборах, подорвать линию российского руководства на решение неотложных социально-экономических задач, позиции Москвы на международной арене в целом.

К политическому портрету новоиспеченного американского посла, который значится вторым по счету главой дипломатического представительства США в России, не являющимся профессиональным дипломатом, следует добавить и такие штрихи, как активную поддержку М.Макфолом агрессии Грузии против Южной Осетии в августе 2008 года, а недавно - его усилия по исключению России из процесса определения будущего Ливии после свержения там Муамара Каддафи в октябре 2011 года. Майкл Макфол выступает также против предоставления Москве юридически обязывающих гарантий неприменения сил и средств противоракетной обороны против российских стратегических ядерных сил и достижения с РФ договоренности о создании совместной ЕвроПРО на взаимоприемлемой и равноправной основе.

И последнее. В конце 2011 года Конгресс США утвердил на ведение активной антироссийской пропаганды в преддверии президентских выборов в России сумму в размере 50 млн. долларов, что в два раза превышает уровень денежных средств, выделенных на аналогичные цели в 2008 году. Это обстоятельство, а также приезд Майкла Макфола послом США в России в период между парламентскими и президентскими выборами дают обильную пищу для размышлений о не прекращающихся попытках открытого и многопланового вмешательства Вашингтона во внутренние российские дела. К этому, по сути, США и сводят «перезагрузочный» курс в американо-российских отношениях, который, как утверждают американские эксперты, разработал всё тот же Майкл Макфол.


Вернуться назад