ОКО ПЛАНЕТЫ > Новость дня > Ангела Меркель и 17 мгновений европейской осени
Ангела Меркель и 17 мгновений европейской осени17-08-2013, 10:50. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Программы финансового спасения не могут ликвидировать проблему суверенных долгов в странах-должниках еврозоны. Хорошо срежиссированная тишина накрыла еврозону из 17 стран, которой руководит канцлер Германии Ангела Меркель, проводящая свою очередную избирательную кампанию с целью остаться на третий срок после выборов 22 сентября. Этот покой возникает также из-за наличия признаков того, что экономика еврозоны вступила на путь постепенного выхода из рецессии. Однако, новые разногласия могут снова появиться после выборов, когда станет понятно, что программы жесткой экономии в европейских странах нельзя завершить одновременно, и придет время оплатить очередные большие счета. Из числа первых трех стран еврозоны, которым предоставлялись спасательные средства в обмен на внедрение программ жесткой экономии — а именно Греции весной 2010 года, Ирландии в конце того же года и Португалии в середине 2011 года — лишь одно государство будет в состоянии завершить выполнение антикризисной программы, как планировалось. Благодаря своей гибкой экономике, в конце этого года окончательно поблагодарить своих кредиторов сможет Ирландия, чьи антикризисные заимствования составили € 67500000000 ($ 90 млрд). Все же на практике это будет лишь частичным решением проблем страны. Вскоре Ирландия сможет полагаться на частные рынки для удовлетворения своих финансовых потребностей, а не на официальные кредиты. И страна не будет больше обязанной придерживаться строгих финансовых и экономических условий, которые ей установили европейские власти и МВФ. Несмотря на то, что Ирландии удалось осуществить несколько успешных заимствований на рынках капитала в этом году, страну продолжает беспокоить возможность снова остаться наедине. Дефицит бюджета в этом году остается высоким, на уровне 7,5% ВВП. Государственный долг, раздутый из-за масштабного вливания государственных средств в банки Ирландии, достиг 125% от ВВП. Настоящие долги являются еще большими, потому что большой кусок ВВП включает в себя слабо налогооблагаемые прибыли, полученные иностранными транснациональными корпорациями; долг в процентах от ВВП, части ВВП, который распределяется между ирландскими гражданами и основной базой, составляет более 150%. Осознавая свою уязвимость, Ирландия хочет, чтобы ее заимствования были защищены от спекулянтов Европейским центральным банком (ЕЦБ), который обещал делать потенциально неограниченные покупки долгов на вторичных рынках. Но страна будет иметь на это право, только если подпишется на проведение общей программы с фондом финансового спасения еврозоны, который обеспечит стране очередную кредитную линию. И хотя требования этой программы будут легче, чем те, которые накладывались при подписании плана жесткой экономии, Ирландии все равно не избежать финансового мониторинга. Кроме того, ЕЦБ заявил, что вовлеченным к этому должен быть также МВФ. Короче говоря, Ирландия выйдет из одной антикризисной программы для того, чтобы начать другую. Выход Ирландии из программы экономии предусматривает начало выхода Португалии в середине 2014 года, через три года после получения финансового спасения, в ее случае — это € 78 млрд. Однако, такая перспектива для Португалии сегодня поставлена под сомнение из-за болезненного спада в экономике страны, который подорвал поддержку правительства Педро Коэльо. Португалии удалось привлечь некоторые средства на финансовых рынках в начале этого года, однако, с тех пор страна страдает от острого политического кризиса, что ослабило потенциал правительства в его попытках укротить дефицит бюджета в 5,5% ВВП в этом году. Среднесрочные перспективы роста обремененной долгами экономики Португалии являются весьма бедными. Государственный долг достиг 127% от ВВП, существует высокий потенциал для его роста. Правительство имеет большие условные обязательства, возникающие в связи с государственными гарантиями, и из-за большого количества фирм, находящихся в государственной форме собственности. Эти гарантии могут превратиться в фактическую задолженность: по оценкам МВФ, они могут добавить еще 15% ВВП к долговому бремени, поднимая планку государственной задолженности выше 140%. В то время, как проценты по ирландским десятилетним облигациям составляют ниже 4%, доходность португальских облигаций выше 6,5% — это слишком высокий показатель для страны с такой задолженностью. Рынки не верят в то, что Португалия сможет избежать той или иной формы второго плана финансового спасения. Такова была судьба Греции в прошлом году, после использования страной первого плана спасения экономики в мае 2010 года. Вместе две программы финансового спасения предоставили стране € 246 млрд финансирования: это больше, чем ВВП Греции. Теперь похоже на то, что стране необходимо еще больше: МВФ говорит, что дыра в размере € 4,4 млрд откроется в конце 2014 года. МВФ может занимать только при условии, что финансирование является безопасным на год вперед, поэтому МВФ хочет гарантий от министров финансов Еврогруппы, что они заполнят пробел. Поэтому виднеется еще одна дыра в 2015 году, в размере € 6,5 млрд. Фундаментальной проблемой является то, что греческий долг продолжает быть слишком высоким. Государственный долг достигнет своего пика в более чем 175% ВВП в конце этого года. Есть надежда на то, что восстановление экономики, начиная с 2014 года, вместе с действующими программами финансовой экономии положат начало движению задолженности по нисходящей траектории. Однако, Греции потребуются очередные облегчения долгового бремени, если страна планирует достичь показателя в 124% задолженности до 2020 года. Так как большинство греческих долгов в настоящее время находятся в официальных руках, а МВФ настаивает на погашении кредитов, эта помощь должна поступить от других стран еврозоны. МВФ говорит, что Еврогруппа должна обеспечить облегчение бремени задолженности в размере 4% ВВП (около € 7 млрд) на 2014-15 годы. А потом им придется придумать еще что-то, чтобы достичь другой цели — уменьшить задолженность ниже 110% к 2022 году. Помочь в решении проблемы должно увеличение доходов от приватизации, но Греция имеет ужасный опыт невыполнения этих показателей: на этот год показатель для приватизации будет недовыполнен на € 1 млрд. Таким образом, главным решением этой проблемы должно стать прощение долгов. Европа уже облегчила долговое бремя для стран-должников за счет снижения процентных ставок по кредитам и увеличив сроки погашения. Греция получает даже еще больше помощи, привлекая, например, прибыли центрального банка от покупки облигаций. И всего этого оказывается недостаточно. Неудобная правда, которая очевидна перед немецкими выборами, станет явной после их окончания. Вернуться назад |