Brexit фактически подтвердил, что членство Великобритании в ЕС преследовало, в первую очередь, цель максимального торможения процессов политического развития Европы, чтобы не позволить Берлину и Парижу обойти, а, тем более, превзойти Лондон. Как только британцев в Брюсселе "не стало", критичное отставание политического развития конструкции от уровня ее экономической интеграции стало очевидным.
Практически сразу Берлин запустил в общественный оборот идею "Европы двух скоростей", которую поначалу многие, и не без оснований, восприняли как декларацию реформирования ЕС в колониальную империю, в которой немцы метят в метрополию, а все прочие, особенно восточные и южные члены окажутся колониями. Дальнейшее развитие проекта показало, что кроме опасений в Европе действительно еще образовался вакуум целеполагания.
Все там много говорят про интеграцию, но за два десятка лет никто толком не попытался хотя бы в общих чертах сформулировать - к чему, к какой форме политического устройства, процесс интеграции должен придти в итоге. Зато возникло множество евроскептиков, отмечающих откровенно негативную роль ныне созданного в Брюсселе "колхоза", где полномочия большинства членов ЕС значительно превышают реальный размер их позитивного вклада в общий результат.
Решающую роль в выработке итоговой цели евроинтеграции должна сыграть "Белая книга" по вопросу "многоскоростной Европы", опубликованная Еврокомиссией в марте 2017 года. Хотя в ней на всеобщее обсуждение вынесены целых пять вариантов конструкции, по сути, за исключением ряда деталей, все они сводятся к разделению членов ЕС по уровню политических полномочий на "главных" и тех "кто движется медленнее".
Хотя покритиковать там есть что, в целом тенденция логична и естественна. В любом сообществе рано или поздно складывается узкий круг "принимающих решения". В государственных союзах процесс обычно выглядит перераспределением властных полномочий "наверх" с последующим отмиранием звеньев, ставших промежуточными. Тот факт, что ими оказываются национальные правительства, никакого значения не имеет.
Как это обычно бывает, "главными" оказываются те, кто имеет экономическое превосходство. Они уже оформились в так называемую "Большую четверку", которая начала проводить свои встречи отдельно от Брюсселя. Формально туда входят первые четыре крупнейших экономики ЕС – Германия (номинальный ВВП 3,6 трлн. долл.), Франция (2,5 трлн.), Италия (1,9 трлн.), Испания (1,3 трлн.), - по факту действительно главными там являются только Берлин и Париж, так как Италия уже с трудом балансирует на грани финансового краха, а Испания так вообще находится в режиме внешнего кризисного управления.
Таким образом, все декларированные в "Белой книге" инициативы, в конечном итоге, ведут к формированию единого европейского сверхгосударства (его еще порой называют Соединенными Штатами Европы) исходно под общим управлением, прежде всего, Берлина. Как и всегда ранее, в этот раз политика определяется экономикой и вытекает из нее.
В общих чертах речь идет не только о перераспределении властных полномочий внутри Европарламента и Еврокомиссии, но и формировании единых для всей Европы: прокуратуры, высших судебных органов, превращения ЕЦБ из простого генератора евровалюты в полноценный главный общегосударственный банк Европы, создания, по аналогии с МВФ, Европейского валютного фонда и даже выпуска единых еврооблигаций внутреннего займа. Естественно, не осталась без внимания и идея создания собственной единой европейской армии. В ЕС уже одобрен список из 17 проектов постоянного структурированного сотрудничества (PESCO), а также план их реализации.
Хотя считается, что главным препятствием немецкой идее "Европы двух скоростей" являются 22 (из 26) страны, признанные "тормозами интеграции", в действительности ключевой проблемой оказывается расхождение взглядов на результат между Парижем и Берлином.
Французы хорошо понимают степень и перспективы своего экономического отставания от немцев, потому Макрон сейчас пытается максимально быстро реализовать еще пока оставшиеся у Парижа козыри. Потому идею немцев Франция поддерживает активно, пока она еще выглядит "номер два в ЕС", но при этом французская элита желает сразу обеспечить себе в новой Суперевропе гарантированно ключевое место. Которым, как обычно, рассматривается контроль над всеми финансами ЕС.
Париж активно проталкивает не просто переформатирование ЕЦБ и создание ЕВФ, но и программу единых внутренних еврооблигаций. Они позволят Франции и Италии значительно, едва ли не на треть, удешевить госзаимствования, тем самым переложив часть своих финансовых проблем на пока еще успешную германскую экономику. К тому же, статус "главного министра финансов Европы" позволит как извлекать их него прямые финансовые преференции за счет "продажи" своей благосклонности к финансовым заявкам остальных двух десятков "просителей", что, безусловно, прибавит Парижу геополитического веса для компенсации его отставания в экономическом весе от Берлина.
Кроме того, французы всеми силами поддерживают идею общеевропейской армии в расчете не просто сформировать ее вокруг вооруженных сил Франции, но и в надежде получить в итоге в свое прямое подчинение вооруженные силы других членов будущей Суперевропы. При всех оговорках идея не такая уж и фантастичная. В условиях единого паспорта "гражданина ЕС" комплектовать общие вооруженные силы станет возможным всеми желающими. А ими, скорее всего, в большинстве своем окажутся добровольцы из бедных окраин, например, Восточной Европы. В то время как прочим странам будет предложено сэкономить на национальных военных расходах, просто отчисляя в общий военный бюджет ЕС денег меньше, чем их уходило в собственные МО раньше, но при этом получая такой же, а то и более высокий уровень "общей военной защиты".
Вершиной политической конструкции Суперевропы "по Макрону", должен стать отдельный парламент стран Еврозоны по устройству и полномочиям принципиально отличающийся от Европарламента в Брюсселе и даже превосходящий его по значению.
Определенное несогласие немцев с французскими планами не удивительно. Берлину не хочется оплачивать за свой счет амбиции французов, тем более признавать за ними равенство во властных полномочиях. В этом смысле германский подход более консервативен. Новые полномочия ЕЦБ - да. ЕВФ - да. Но никаких внутренних евробондов. Решающие голоса не только в политических, но и в финансовых структурах Суперевропы должны распределяться "согласно купленным билетам", то есть пропорционально экономическому вкладу. Отдельный бюджет для "Европы первой скорости" тоже интересен и даже логичен, но при обязательном соблюдении указанного выше условия. Как и вопрос единой армии. Формировать ее под себя французы смогут, только сохраняя полное ее подчинение этому новому парламенту.
А чтобы снять лишние вопросы, пока идут дебаты вокруг "Белой книги", следует еще сильнее углубить финансово-экономическую интеграцию в ее существующем виде. Иными словами - добиться еще больше экономической зависимости членов ЕС от экономики Германии.
Хотя в настоящий момент проект активно обсуждается всеми странами Евросоюза, в действительности, за исключением буквально пары-тройки участников, все они сегодня являются простыми статистами в политической партии между Берлином и Парижем, от итогов которой и зависит конечный результат.
Специально для ИА REX