В Москве прошла встреча министров иностранных дел РФ, Ирана и Турции, на
которой были согласованы основные принципы урегулирования в Сирии.
Главные моменты:
1. Сирия должна сохраниться в прежних границах и остаться светским
государством. Это сразу отсекает от проекта суннитских радикалов
мечтающих о Сирии живущей по законам шариата, и курдов, мечтающих о
независимом сирийском Курдистане.
2. Вместе с тем, предполагается, что Сирия должна обеспечить
межконфессиональный и межэтнический мир, что оставляет открытой дверь
как для курдов, так и для суннитских исламских группировок, которые
захотят строить новую Сирию.
3. Стороны договорились совместно воевать не только с Халифатом, но и с
"Ан-Нусрой", что для Турции является серьезным прогрессом (тут правда
надо еще посмотреть, насколько слова не разойдутся с делами).
4. Россия, Иран и Турция готовы стать посредниками по прямым переговорам
между Асадом и оппозицией, а так же приглашают в свой формат других
спонсоров боевиков (США, Саудовскую Аравию, Катар, Иорданию и т.д.)
По сути, российская коалиция, к которой еще более тесно примкнула Турция
предлагает свой формат урегулирования в обход Венского и Женевского
формата, а так же двусторонних сделок между США и РФ, которые не дали
результата. Боевикам скорее всего будет предложено договариваться с
Асадом без всяких предварительных условий, но тут важно понимать, что
участие в этих переговорах могут принять боевики зависимые от Турции, но
если Саудовская Аравия и Катар откажутся, то все сведется к ситуативным
договоренностям Дамаска и протурецких боевиков. Впрочем, Россия и Иран
тут скорее заинтересованы в том, чтобы сгладить конфликт между Дамаском и
Анкарой, что облегчит общее положение Сирии. Эрдоган своим фактическим
поведением во время завершающего этапа битвы за Алеппо доказал, что он
может выполнять взятые на себя договоренности и явно не намерен на
текущий момент перебегать в другой лагерь, чем Россия и Иран очевидно
хотят воспользоваться, закрепив новые отношения с Эрдоганом через новые
военно-политические договоренности, часть из которых остается за кадром.
Для РФ это важно еще и по той причине, что имея среднесрочные
договоренности с Эрдоганом и обязательства Турции по северной Сирии, РФ
будет проще разговаривать с США при Трампе, когда будут обсуждаться
вопросы будущего Сирии и курдов. Позиция Турции, которая начинала войну в
обозе у американцев и саудитов, а в 2016 отдрейфовала к
российско-иранской коалиции, достаточно существенный фактор в сирийских
делах.
В этой связи, версия о провокации связанной с убийством посла РФ в
Анкаре, выглядит достаточно вероятной, так как подобные политические
шаги со стороны Турции, а так же закрытые контакты турецкой армии и
разведки с военными РФ и Ирана, вызывают серьезное раздражение как в
монархиях Персидского залива, так и среди евроатлантических элит. В силу
топорности провокации, вряд ли это повлияет на текущий формат
российско-турецких отношений. Нельзя не отметить, что Эрдоган сразу все
понял и начал звонить в Кремль, принося соболезнования, а потом публично
проклинал убийц посла, причем о не не сказал про самого убийцу, а более
многозначительно "проклинаю тех, кто это сделал", что сразу отметает
версию об убийце одиночке.
В целом, для РФ и Ирана такая позиция Турции представляется выгодной,
так как год назад Турция скорее была среди их врагов, а ныне если и не
стала союзником, то продолжает выступать удобным попутчиком в
продолжающейся сирийской войне, что уже поставило крест на планах США по
единому независимому сирийскому Курдистану и помогло завершить битву за
Алеппо в пользу Асада. Что главное, страхи Турции связанные с сирийским
Курдистаном, позволили втянуть ее в борьбу за территориальную
целостность Сирии, как бы это смешно не звучало. В этом отношении, если
российско-ирано-турецкие договоренности в плане политического
урегулирования начнут реализовываться, это будет иметь последствия не
только для Сирии, но и для всего региона, так как будет показано, что
можно решать региональные вопросы вообще без США. Полагаю, что новая
администрация Белого Дома это понимает и она не упустит возможности
включиться в переговорный процесс учитывающий новые реалии.