ОКО ПЛАНЕТЫ > Новость дня > Очаги внутреннего сопротивления в Евросоюзе

Очаги внутреннего сопротивления в Евросоюзе


14-08-2013, 09:56. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Очаги внутреннего сопротивления в Евросоюзе (I)

Петр ИСКЕНДЕРОВ
 

Ситуация в Европе становится всё неопределеннее. Стремление брюссельской бюрократии, а вместе с ней и Берлина превратить Европейский союз в орудие всеобщей унификации наталкивается на жёсткое сопротивление. И если бунт затянутой в долговое ярмо Греции Брюсселю и Берлину удалось подавить сравнительно легко, то фронда других стран-членов ЕС сулит западным архитекторам «нового мирового порядка» гораздо более серьезные неприятности.

Если подойти к анализу расстановки сил в Евросоюзе с данной точки зрения, то на карте «объединённой Европы» зримо обозначатся несколько центров внутреннего сопротивления. Главным среди них надо признать Венгрию и лично её премьер-министра харизматичного Виктора Орбана…

История отношений Будапешта с западными центрами силы за последние два десятилетия выглядит сложно. То эти отношения принимали откровенно пронатовский и антироссийский характер (как это было в период натовских бомбардировок Югославии в 1999 году), то выливались в серьезные вербальные столкновения между венгерским правительством и Брюсселем. В последние месяцы общий вектор политики кабинета Виктора Орбана обозначился совершенно ясно: в защиту национальных государственно-политических и финансовых интересов, против диктата Запада.

В начале 2012 года многолетний премьер-министр Бельгии, а ныне лидер влиятельной фракции либералов в Европарламенте Ги Верхофстадт предложил ни много ни мало лишить Венгрию голоса в Совете ЕС – впервые в истории данной организации. Уже тогда в интервью бельгийским СМИ Верхофстадт изложил основные претензии к венгерским властям. Первая из них содержала обвинение в том, что правительство Венгрии якобы неспособно решить проблему бюджетного дефицита, который по нормам ЕС не должен превышать 3% ВВП. И дело здесь не в самом факте превышения, а в том, что правительство Виктора Орбана якобы не предпринимает эффективных мер для решения проблемы. Еврокомиссар по экономической и финансовой политике ЕС Олли Рен даже заявил, что Еврокомиссия может заморозить выделение Венгрии средств из европейских фондов развития. 

Вторая претензия к Будапешту связана с принятием нового закона о Центробанке Венгрии. Документ вводит механизм государственного контроля над этим финансовым институтом, что противоречит букве и духу ЕС. Как следствие – под угрозой оказалось выделение венграм очередного транша кредитов по линии МВФ.

Критика в адрес Венгрии – лишь один из симптомов неблагополучия в рядах Евросоюза. Проблема состоит в общих настроениях «разброда и шатаний», охвативших «единую Европу». Если к «особому мнению» Великобритании все уже привыкли, то проявления самостоятельности других стран-членов ЕС стала неприятным сюрпризом для Брюсселя. Достаточно вспомнить, как Венгрия, Чехия и Швеция публично выразили сомнения в отношении предложенных Францией и Германией мер по укреплению финансово-бюджетной дисциплины в ЕС.

Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу настаивает на том, что правительство Орбана должно держать ответ перед Брюсселем за то, что венгерские власти не предприняли «эффективных мер» для обеспечения требуемых в ЕС параметров бюджетного дефицита. И хотя в первоначальном списке «бюджетных нарушителей» значились также Кипр, Мальта, Польша и даже Бельгия, принципиальное решение о запуске механизма санкций в итоге затронуло лишь венгров.

Углубление кризиса в отношениях между Евросоюзом и Венгрией имеет еще один важный аспект, выходящий за рамки отношений Брюссель - Будапешт. Речь идет о проверке решимости и способности руководства ЕС добиться выполнения собственных решений – тем более в отношении стран, не являющихся членами еврозоны. И чтобы достичь взаимопонимания с широким кругом стран по плану создания нового бюджетно-налогового союза в рамках ЕС, брюссельские чиновники, а также наблюдательная «тройка» в составе представителей Еврокомиссии, Европейского центробанка и МВФ решили борьбу за дисциплину в рядах ЕС начать с Венгрии.

При этом Брюссель на сегодняшний день не имеет возможности влиять на политику стран-членов Евросоюза в бюджетной сфере и в области получения внешних заимствований. А ведь эта политика во многом и породила нынешний кризис в еврозоне. Отсюда - попытки Германии и Франции как ведущих государств ЕС выработать новые, более жесткие механизмы контроля над финансово-экономической деятельностью отдельных государств. В то же время многие из этих механизмов не были прописаны в документах ЕС, относящихся к 2004 году, когда в Евросоюз принимали Польшу, Венгрию и Чехию. Поэтому указанные страны могут сейчас ссылаться на то, что они вступали в «другой» Евросоюз, обосновывая этим свои действия, идущие зачастую вовсе не в русле евроинтеграции, как её понимают в Париже или Берлине.

Так или иначе, «точка невозврата» в отношениях Венгрии и МВФ, очевидно, была пройдена в середине июля, когда управляющий Национальным венгерским банком Дьердь Матольчи направил письмо директору-распорядителю МВФ Кристин Лагард с требованием закрыть представительства Международного валютного фонда в Венгрии, а сотрудникам этого учреждения покинуть страну. В качестве обоснования в письме говорится о намерении венгерского правительства до конца текущего года выплатить весь внешний долг. 

Имеющаяся информация дает основания утверждать, что в основании решительного шага Будапешта лежит не отсутствие «каких-либо причин, оправдывающих работу миссии МВФ в Венгрии» (как сказано в письме Дьердья Матольчи), а реальная угроза финансово-экономическому суверенитету национального государства вследствие присутствия в ней институтов МВФ, ЕС и аналогичных им структур.

Общий объем иностранных займов, полученных Венгрией в разгар финансового кризиса от МВФ и Всемирного банка, составил порядка 20 млрд. евро. К настоящему времени венгерской стороне осталось погасить примерно 2,2 млрд. В сравнении с состоянием дел в Греции, Португалии или Ирландии – суммы не такие уж и значительные, но главная угроза – не в величине цифр, а в условиях получения займов: займы МВФ и ВБ обставлены жесткими условиями фактической передачи Брюсселю и Вашингтону контроля над национальными финансами. Правительство Орбана, инициировавшее внесение изменений в Конституцию Венгрии с целью укрепления экономического суверенитета страны и упрочения государственного контроля над финансовой сферой, не захотело мириться с таким положением дел.

Примечательная деталь. Одновременно с получением займа от МВФ на тех же жестких условиях, которыми обставлено сотрудничество Фонда с «проблемными» странами Евросоюза, венгерское правительство обратилось к США с просьбой посодействовать в получении отдельного займа на сумму в 15 млрд. евро. Эти средства Виктор Орбан намеревался направить в экстренно создаваемый в стране антикризисный «Фонд безопасности», напрямую подчиненный правительству. Однако, по имеющейся информации, Вашингтон категорически отверг просьбу венгерской стороны. Причина - нежелание хоть как-то содействовать нормализации экономического положения Венгрии и тем самым лишать себя и Брюссель важного рычага давления на Будапешт. [1]

Симптоматично, что отнюдь не все в Европе безоговорочно встали на сторону критиков Виктора Орбана, полагая, что дальнейшее углубление конфликта чревато серьезной угрозой единству ЕС и его геополитических интересов. Как отмечает итальянское издание Limes, «борьба Брюсселя против венгерского премьер-министра не приносит желаемых результатов: популярность лидера партии «Фидес» растет, а Будапешт, третируемый Евросоюзом, сближается с Москвой». Ведь это именно Виктору Орбану принадлежат знаменитые слова: «Европа нуждается в России. Рано или поздно, скорее рано, чем поздно, нам понадобится стратегический союз с Москвой».

Достаточно определенно высказывается и лондонская The Guardian, указывая на то, что Европа раздражена не столько антидемократическими мерами венгерского премьер-министра, сколько его независимостью от глобальной финансовой системы.

В настоящее время правительство Орбана — это единственное европейское правительство, которое ввело так называемый «налог Робин Гуда» (налог на транзакции банков). Налоги на энергетические компании и предприятия по снабжению водой выросли в 2013 году с 8% до 11%. Центральный банк Венгрии принял решение одобрить предоставление специальных займов под низкие (менее 10%) проценты малым предприятиям в целях экономического роста. Эти и другие меры, уже ставшие известными в стране и в мире под названием «национальная революция», не только противоречат программным антикризисным установкам Брюсселя, но и подают сигнал другим странам-членам ЕС. [3] Отсюда настойчивое стремление руководства Евросоюза и депутатов Европарламента лишить Будапешт права голоса в данных структурах.

Что же касается финансово-экономических показателей Венгрии, то правительству Орбана удаётся держать бюджетный дефицит в рамках требуемых Евросоюзом 3% ВВП. К концу текущего года независимые эксперты ожидают возобновления экономического роста в стране. 

Социально-экономические успехи венгерского руководства и его независимая политика в банковской сфере не дают покоя Вашингтону и Брюсселю - ведь этим дискредитируются «антикризисные модели» глобальной элиты, навязываемые другим странам. Венгерский пример становится заразительным.

«Европа сурово порицает Орбана за его политическую линию, далекую от эквилибристики бюрократов Брюсселя», - заявляет итальянская Panorama и продолжает: «Брюссель знает, что в Венгрии провернуть ту же операцию, которая была проделана с правительствами Италии и Греции, невозможно, поскольку Орбан в отличие от Берлускони и Папандреу может рассчитывать на большинство в парламенте». [4] Это ещё один важный козырь Будапешта – в условиях, когда, говорит Виктор Орбан, влиятельные силы «блокируют путь Венгрии». [5] И характер этой «блокады» таков, что она не ограничивается венгерским направлением.

(Окончание следует)
 
[1] http://www.advance.hr/vijesti/madarska-pozvala-mmf-da-isprazni-urede-u-budimpesti-i-napusti-zemlju/
[2] http://temi.repubblica.it/limes/leuropa-demonizza-orban-e-avvicina-lungheria-alla-russia/45089
[3] The Guardian, 18.01.2012
[4] http://blog.panorama.it/mondo/2012/01/18/ungheria-viktator-orban-imbarazza-leuropa-il-ritratto/
[5] The Guardian, 14.06.2009
 

 

 

Очаги внутреннего сопротивления в Евросоюзе (II)

Петр ИСКЕНДЕРОВ
 

 



Если главным очагом политического сопротивления в сегодняшнем Европейском союзе следует признать, в первую очередь, Венгрию, то в том, что касается оппозиции Брюсселю по финансово-экономическим вопросам ситуация выглядит более пестрой и ещё более опасной для брюссельской бюрократии…

В странах еврозоны явственно просматривается рецидив, если не сказать - новый виток кризиса. По данным лондонской The Financial Times, в программе по спасению греческой экономики обнаружилась опасная «дыра» в 11 млрд. евро. По данным издания, до конца текущего года правительствам европейских стран, являющимся главными держателями греческих долговых обязательств, необходимо выделить правительству Греции, по крайней мере, половину  данной суммы. В противном случае эту страну, а следовательно, всю евро-зону могут ожидать серьезные проблемы. «Если инвесторы не будут убеждены, что политика разрешения проблемы госдолга надежна, - инвестиции и рост экономики не восстановятся», - цитирует The Financial Times источники в Международном валютном фонде. [1]

Главная проблема заключается в том, что речь идет не только о простом выделении Греции средств, но и о списании части её национального долга. Во всяком случае, именно к этому призывает МВФ. В настоящее время практически весь государственный долг Греции находится в руках европейских правительств, достигая в общей сложности 176% от её национального валового внутреннего продукта.

Главный же «донор» программ спасения еврозоны и ее отдельных частей – Германия – призывает не к списанию долга, а как раз к обратному. Федеральный канцлер Ангела Меркель и члены ее кабинета убеждены, что грекам не следует рассчитывать ни на какие списания. Ведь стране уже выделены около 250 млрд. евро в рамках различных антикризисных программы, а регулярно посещающие Грецию инспекционные миссии Еврокомиссии, ЕЦБ и МВФ рапортуют о том, что национальное правительство успешно выполняет взятые на себя обязательства в плане борьбы с кризисом. Так что необходимость экстренных послаблений уже миновала.

Логика и МВФ, и Германии в целом имеет право на существование. Бесконечные списания долгов и другие экстренные меры способны дискредитировать антикризисные механизмы Евросоюза. К тому же Германии предстоят в конце сентября очень непростые собственные выборы – и правящая правоцентристская коалиция явно не готова разбрасываться миллиардами евро из кармана собственных налогоплательщиков.

Вместе с тем, однажды начав операцию по «спасению рядового грека», ЕС и МВФ не могут останавливаться на полпути, иначе предыдущие жертвы и траты окажутся напрасными.

Обычно, когда две стороны не могут договориться, в спор должен вмешаться третий. И этим третьим, похоже, станет Париж. На это намекнул бывший главный экономист Европейского центрального банка Юрген Штарк. Заодно он раскритиковал в интервью германской газете Handelsblatt всю программу неограниченного выкупа за счёт средств ЕЦБ суверенных облигаций «проблемных» стран еврозоны, запущенную еще год назад. По мнению Юргена Штарка, уже осенью текущего 2013 года кризис в еврозоне усугубится, поскольку минувший год был потрачен впустую, и руководству Евросоюза не удалось главное – выработать эффективные методы управления процессами в  еврозоне.

Как результат, уже в ближайшее время свое «особое мнение» заявит Франция. По данным Штарка, дождавшись окончания шумных предвыборных баталий в Германии, Париж потребует от ЕЦБ и германского правительства (независимо оттого, каким оно окажется) свернуть меры жесткой бюджетной экономии и одновременно выкупать французские долговые обязательства вслед за испанскими и итальянскими. И ЕЦБ, скорее всего, будет вынужден пойти навстречу французским требованиям.

 Ясно лишь, что новые споры не добавят ни политического единства Евросоюзу, ни экономической стабильности еврозоне. Пока глава ЕЦБ Марио Драги обещает продолжать нынешний курс и, в частности, сохранять неизменной «в течение длительного времени» низкую процентную ставку. Однако, если верить Юргену Штарку, это спокойствие может оказаться «потерей времени». Стоит напомнить, что немецкий эксперт покинул свой пост в ЕЦБ в 2011 как раз вследствие несогласия с политикой банка по широкомасштабной скупке испанских и итальянских гособлигаций.

Какое значение имеют все эти маневры для развития политической ситуации на пространстве Евросоюза? Самое прямое – и явно дестабилизирующее. Наглядным примером могут служить драматические события в Болгарии – стране, еще совсем недавно не являвшейся для Евросоюза «проблемной» ни в экономическом, ни в политическом смысле. Однако неспособность и нежелание Брюсселя пойти навстречу болгарским партнерам вкупе с упрямой приверженностью прежней правящей правоцентристской коалиции прозападному курсу загнали отношения Софии и ЕС в тупик. На это наложились сомнительные схемы в болгарском ЖКХ с участием центральноевропейских посредников – и, как результат, Болгария раскололась на «левую» и «правую» половины, а «золотую акцию» взяла себе партия турецкого этнического меньшинства «Движение за права и свободы». Если же учесть, что уровень безработицы, даже по официальным данным Евросоюза, превышает в Болгарии 12%, а среди молодежи составляет 28%, то именно она имеет все шансы стать на пространстве Евросоюза новой Грецией. Это подразумевает повторные выборы, безуспешные коалиционные переговоры, слабые правительства, рост радикальных настроений, а в конечном итоге – введение для Болгарии фактического внешнего управления из Брюсселя по греческому образцу. Прологом может послужить обнародованный 7 августа отказ болгарского президента Росена Плевнелиева подписать проект бюджета, подготовленный действующим левоцентристским правительством. [2] Уже сейчас правительственные эксперты понизили прогноз экономического роста страны в текущем году с 1,9% до 1% - а от этого уровня уже недалеко и до рецессии. Так что очаги внутренних конфликтов и сопротивления в Евросоюзе множатся буквально на глазах.

«Становится все более очевидным, что если Европейский союз хочет преодолеть текущий кризис, обычного хода деятельности будет недостаточно. Нам нужна Европа, которая является более конкретной, менее риторической и которая лучше подходит для современной мировой экономики. Нам нужно сосредоточиться не только на конкретных элементах политики Евросоюза, но и на том, как изменить его политику. Такие изменения должны поставить экономический рост на первое место в плане действий». Эти весьма здравые слова произнес на днях не какой-нибудь евроскептик или тем паче антиглобалист, а нынешний премьер-министр Италии Энрико Летта. Он продолжает: «ЕС не нужны споры относительно выбора между жесткой экономией и экономическим ростом: ему нужно быть прагматичным…» [3]

Трудно не согласиться с этой самокритичной констатацией. Настораживает другое. Похоже, лидеры стран Евросоюза стали прозревать лишь спустя пять лет после того, как внутри ЕС начали обнаруживаться признаки финансово-экономического и социально-политического кризиса. А с таким замедленным антикризисным реагированием Евросоюз вряд ли может рассчитывать на скорое и устойчивое выздоровление.


[1] The Financial Times, 06.08.2013
[2] AFP 071452 GMT AUG 13
[3] http://www.project-syndicate.org/contributor/enrico-letta


Вернуться назад