ОКО ПЛАНЕТЫ > Новость дня > Политика нравственности и справедливости
Политика нравственности и справедливости2-12-2016, 07:23. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Политика нравственности и справедливостиМежду тем речь руководителя Российской Федерации носила в определённом смысле вполне революционный характер, если понимать под этим не желание мгновенного результата путём разрушения старого мира, а целенаправленное движение к отстаиванию качественно новых для существующих реалий принципов и целей. Не в первый раз вообще, но так акцентированно и в самом начале речи, наверное, впервые Владимир Путин поставил в основу всего российского государственного устройства нравственность человека и справедливость социальных отношений. Эти две ценности прошли красной линией сквозь все упомянутые президентом темы и предлагаемые им решения проблем. Традиционно назвав смыслом государственной политики своего многолетнего правления "сбережение людей, умножение человеческого капитала", Владимир Путин сделал акцент не столько на количественном увеличении этого богатства, сколько на качественном его улучшении. Для российского государства всё важнее становится не голый факт рождения большого количества граждан для отчёта по демографии, но их нравственное состояние и воспитание наилучших общественно полезных качеств. А это революционные изменения, учитывая циничную монетарную политику либерального экономизма постсоветских лет, когда человек воспринимался исключительно как потребитель, экономический ресурс или обуза. Владимир Путин в лицо чиновникам и всем собравшимся в Георгиевском зале Кремля статусным людям страны заявил, что "нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую". Сказано это было относительно образования, но сформулировано как необходимая установка для всех россиян во всех сферах жизнедеятельности.А что такое "нравственная основа"? Это, согласно наставлениям упомянутого президентом Дмитрия Сергеевича Лихачёва, желание и умение поступать по совести и согласно высшим моральным образцам культуры. Равнодушным людям эти слова покажутся пустыми и скучными, а рассерженным циникам даже лживыми, но те, кто не поймут искренности и важности заявления президента, вскоре могут оказаться лишними в Георгиевском зале. Владимир Путин прямо указал и предупредил: "Общество решительно отторгает спесь, хамство, высокомерие и эгоизм, от кого бы всё это ни исходило, и всё больше ценит такие качества, как ответственность, высокая нравственность, забота об общественных интересах, готовность слышать других и уважать их мнение". Не называя прямо имена и резонансные события, национальный лидер даёт понять, что в курсе и преступных выходок мажоров, и наезда представителей культуры на государство, и обострившихся разборок между "красными" и "белыми", и страхам про "1937 год" в связи с антикоррупционными делами – и даёт им конкретную оценку. Так, сторонникам речи Константина Райкина, обвинившего Минкультуры в цензуре, Владимир Путин ответил более чем доходчиво: "Это не значит, что, жонглируя красивыми словами и прикрываясь рассуждениями о свободе, кому‑то можно оскорблять чувства других людей и национальные традиции". Подчеркнув в то же время недопустимость агрессивного поведения противников Райкина, президент дал понять, что никто не имеет права присваивать себе монополию на истину в тех же вопросах культурной деятельности, а личная свобода самовыражения не должна заслонять высоких целей искусства в нравственном развитии общества. Это же касается и усиливающихся накануне 100-летия великой русской революции провокаций и спекуляций вокруг обид прошлого, выяснения отношений между "красными" и "белыми". Владимир Путин в очередной раз призывает не спекулировать на трагедиях, а тщательно и ответственно изучать их, чтобы не допустить повторений: "Недопустимо тащить расколы, злобу, обиды и ожесточение прошлого в нашу сегодняшнюю жизнь, в собственных политических и других интересах спекулировать на трагедиях, которые коснулись практически каждой семьи в России, по какую бы сторону баррикад ни оказались тогда наши предки. Давайте будем помнить: мы единый народ, мы один народ, и Россия у нас одна". Идеи нравственности и справедливости проводятся в послании и в разборе других, более предметных и приземлённых тем. Так, в здравоохранении, в последние годы сделавшем ставку на техническое оснащение и обновление инфраструктуры, провозглашено приоритетное внимание медицинским работникам - к нехватке кадров на местах, перегруженности их графика и недостатку квалификации. Президент поставил задачу освободить врачей от рутины с помощью информационных технологий и предоставить возможность переквалификации. Такая же задача поставлена перед НКО – фактически им предложено переориентироваться с абстрактных политических задач, используемых, как правило, против государства в интересах зарубежных стран, на реальные социальные проблемы. То есть оказывать помощь по-настоящему нуждающимся людям, а не имитирующим политические преследования иноагентам. Во взаимодействии системы школьного образования и большой науки предложено воспитывать культуру исследовательской, инженерной работы: на основе 40 центральных детских технопарков в России создадут сеть кружков технической направленности по всей стране. Причём в их работе должны быть заложены принцип поиска новых решений и доступности: "чтобы у ребят было ясное понимание: все они имеют равные возможности для жизненного старта". Всё это конкретные проявления нравственности и справедливости как новых принципов в госуправлении, провозглашённых без лишнего пафоса и агитации в нынешнем послании президента. Было бы самонадеянно утверждать, что все они обязательно реализуются в ближайший год, особенно учитывая, что немалая часть как управленческой, так и бизнес-элиты по-прежнему живёт критериями личной выгоды, а не общественной пользы. Характерен пример с российскими банками, который привёл Владимир Путин: за последние два года государство влило в них 827 миллиардов рублей, но кредитование реального сектора не выросло, а даже снизилось. Мягко выражаясь, владельцам отечественных банков побоку нравственность и справедливость, они предпочитают более твёрдую валюту. В связи с чем возникает вопрос о необходимости не менее твёрдых аргументов государства, которые убедили бы такого рода несознательных граждан в пользе нравственного поведения. Эдуард Биров LIFE.ru Вернуться назад |