Многие
проблемы миграции страны Западной Европы создали сами. И дело не только
в их участии в ближневосточных авантюрах США, спровоцировавших
беспрецедентный поток беженцев и мигрантов.
С
середины прошлого века Европа, столкнувшись с нехваткой рабочей силы и
ее высокой стоимостью на внутреннем рынке труда, с переменным успехом
вводила иммиграционные правила, которые должны были стать стержнем её
экономического развития. Десятилетиями страны «золотого миллиарда»
создавали условия, стимулирующие трудовую миграцию. Труд
работника-иностранца позволял значительно снизить издержки производства,
а иммигрант-нелегал вообще существовал вне какого-либо правового поля и
потому представлял собой идеального наёмного работника.
Как
замена носившему негативную окраску термину Fremdarbeiter,
обозначавшему в нацистской Германии человека, ввезенного в страну для
принудительных работ, в послевоенные годы в Западной Германии появился
термин Gastarbeiter. По всей видимости, он был предложен первым
федеральным канцлером ФРГ Конрадом Аденауэром, правительство которого
заключило в 1950-1960 годах договоры с рядом стран с целью привлечения
на работу в Германию иностранцев на временной основе. Идея ротации
рабочих-мигрантов, заложенная в основе этих договоров, не выдержала
проверки временем. Желая снизить издержки, германский бизнес активно
лоббировал отмену ротации, а приехавшие из стран с менее развитой
экономикой работники не спешили возвращаться на родину. В результате
численность трудовых мигрантов в ФРГ в период 1960-1973 годов возросла
почти в 10 раз - до 2,6 млн. человек. В процентном отношении число
иностранцев в ФРГ увеличилось с 1,2% в 1960 г. до 4,9% в 1970 году.
Схожая
картина сложилась и в других странах Западной Европы. Известный
французский историк Gérard Noiriel в начале 2000 годов указывал на то,
что до трети современного населения Франции – потомки недавних
иностранных переселенцев. Проблема иммиграции во Франции оказалась столь
острой, что в 2007 году указом президента Саркози в правительстве было
создано новое ведомство – Министерство иммиграции, интеграции,
национальной идентичности и совместного развития.
Для
бывших колониальных метрополий важными поставщиками дешёвой рабочей
силы стали их вчерашние колонии, а некоторые государства добровольно
приняли на себя «социальные обязательства» по квотированному размещению
на своей территории выходцев из стран третьего мира.
Не
был исключением и социалистический лагерь. В ГДР, правда, «приглашенные
рабочие» существовали в условиях настолько жёстких, что оставаться в
стране нелегально после окончания договоров мало кто мог и хотел. Из 94
тысяч иностранных рабочих, находившихся в ГДР в 1989 году, после падения
Берлинской стены в стране остались единицы.
В
большинстве случаев иммигранты, легальные или нет, рассматривались как
дешёвое топливо для локомотива европейского «экономического чуда».
Как
во времена Конрада Аденауэра, так и сегодня, этноцентризм «коренного»
европейца делает иммигранта в его глазах человеком второго сорта
(устоявшийся термин «иммигрант во втором поколении» – immigrés de
deuxième generation – один из ярких примеров такого отношения). В
истории трудовой миграции в Европе сложно найти примеры попыток
культурной интеграции новоприбывших, выходящие за рамки национальных
праздников на площадях и бесплатных языковых курсов. Европейский
мультикультурализм, о провале которого заявляли Дэвид Кэмерон в 2008-м,
Ангела Меркель в 2010-м и Николя Саркози в 2011 году, представлял собой
воплощение известной французской поговорки: нет ни одной проблемы,
которая не решалась бы её игнорированием.
Покровительственно-пренебрежительное отношение к культуре приезжих в
совокупности с низким уровнем оплаты их труда привело к образованию
внутренних национальных, этнических и религиозных анклавов. Некоторые
районы Берлина (Neukölln – 40% населения негерманского происхождения) и
часть парижских пригородов (печально известный Clichy-sous-Bois) – яркие
примеры ответа иммигрантов на культурную изоляцию.
Следующим
шагом на пути к кризису стал рост социальной напряженности. Все
статистические исследования указывают на повышенный уровень безработицы
среди иммигрантов и их потомков. Иногда этот показатель более чем в два
раза выше, чем у соответствующих групп коренного населения. Сюда можно
добавить и отсутствие у иммигрантов возможности полноценно участвовать в
экономической жизни, начав, например, собственный бизнес. Следует
вспомнить, что существует отмеченная американским экономистом Исааком
Эрлихом (Isaac Ehrlich) обратная зависимость между возможностью
участвовать в легальной экономической деятельности и участием в
незаконной.
В
поисках взаимодействия с возникшими в европейских странах
социокультурными изолятами большинство стран пошли по пути
маргинализации изолированных сообществ. От проблемы было решено
откупиться. Однако, как убедительно демонстрирует исследование на
примере США, опубликованное Джорджем
Борхесом в 1999 году, высокий уровень социальных пособий оказывает
«магнетическое» действие на потоки мигрантов. Откупаясь от проблемы,
Европа спровоцировала её крайнее усложнение.
В
ряде случаев была создана ситуация, при которой иммигрантам легче и
иногда выгоднее вообще не искать официального трудоустройства. Всё это
углубляло ров, отделяющий приезжих от коренных жителей. Ни о каком
полноценном «диалоге культур» в таких условиях не могло быть и речи. Как
утверждает известный писатель и комментатор Ральф Питерс, в данном
случае более уместно говорить об апартеиде. И это не могло не привести к
взрыву.
Для
Европы 2016 год начался с новостей из Кёльна о «мусульманах»,
«насилующих немецких женщин на ступенях средневекового собора». В
сообщениях утверждалось, что группы иммигрантов-«мусульман» арабского
происхождения в новогоднюю ночь нападали на женщин, избивали, грабили,
насиловали их. В некоторых изданиях появился искажённый термин «тахарруш
гамаи», означающий якобы исламскую традиционную игру, состоящую в
групповом нападении на женщин. Правые подняли этот термин на знамя как
символ того, с чем пришлось столкнуться Европе. Между тем так называемая
традиция тахарруш гамаи не была известна до 2005 года, когда в Египте в
разгар «арабской весны» беспорядки на улице начали сопровождаться
групповыми нападениями на женщин. Такие «игры» не имеют ничего общего с
ригоризмом ислама и мусульманским кодексом общественного поведения, и
«тахарруш гамаи» – просто пугало, которое предложили европейцам.
Однако
у проблемы есть и другая сторона. В том же Кёльне, в двух шагах от
знаменитого собора, находится Pascha – крупнейший публичный дом в
Европе. Германия с 2002 года, когда в стране была легализована
проституция, является лидером на этом рынке. По некоторым данным, в
ФРГ трудятся около 400 тысяч проституток, услугами которых ежедневно
пользуются более миллиона мужчин. В этом отношении «христианская» (в
действительности – постхристианская) Германия переплюнула даже Таиланд,
популярный у секс-туристов всего мира. С легализацией проституции в
Германии изменилось и отношение к женщинам: в 2005 году появились первые сведения о
том, что центры трудоустройства в стране стали предлагать обратившимся в
них за помощью безработным места в секс-бизнесе, а за отказ принять
такую вакансию могли лишить социального пособия. Добавим, что
секс-индустрия в Германии – одна из отраслей рынка труда, наиболее
доступных иммигрантам. Только около 25% занятых в этой сфере имеют
немецкое гражданство.
Цивилизованной
Европе надо пристальнее всмотреться в себя. Какими могут представляться
мигранту жители Германии и о каких «христианских ценностях» тут можно
вести речь?
Немцы
– не единственный пример. Дания – ещё одна страна с крестом на
национальном флаге и легальной проституцией. Защищая, видимо, свои
«религиозные ценности», Дания приняла закон о
принудительной конфискации имущества поступающих в страну беженцев в
счёт оплаты расходов на их приём и содержание. Есть чем гордиться!
Так что же осталось от той старой Европы, которую кинулись защищать от беженцев и мигрантов «патриоты-европейцы»?
И
если сегодня заговорили о «крахе Европы» под натиском «новых варваров»,
то на вопрос «кто виноват?» нет простого и однозначного ответа.
Пока
в мире существуют «центр» и «периферия», богатые и бедные страны, будет
существовать и иммиграция. Этот поток, перетекающий из страны в страну,
с континента на континент, не остановят ни заборы из колючей проволоки,
ни закрытые границы, ни жёсткое законодательство. Хотят того европейцы
или нет, но им придётся учиться жить рядом с людьми, пришедшими из иных
культурных миров, и от способности Европы к диалогу с Другим зависит её
выживание.