Инициативы Медведева неоднозначны
Виктор Мартынюк
Лидеры карликовых партий никогда не смогут договориться друг с другом об объединении, считает эксперт Начиная подводить итоги уходящего года, уже сейчас можно с определенной уверенностью констатировать, что прошедшие на его излете «декабрьские восстания» послужили мощным импульсом к преобразованию политической системы страны, причем почти до неузнаваемости. Съезд «Единой России» дал, в общем-то, ожидаемый ответ, и «политический планктон» начал смиренно и заранее привыкать к очевидной и, как тогда казалось, уже бесспорной конфигурации будущей политсистемы. Разве что рейтинги тандема и партии «Единой России», представляемые респектабельными социологическими службами, сбивали кого-то с толку, но при этом мало кто сомневался (включая и автора этих строк), что партия власти легко и с лихвой преодолеет 50%-й барьер, если и недобрав до рекорда прошлых выборов, то самую малость. Декабрь в этом смысле стал «судным месяцем» для правящей бал бюрократии. И если первые протестные акции власть пресекла по инерции, привычно умолчав о протестах тех, кто оказался несогласен с арифметикой Центризбиркома, то к самому митингу 10 декабря на Болотной площади оказалась уже не вполне готова. Отсюда – и лихорадочная во многом реакция, направленная на стремление как можно быстрее и всеми подручными средствами затушить пожар. Причем если первые реакции (они же комментарии) были по большей части скорее нелепыми и рельефно показывали растерянность партийной верхушки единороссов, то дальнейшие заявления и, более того, действия власти стали демонстрировать оппозиции: «Мы вас услышали». Причем демонстрировать даже как-то приторно и нарочито. Апофеозом этого и стало пресловутое послание Федеральному Собранию от покидающего свой пост президента Медведева. Речь Медведева, произнесенная в Георгиевском зале Кремля, была пропитана духом либерализма. Фактически глава государства транслировал тезисы оппозиции, в т. ч. и несистемной. Президент говорил о необходимости реформирования политической системы, озвучил такие еще недавно казавшиеся абсолютно крамольными идеи, как возвращение губернаторских выборов, упрощение регистрации партий и, опять же, возвращение к старой доброй мажоритарной системе выборов по одномандатным округам. И мало того что озвучил, но на следующий же после оглашения послания день внес в Думу проект поправок к Закону «О политических партиях». В случае вероятного принятия данного закона уже с 1 января 2013 года в России начнет действовать новый, облегченный порядок регистрации политических партий: чтобы «застолбиться» на политическом поле, партии достаточно будет иметь в активе не менее 500 членов в половине российских регионов, что делает порядок регистрации партии фактически уведомительным. Параллельно отменяются и требования к минимальному числу членов партии в каждом конкретном регионе: теперь данная цифра может быть регламентирована уставом конкретной партии. Станет ли этот почин единственным и не суждено ли ему в итоге вообще утонуть в ворохе вполне дежурных законотворческих инициатив, покажут время и... очередная оппозиционная акция на проспекте Сахарова в эту субботу. У несистемщиков Медведев своим посланием выбил целую колоду козырей, априори превратив «новую Болотную» в митинг поддержки президентских инициатив. И как это обыграют сперва сама оппозиция, а следом за ней и власть – прекрасная тема, пища для взбудораженного экспертного сообщества... Предложенные главой государства в ходе оглашения послания Федеральному Собранию новации по организации политической системы в беседе с обозревателем KM.RU прокомментировал президент Фонда «Центр политических технологий», известный политолог и политтехнолог Игорь Бунин: – Это приведет к массовому клонированию маленьких и карликовых партий, часть из которых будет инициироваться сверху, а часть – снизу. В первом случае и сам руководитель будет «назначаться» – по типу того же «Правого дела». А что касается случаев регистраций партий по «инициативе снизу», то, откровенно говоря, собрать 500 человек в половине субъектов Федерации вообще ничего не стоит. Но, с моей точки зрения, это – все-таки слишком малый порог, который поспособствует образованию множества идеологически идентичных партий-клонов, лидеры которых никогда не смогут при этом договориться друг с другом. Сама эта норма помешает объединению: когда есть возможность зарегистрироваться с имеющимися 500 членами – зачем объединяться? С моей точки зрения, лимит надо было бы увеличить хотя бы до нескольких тысяч членов, быть может, до 10 000 в половине регионов, не больше. Но как решили – так решили, 500 – так 500. На выходе будут тысячи партий... Лично я особого смысла в таком раскладе не вижу. Но ведь мало просто зарегистрироваться. Чтобы партии было с чем выйти к обществу, она должна иметь лидера, достаточное финансирование и четкую внутреннюю структуру. Таким образом, заведомо слабые партии уйдут с политического поля, отсеются путем естественного отбора. Потому-то я и говорю, что оптимальным был бы нижний порог хотя бы в несколько тысяч членов, чтобы отсеивать совсем уж бессмысленных карликов. – А что Вы можете сказать об инициативе Медведева по возвращению к одномандатным округам? – Пока еще непонятно, что же толком нам предлагается – то ли восстановить мажоритарку, но через партийную систему, когда лишь партии предлагают одномандатников, либо же предложат некую пропорциональную систему... Я не понимаю пока, как это будет реализовано, но думаю, что, скорее всего, обязательным условием все же будет представительство кандидата от зарегистрированной партии. Конечно, не могу говорить это с уверенностью, но можно с позиции здравого смысла предположить, что партийная принадлежность будет, так или иначе, определяющей.
КМ.ру
Вернуться назад
|