ОКО ПЛАНЕТЫ > Новость дня > Азиатский вариант неонацизма?

Азиатский вариант неонацизма?


3-05-2014, 10:37. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Азиатский вариант неонацизма?

Апрельский номер казахтанского журнала «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» вышел в свет, полностью посвященный Гитлеру. Это – не исследование, не исторический экскурс, а самая настоящая апология фашизма и Гитлера.



Вот несколько цитат из заглавной статьи под названием «Человек-легенда»: «Для меня Гитлер – великая личность… По Версальскому договору 1919 года немцев не считали за людей. Гитлер не мог спокойно взирать на такое горе немцев, думал, как улучшить положение родного народа. Прочитавший много книг Гитлер – очень умный человек. Он хорошо знал, что за идеологией пришедших к власти в России большевиков и во главе социал-демократических движений Европы стояли евреи… Гитлер – он никакой не фашист, он национал-социалист. Большевики разделяли единую нацию, противопоставляли друг другу ее социальные группы. А Гитлер свою нацию никогда не делил на бедных и богатых. Гитлер – настоящий националист, который боролся за будущее своей нации и никогда не врал».

«Гитлеровский» номер журнала «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» вызвал возмущение общественности и одновременно недоумение. Что это: сознательная провокация неонацистов? Просто неумная попытка заработать популярность на эпатаже? Откуда вообще такие мысли у людей, которые вроде бы никогда не были близки к фашистской идеологии, и как на их публичное высказывание надо реагировать?

«Тема номера журнала вызвала серьезный резонанс, и это правильно. Человечество заплатило страшную цену, чтобы доказать, что идеи расового или национального превосходства, якобы «чистоты крови» носят античеловеческий характер и очень опасны, – считает известный казахстанский политолог Адиль Каукенов. – Сегодня, когда в мире набирают силу этнические конфликты, падает уровень преподавания истории в школах, уроки Второй мировой начали забываться. И это нельзя допустить. Поэтому компетентные органы должны досконально разобраться в этом вопиющем случае, иначе завтра мы получим вал подобной продукции».

Эксперты обращают внимание на то, что в числе авторов скандального номера оказались люди, увенчанные учеными званиями, преподающие в вузах. «Ужасает, что авторы некоторых статей, да еще под такими заголовками, как «В «Майн кампф» многие вопросы поставлены правильно», работают в образовательных учреждениях, – говорит А. Каукенов. – То есть вбивают идеи главной нацистской книги, часть из которых они находят «правильными», в головы молодежи. Будем надеяться, что резкий отпор общества не позволит поднять голову сторонникам Гитлера».

Небезынтересно, что главный редактор журнала Жаркылап Калыбай до этого был известен только тем, что на борту самолета устроил скандал, требуя от стюардессы говорить с ним только на казахском языке. Поэтому есть соблазн свести выпуск скандального номера о Гитлере к «всего лишь» очередной выходке «национал-патриота», который, мол, не преследовал никаких идеологических целей, а лишь использовал «горячую тему» для поднятия тиража.

Однако такой вывод будет и поспешным, и уводящим от сути дела. Становится все явственнее, что корни азиатского неонацизма, ростки которого только стали проявляться, находятся в националистической идеологии, в разной степени проявляющейся в странах региона. Номер журнала о Гитлере не появился вдруг. Почва была подготовлена. На митингах, в социальных сетях частенько встречаются люди, которые пропагандируют идеи нацизма, оправдывая это тем, что «защищают родину», противостоят иностранному влиянию, ибо, по их мнению, только национальное, в узком смысле слова, единство способно сохранить независимость. При этом их не смущает, что постулаты германского нацизма, ввергнувшего мир в неисчислимые бедствия, весьма подходят в качестве базиса их идеологии.

Стране желательно знать своих «героев»: главный редактор журнала «Ж1201;лдыздар отбасы. А1187;ыз адам» Жаркылап Калыбай

соседней Киргизии также не все хорошо. Апологеты Гитлера и неонацизма особо не скрываются, по крайней мере, в социальных сетях открыто заявляют о своих политических и идеологических пристрастиях. Свои взгляды они основывают на утверждении, что главный враг для них – Россия, которая «поработила», лишила национального самосознания народы Центральной Азии. А так как Гитлер боролся с Советским Союзом, чьим правопреемником выступает Российская Федерация, то идеи бесноватого фюрера считаются вполне приемлемыми и в сегодняшней борьбе.

Именно поэтому апологеты гитлеризма в Казахстане и Киргизии, среди которых есть преподаватели вузов, студенты, сотрудники общественных организаций, офисные работники, стараются оправдать участие некоторых своих соотечественников в Великой Отечественной войне на стороне Германии. По их мнению, личный состав так называемых восточных легионов вермахта, в составе которых был и Туркестанский легион, набранный из военнопленных представителей народов Средней Азии и Кавказа, нельзя называть предателями. С точки зрения последователей неонацистской и национал-патриотической идеологии, коллаборационисты воевали не за Гитлера, а против Сталина, за освобождение родины от «сталинского ига».

Как же это утверждение совпадает с доводами украинских националистов, что и Степан Бандера боролся, мол, как с германским, так и советским режимами за свободу Украины! Правда, ему пришлось некоторое время носить немецкую форму и воевать за гитлеровцев, но это была «вынужденная» мера. Во что выливается такая идеология сегодня, видно по глубочайшему украинскому кризису, в который ввергли страну деятели майдана, чьим кумиром как раз и является Бандера. Украинские события должны послужить уроком для властей стран Центральной Азии, но для самих националистов, которые не прочь «побаловаться» идеями нацизма и русофобии, они, как ни прискорбно, могут стать вдохновляющим примером.

Да, пока в других республиках региона аналогичных фактов проявления неонацизма не было. Однако национализм, шовинизм латентно здесь все же существуют. Например, в Таджикистане появление последователей неонацизма трудно представить, считает Ильхом Нарзиев, журналист, политический обозреватель из Душанбе. «Сторонники Гитлера и фашизма в Таджикистане? Вряд ли. Любое проявление, любое высказывание в поддержку неонацизма будет осуждено обществом и государством. Могут высказывать националистические идеи, опять же не воинствующие, не нацистские», – утверждает он. Но настолько ли это безобидно, как полагает эксперт?

Говорить о том, что в Казахстане и Киргизии сформировалось некое организованное движение неонацистов, тоже пока не приходится. Но явление существует. Основа его – националистическая идеология. Бороться с ней, как и неонацистской, по идее – это задача государства и общества. Но не все так просто. Решение проблемы не сводится только, скажем, к вопросам реформирования системы преподавания истории в школах. Положение дел куда серьезнее: многие политики в республиках региона нередко используют националистическую риторику, чтобы удержаться у власти или же получить ее. При этом зачастую политические противники обращаются с одними и теми же лозунгами к одной и той же аудитории, взывая к патриотическим чувствам электората.

Следует также еще раз подчеркнуть, что одной из причин активизации апологетов неонацизма можно назвать пример, который они видят в лице неонацистов, ярых националистов, пришедших к власти на Украине. Для них бандеровцы, ультраправые, национал-патриоты, составляющие киевскую хунту, являются объектом подражания. Украинский опыт рождает у их азиатских единомышленников иллюзию, что главным способом смены власти в их стране может стать национал-паториотическое движение, основанное на отрицании демократических норм в государственном строительстве и равноправия народов, оправдании и возвеличивании таких личностей, как Гитлер, а, значит, и на героизации тех, кто сотрудничал с фашистами во время войны. Все это смыкается с созданием образов новых, современных «героев», страдающих за свой патриотизм, за истинную любовь к родине.

Кстати, тот же редактор журнала «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» Ж. Калыбай оправдывал скандал на борту самолета и свое возмутительное поведение необходимостью защиты государственного языка.

http://www.ritmeurasia.org/

Вернуться назад