ОКО ПЛАНЕТЫ > Новость дня > Маленький человек и прикладная психология доктора Геббельса
Маленький человек и прикладная психология доктора Геббельса9-09-2011, 19:55. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
|||||
Маленький человек и прикладная психология доктора Геббельса
Доктора Геббельса принято считать отцом пропаганды. Но формально это не так. Всегда и везде, где кто-то кого-то о чём-то информирует с целью к чему-либо подвигнуть, на практике осуществляется пропаганда. Латинское слово «propaganda» происходит от названия созданной в 1622 году католической организации «Congregatio de propaganda fide» – «Конгрегация подлежащей распространению веры». Потакая своему занудству, заглядываю в справочники: «Пропаганда – распространение политических, философских, научных, художественных и прочих взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности» (Большая советская энциклопедия). «Пропаганда сводится к более-менее систематическим попыткам манипуляции мнениями и убеждениями людей посредством различных символов: слов, лозунгов, монументов, музыки и т. д. От других способов распространения знаний и идей пропаганда отличается нацеленностью на манипуляцию сознанием и поведением людей. Пропаганда всегда имеет цель или набор целей… Для достижения этих целей пропаганда отбирает факты и представляет их таким образом, чтобы воздействие на сознание было наибольшим. Для достижения своих целей пропаганда может отбрасывать некоторые важные факты или искажать их, а также пытаться отвлечь внимание аудитории от других источников информации. Преднамеренное искажение и фильтрация информации отличает пропаганду от образования» (Энциклопедия Британника). Итак, цель пропаганды: манипуляция сознанием и поведением людей. Методология: преднамеренное искажение и фильтрация информации. Во втором определении фраза об отличии пропаганды от образования представляется мне, как минимум, неточной. Если речь идёт о преподавании естественных и точных наук, то с этой формулировкой можно было бы согласиться. Если же речь идёт о преподавании, к примеру, истории, то здесь на практике осуществляется та же пропаганда. Каждое государство, занимаясь образованием своих граждан, является заказчиком по отношению к авторам учебников. А, как известно, кто платит, тот и музыку заказывает. Помню, когда только поступила в институт, первым делом всех вновь поступивших направили в институтскую библиотеку, где каждому выдали набор учебников для первого курса. Когда я притащила тяжеленную сумку с книгами домой, отец попросил показать ему учебники. Увидев «Историю КПСС», он засмеялся и достал с полки «Истории КПСС» и «Истории ВКПб» разных годов издания, отметил в оглавлениях всех экземпляров по нескольку разделов и сказал: «Прочитай и сравни. Это для того, чтобы ты никогда не воспринимала что-либо написанное в официальных источниках как аксиому». Хорошо спланированная и срежиссированная пропаганда во всех её проявлениях является мощнейшим источником воздействия, особенно на неокрепшие молодые умы. Недавно читала об одном журналистском эксперименте: журналистка проехалась по нескольким постсоветским государствам, побывала в школах России, Украины, Беларуси и Литвы, поприсутствовала на уроках истории. В Литве показательным было то, что даже школьники русского происхождения негативно высказывались об общем прошлом и о сегодняшних отношениях с Россией. При этом чувствовалась умелая режиссура педагогов. На Украине дети были более позитивны, чем их литовские сверстники, и в отношении общего прошлого, и отношений с Россией сегодня. Самыми позитивными в этом смысле оказались белорусские школьники. С российскими школьниками журналистка общалась, к сожалению, только в Москве. Дети в основном положительно оценивали совместное прошлое, а вот взгляды на настоящее – отношения России с бывшими республиками СССР – колебались от позитивных до негативных. Но вот что неприятно поразило лично меня, так это то, что все: и литовские, и украинские, и белорусские и российские школьники – называли Великую Отечественную войну Второй мировой. Вот вам и отличие образования от пропаганды! Вторым неприятным моментом было то, что большинство ребят во всех странах говорили, что хотят получить престижные профессии и реализовывать себя за рубежом. Понятно, что не всем желающим это удастся, но показателен сам факт. И факт этот – тоже результат пропаганды, которая не устаёт повторять, что нужно уметь быть конкурентоспособным, что ценность человека определяется его общественным успехом, а мерилом оного далеко не в последнюю очередь являются деньги. И, как следствие: где деньги, там и родина. Пропаганда предполагает наличие субъекта и объекта (объектов) пропаганды и осуществляется в интересах субъекта, то есть этакий «сам себе режиссёр». Чтобы осознать цели конкретной пропагандистской кампании, нужно хорошо представлять себе интересы того, кто её осуществляет. Классическое: ищи, кому выгодно. Осуществляются пропагандистские действия всеми доступными субъекту этих действий методами и средствами. Средства осуществления пропагандистских действий могут быть разными, от самых банальных (распространение слухов и анекдотов) до подключения возможностей всех средств массовой информации (в случае государственной пропаганды). Произведения искусства тоже могут служить пропагандистским целям: книги, картины, плакаты, билборды, монументы. Недаром новые власти государств зачастую сносят памятники прежней эпохи правления – уничтожают безмолвные наглядные средства пропаганды прежнего режима. Вот и на постсоветском пространстве постоянно возникает тема уничтожения всех напоминаний о «тоталитарной эпохе» – о нашем советском прошлом. Наблюдая события последних 25-ти лет, с прискорбием замечаю, что посеянные ядовитые пропагандистские семена розни между братскими когда-то народами СССР дали свои не менее ядовитые всходы. Тем более что всходы эти постоянно поливаются новыми порциями яда всеми заинтересованными сторонами. Развал СССР или расчленёнка, как называют эту операцию осведомлённые лица, не был бы возможен, если бы не была проведена мощнейшая подготовительная пропагандистская кампания. У народов СССР подогревались чувства отличия, естественно, в лучшую сторону, от других народов и, особенно, от русского народа и необходимость своей исторической судьбы. Для этого без зазрения совести создавались мифы об историческом прошлом народов, населявших СССР, о великодержавном шовинизме русского народа, который угнетал все остальные народы в затерявшемся в веках прошлом и в настоящем. Для русского народа тоже подбрасывались мифы об обиженности и ущемлённости всеми остальными соседями по советской коммунальной квартире. В качестве аргументов выдвигались такие несостоятельные факты, как отсутствие компартии РСФСР и тому подобное. И результаты не заставили себя ждать – в 1988-1989 годах республики Прибалтики, подогреваемые извне и изнутри на предмет «преступности» пакта Молотова-Риббентропа, приняли Декларации о суверинитете. А 11 марта 1990 года Верховный Совет Литвы принял решение о восстановлении независимости Литовской Республики. Таким образом, Литва стала первой советской республикой, провозгласившей свою независимость. В мае 1990 года задекларировала свой суверенитет Грузия, которую возглавлял на тот момент диссидент и националист Гамсахурдиа. Следующей за ними республикой, декларировавшей свой суверенитет, стала, как это ни странно, РСФСР – самая большая и системообразующая республика СССР. 12 июня 1990 года первым Съездом народных депутатов РСФСР была принята «Декларация о государственном суверенитете РСФСР». Позднее день 12 июня стал праздничной датой и, начиная с 1992 года, по постановлению Верховного Совета Российской Федерации отмечался как «День принятия декларации о государственном суверенитете России». Видимо, осознав нелепость слова «суверенитет» в этой декларации или, скорей всего, по подсказке более компетентных «товарищей» 12 июня 1998 года Ельцин в своем телевизионном обращении предложил переименовать этот праздник в «День России». Обратите внимание на год принятия этой декларации – 1990. Именно в этот год вслед за РСФСР декларировали свой «суверенитет» остальные республики Союза. За исключением Азербайджана, который сделал это позже всех – в 1991 году. Так называемый парад суверенитетов остальных союзных республик – провозглашение независимости и признание приоритетов законов своих республик над законами СССР, пришёлся на 1991 год. Катализатором чего в большинстве случаев стал так называемый августовский путч. Сегодня многие из людей, вовлечённых в августовские события 1991 года в Москве, кардинальным образом пересмотрели свои воззрения, осознав, что пали жертвой вредоносной пропаганды. И только безгрешный может бросить в них камнем. А кто безгрешен? Особенно все уродства, порождённые пропагандой, заметны на примере трёх братских народов, а правильнее сказать, на трёх ветвях одного русского народа: русских, украинцах и белоруссах. До сих пор то тут, то там раздаются крики: проклятые москали развалили державу, а теперь продолжают гнобить свободолюбивых украинцев, белоруссов и т.д. ценами на газ и имперской политикой. Или: вороватые хохлы захотели жрать своё сало под одеялом и тырить российский газ, а халявщики бульбаши хотят на российском горбу в рай въехать. О чём это свидетельствует? О том, что ещё не все жертвы той прежней пропагандистской кампании прошли естественную реабилитацию, а тут уже и новые кампании подоспели – успевай открывать ворота, а вернее, глаза, уши и рты. Государственная пропагандистская машина во всех странах обороты не сбавляет, где с меньшим, где с бОльшим успехом, где просто топорно, но, как говорится, контора пишет. И всё же доктора Геббельса можно назвать отцом пропаганды, поскольку он был им фактически. Пожалуй, он первый руководил осуществлением пропагандистских действий с учётом психологии объекта этой пропаганды – маленького человека. Кто такой этот маленький человек? Он может быть очень даже высоким и плечистым. Он может занимать самое незавидное общественное положение, а может находиться на высокой общественной ступени. Главные его отличительные особенности – это психологическая незрелость и внушаемость. Что до внушаемости, то большинство людей в определённые моменты своей жизни могут стать внушаемыми. Тут важную роль играет морально-психологическое состояние человека – в подавленном состоянии, в состоянии стресса он более внушаем. Вспомните кадры из детективных фильмов – следователь (истязатель), тёмная комната, лампа, направленная в глаза подозреваемому (жертве) и грозные окрики: «Ты украл, убил, изнасиловал...» . Даааа, не все выдерживают. Но всё же главное свойство маленького человека – психологическая незрелость. Она родом из детства. Это привычка на кого-то рассчитывать в решении своих проблем – сначала на родителей, школу, ВУЗ, потом на общество, государство. Привычка не отвечать за свои поступки, привычка перекладывать вину за содеянное на кого-то, часто на тех, кто рядом – родных, друзей, коллег. Вспомните своё детство и как часто вы признавали, что именно вы, а не соседский Вася, разбили мячом окно или любимую мамину вазу. Конечно, многие вырастают и становятся взрослыми не только по факту рождения, а и по факту соответствия свой психологии своему возрасту. Тогда разбитые в прошлом окна и уловки с целью избежать наказания вспоминаются только, как забавные эпизоды давно ушедшего детства. Но маленький человек потому и маленький, что ему все что-то должны и в чём-то виноваты. Все, только не он. У него не сложилась семья – виноваты жена, муж, свекровь, тёща, нужное подчеркнуть. Не складываются отношения на работе – виноваты коллеги, начальник. Он не занимает того места в жизни, которое, по его мнению, ему полагается за его неимоверные таланты и заслуги, – виноваты родители, не обеспечившие необходимые стартовые условия, виновато общество, государство. Поэтому маленьким человеком очень легко манипулировать – он сам идёт в руки к манипуляторам-пропагандистам. Он жаждет переложить непосильную ношу ответственности за свою жизнь на того, кто ему пообещает благоденствие, кто ему укажет на того, кого назначат виноватым во всех его бедах и бедах других, таких же маленьких человеков. Если вам на этих страницах или где-то ещё встретятся люди, которые виноватят во всех мыслимых и немыслимых грехах и поливают грязью других только за то, что живут они не в одной стране с ними или думают отличным образом от них, так и знайте – это вакханалия маленьких человеков, поддавшихся на провокацию одуряющей пропаганды розни и взаимоненависти. Не спорьте с ними – они не поймут, пожалейте их – они жертвы. Принцип «разделяй и властвуй», безотказно работающий на политические элиты с древних времён, потому и работает, что мы сами позволяем им своей пропагандой затуманивать нам мозги и стравливать нас между собой. Вернуться назад |