ОКО ПЛАНЕТЫ > Новость дня > Поздний ужин пообещал добрый рассвет

Поздний ужин пообещал добрый рассвет


3-10-2017, 09:49. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Поздний ужин пообещал добрый рассвет

Однодневный визит Владимира Путина в Анкару 29 сентября с.г. и двухчасовые переговоры с турецким президентом Реджепом Эрдоганом с глазу на глаз закончились принятием ряда договорённостей сразу в нескольких областях – от экономики и энергетики до сельского хозяйства и обороны.

Это был нестандартный визит – рабочая встреча и поздний ужин. Особых подробностей СМИ не предоставили, но даже сама обстановка итоговой пресс-конференции двух лидеров показала: обозначены новые и добрые перспективы как в двусторонних отношениях, так и в решении ряда международных проблем, в первую очередь сирийского кризиса.

Кремлю за последние два года удалось добиться существенных успехов на турецком направлении. После гибели в Сирии в ноябре 2015 г. пилота российского Су-24 подполковника Олега Пешкова, сбитого турецким истребителем, отношения России и Турции, казалось, достигли дна и вряд ли имели шанс на нормализацию в короткое время. Отсутствие партнерского диалога между нашими странами значительно сужало пространство дипломатичного манёвра для разрешения сирийского кризиса, в прессе мелькали тревожные предположения о возможном прямом столкновении вооруженных сил России и Турции на сирийском театре военных действий.

Всё напоминало уже знакомую по прошлым столетиям ситуацию, когда подзуживаемые англосаксами турки воевали с Россией, а конечным выгодоприобретателем оставалась Англия, нуждавшаяся в контроле над Средиземноморьем. Советская Россия неслучайно в 1921 г. одной из первых признала кемалистскую Турцию, заключив с ней договор о дружбе и братстве – череде российско-турецких конфликтов необходимо было положить конец. Инцидент в небе над Сирией в ноябре 2015 г. был практическим первым за последнее столетие прямым столкновением ВС Турции и России.

Нынешний визит В. Путина в Анкару со всей очевидностью показал, что отношения Москвы и Анкары находятся в стадии оздоровления и охватывают широкий круг вопросов.

В состав российской делегации вошли министр энергетики Александр Новак, замминистра сельского хозяйства Евгений Громыко, главы «Газпрома» и «Росатома» Алексей Миллер и Алексей Лихачёв, начальник Генштаба Валерий Герасимов и спецпредставитель президента по сирийскому урегулированию Александр Лаврентьев, и каждый из них имел возможность предметно пообщаться с турецкими коллегами.

И вот итоги. Достигнута договорённость о запуске первого блока атомной электростанции «Аккую». Объект строится с 2011 г., в период обострения российско-турецких отношений замораживался. Ввод электростанции в эксплуатацию позволит России поставлять электричество турецким потребителям, а это выводит экономическое сотрудничество с Турцией на совершенно иной уровень.

Подтверждены намерения сторон относительно газопровода «Турецкий поток». Протяжённость газопровода – 1100 км. А. Миллер уведомил турецких партнёров о прокладке 300 км, осталось ещё 800 км. «Турецкий поток» соединит по дну Чёрного моря Краснодарский край России с западной Турцией, что позволит поставлять голубое топливо в Юго-Восточную Европу (Болгарию, Румынию) в обход Украины. Интерес к проекту проявляет итальянская компания ENI – присоединение к «Турецкому потоку» позволит ей поставлять газ в Грецию и южную Италию.

Возобновление поставок турецких томатов – ещё одна тема переговоров. После введения Россией эмбарго на импорт томатов из Турции, как ответ на уничтожение российского Су-24, убытки турецкой стороны составили $1,7 млрд. РФ тоже потеряла $1,5 млрд., но частично восполнила потребность в томатах за счёт собственного сельского хозяйства. Наши климатические условия не позволяют российским томатам конкурировать по цене с турецкими. Возможно лишь частичное покрытие потребностей за счёт тепличного хозяйства, что сказывается на стоимости продукта.

Визиту российского президента в Анкару предшествовало заседание Российско-турецкого исполнительного комитета по сельскому хозяйству 13-14 сентября, где вопросу возобновления поставок турецких томатов в Россию было уделено особое внимание как существенной строке турецкого экспорта. Стороны пришли к выводу, что возвращение недорогих турецких овощей на российский рынок выгодно всем, в т.ч. российским покупателям. Теперь, когда Анкара отказалась от враждебной политики по отношению к России, открытие рынка для сельхозпродукции из Турции – вопрос ближайшего времени. В целом же наши страны планируют вывести ежегодный оборот товаров и услуг на уровень в $100 млрд.

Но главной темой переговоров президентов России и Турции была, конечно же, Сирия и сопутствующие темы – курдский вопрос, борьба с терроризмом и т.д. Сирия – южное подбрюшье Турции, уязвимость которого повышается в связи с курдским вопросом. Курды – многомиллионный народ без собственной государственности, проживающий на территории Ирана (4-8 млн.), Ирака (не менее 6 млн.), Сирии (ок. 2 млн.) и Турции (более 13 млн.). Появление на границах этих государств независимого Курдистана существенно перекроит карту Ближнего Востока и нарушит устоявшийся баланс сил в регионе.

Открытым остаётся вопрос: кто окажет курдам поддержку на пути к независимости? В Сирии курды воюют как против ИГИЛ (запрещена в России), так и против законного президента Башара Асада, поддерживая проамериканские сирийские формирования. Получается, что курды как противники исламистов для России – союзники, но как антиправительственная сила в Сирии на финансовом пайке США – одновременно оппоненты.

Курдский вопрос – классическое противоречие между принципом сохранения целостности государства (Сирии, Ирака, Ирана, Турции) и правом народа (курдов) на самоопределение. Отношения между арабами и курдами напряжённые, сообщается об изгнании арабского населения из занятых курдами районов.

Так что нет гарантии, что появление независимого Курдистана не приведёт к новому витку насилия на Ближнем Востоке и появлению новой волны беженцев. Ни одно из ближневосточных государств в этом не заинтересовано, в отличие от США, которым на руку хаос на Ближнем Востоке. Есть опасность того, что курды падут жертвой геополитических махинаций Вашингтона, стремящегося использовать курдский вопрос для давления на неугодные режимы (Сирия, Иран).

Позиция России выражается в уважении к национальным устремлениям курдов при одновременной поддержке территориальной целостности Ирака и др. ближневосточных государств с курдским населением. Такой противоречивый на первый взгляд подход является наиболее конструктивным. Москва не заинтересована в кровавом пересмотре существующих границ и дестабилизации региона, сотрудничает как с центральными правительствами в Багдаде, Анкаре, Дамаске, Тегеране, так и с Иракским Курдистаном, первой курдской автономией на Ближнем Востоке, появившейся в результате поражения Саддама Хусейна в войне с США.

Буквально в день визита В. Путина в Анкару помощник президента по вопросам военно-технического сотрудничества Владимир Кожин подтвердил получение Россией предоплату за поставки Турции ЗРК С-400. Общая сумма контракта – $2,5 млрд. До этого Турция, член НАТО с 1952 г., закупала вооружение только натовского образца. Российские ЗРК не будут интегрированы в натовскую систему распознавания «свой-чужой», а это значит, что они могут эффективно использоваться против объектов НАТО.

Турция создаёт обособленную от альянса национальную систему ПВО и ПРО, т.к. осознаёт степень расхождения своих интересов и интересов своих союзников по НАТО. Финальным аккордом в привилегированном диалоге Турции с США и ЕС можно считать недавнее заявление турецкого лидера Р. Эрдогана, что ЕС нуждается в Турции больше, чем Турция в нём. «Страны ЕС в числе первых, в чьей поддержке мы разочаровались больше всего», – резюмировал глава государства. Отныне Анкара не считает членство в ЕС необходимым условием своего развития, хотя и не будет сворачивать движение в данном направлении, оставляя выбор за Брюсселем.

С покупкой российских ЗРК Анкара будет чувствовать себя увереннее в диалоге с США и ЕС, не опасаясь в будущем возможных ограничений на поставку вооружений из западных стран, которые могут быть компенсированы за счёт российских поставок. Анкара придерживается многовекторной политики в вопросах военно-технического сотрудничества, пытаясь одновременно наладить диалог с Францией, Италией, Австрией, Японией, Китаем. Пассивность России на этом направлении привела бы к тому, что наш турецкий сосед полностью бы удовлетворил свои потребности в вооружении за счёт других государств, лишив Москву присутствия на своем оружейном рынке и вытекающего отсюда влияния.

Российско-турецкое партнёрство находится сейчас в фазе прорыва. Ещё пару лет назад никто не ожидал такого стремительного улучшения климата российско-турецких отношений. Это, конечно, не исключает возникновения противоречий в будущем или разных взглядов на те или иные политические проблемы на Ближнем Востоке. Но главное – это не исключает и возможности Москвы и Анкары конструктивно решать назревшие проблемы за столом переговоров к взаимной выгоде.

Источник


Вернуться назад