Бывший босс «Рено-Ниссан» заявил, что не добьется справедливого судебного решения в Японии, так почему бы вместо этого ему не ответить на вопросы во Франции?

В истории неожиданного ареста и смещения с поста в 2018 г. Карлоса Гона, богатого и успешного полиглота, который на десятилетия оседлал автомобильную промышленность в качестве главы Альянса «Рено-Ниссан» (Renault-Nissan), есть определенный налет кинематографичности: тут вам и задержание в Японии сразу после спуска по трапу частного самолета, и обвинение (отвергаемое Гоном) в получении незадекларированного дохода и злоупотреблении денежными средствами, и суровые условия содержания и контроля со стороны японской прокуратуры, ну и спекуляции о том, что его падение на самом деле есть не что иное, как тактический ход, чтобы помешать углублению альянса между фирмами «Ниссан» и «Рено», чего не хотелось бы Токио.

Но даже в сценариях киносериалов компании «Нетфликс» (Netflix), которые, как утверждают, с удовольствием стал смотреть Гон после освобождения под залог, вряд ли удастся обнаружить экстравагантную развязку, подобную его истории. Во вторник бывший босс «Ниссан Мотор Ко.» (Nissan Motor Co) и французской корпорации «Рено» подтвердил, что он тайно покинул Японию и сейчас находится в Ливане, откуда родом его прародители во втором поколении и откуда его вряд ли экстрадируют.

Остается загадкой, как ему удалось ускользнуть из-под контроля системы правосудия Японии. Он находился там под пристальным надзором прокуратуры, а его паспорта (гражданина Франции, Бразилии и Ливана) по-прежнему на руках у его местных адвокатов. Поскольку суд над Гоном не мог не омрачить праздника токийской Олимпиады-2020, вероятно, Япония просто решила избежать подобного конфуза. Может и так, а иначе получается, что известная своей суровостью система правосудия страны только что испытала весьма скандальный конфуз.

Оказавшись в безвыходном положении от решения Партнерства «Фиат-Крайслер Отомобайлз» (Fiat Chrysler Automobiles NV) о слиянии с корпорацией «Пежо» и всячески пытаясь противостоять падению продаж и прибыльности, «Рено» и «Ниссан» уже находятся в ситуации кризиса. А теперь поносимому архитектору их альянса ничто не мешает свести счеты с обеими компаниями. Именно «Ниссан» мгновенно отстранила Гона с поста председателя сразу после его ареста и начала расследование его деятельности, после чего он сам покинул пост руководителя и председателя «Рено», что породило сомнения относительно его расходов, которые не входят в себестоимость, но уменьшают годовую прибыль. 

Если бы он действительно боялся одиозной правовой системы Японии, ему бы для прояснения ситуации серьезно стоило подумать о возвращении во Францию вместо того, чтобы отсидеться в Ливане. 

Уж слишком большое число уголовных дел в судах Японии завершается обвинительным приговором, а предварительное разбирательство по делу Гона вызывает массу критики: и его содержание в одиночной камере, и допрос без адвоката, и запрет на свидание с женой — все это выставляет не в лучшем свете систему правосудия Японии.

Поэтому вполне оправдано заявление Гона, прозвучавшее во вторник, о том, что он не скрывается от правосудия, а скорее от «отказа в правосудии». В Ливане его, скорее всего, встретят с распростертыми объятьями — по всей стране на волне его ареста рекламные щиты взывали «Все мы — Карлос Гон», но весьма сомнительно, чтобы Франция и концерн «Рено» отреагируют похожим образом. 

В связи с арестом сформировался образ Гона, как блестящего, но авторитарного руководителя, который считал себя недооцененным, несмотря на ежемесячную зарплату в 17 миллионов долларов и оплату Альянсом «Рено-Ниссан» счетов по содержанию его зарубежных особняков. Бал в стиле Марии-Антуанетты, устроенный в Версале для его супруги и оплаченный «Рено», хорошо характеризует его как руководителя фирмы, который пренебрегает нормами корпоративного поведения. В сентябре он урегулировал обвинения, выдвинутые Комиссией по ценным бумагам и биржам США по поводу того, что он и «Ниссан» не стали раскрывать данные о сумме в 140 миллионов долларов, выплаченной ему в качестве компенсации и вознаграждения при отставке. Гон не признал, но и не отверг обвинений, и его оштрафовали на один миллион долларов и запретили занимать директорский пост в течение 10 лет.

Несомненно, что сам факт побега Гона подчеркивает то, что он действует по правилам, не присущим поведению обычного человека.

Все это грозит стать весьма неприятной проблемой для президента Франции Эмманюэля Макрона, который столкнулся у себя дома с бурной реакцией на скандальную пенсионную реформу. Слабым местом Макрона является его прошлое привилегированного банкира, вследствие чего, по заявлениям критиков, он слишком доброжелательно настроен к богатым. Поэтому дело Гона так значимо для его политических позиций. Франция уже дистанцировалась от Гона и, скорее всего, останется на таких позициях, а парламентский секретарь министра экономики во вторник вновь заявил, что он не может ставить себя выше закона. 

Перед бегством Гона его жена Кэрол заявила изданию «Блумберг», что поверженному авто-боссу лучше предстать перед судом во Франции, так как его вряд ли ожидает объективное разбирательство в японском суде, а несколько французских законодателей поддержали его возвращение на родину. После того, как Гон отдохнет, ему следовало бы поступить достойно — взбежать по трапу самолета, следующего в Париж.

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.