ОКО ПЛАНЕТЫ > Новость дня > Пелена демократической риторики: Беларусь под прицелом Евросоюза

Пелена демократической риторики: Беларусь под прицелом Евросоюза


29-10-2012, 17:51. Разместил: Гюстав Лебон

 



Евросоюз создал фонд для скрытой поддержки оппозиционных сил в соседних Евросоюзу странах. Пример и эталон этого фонда стали немецкие и американские правозащитные организации, всегда помогающие противникам правительств во всех странах мира, включая путчистов. Новая европейская правозащитная организация называется "Европейский Фонд Демократии", сокращенно ЕФД ("European Endowment for Democracy", EED), о создании которого страны-члены Евросоюза договорились еще в декабре 2011 года. Сейчас ЕФД пока находится в заключительной стадии формирования, с 2013 года он начнет свою работу. В первую очередь в его задачи будет входить финансирование активной оппозиции в Восточной Европе и Северной Африке, но в долгосрочной перспективе работа ЕФД будет расширена и на другие страны мира. Показательным примером оппозиционеров, которых будет поддерживать ЕФД, являются силы оппозиции в Белоруссии - стране в Восточной Европе, которая до нынешнего времени наиболее упорно сопротивлялась подчинению влияния Запада. Советники в правительстве Германии подчеркивают, что федеральное правительство "активно участвовало в переговорах" по созданию ЕФД. Советники правительства в Берлине выступают за то, чтобы работа фонда не исключала и прямое участие ЕФД в жизни политических партий соседних Евросоюзу государств. Причем, по их мнению, фонд должен помогать не только тем политическим силам, которые представляют демократические ценности, но, при необходимости, также и тем силам, "чье дальнейшее направление развития невозможно предсказать".

Фонд для "демократии"

Учреждение "Европейского Фонда Демократии" ("European Endowment for Democracy", EED), которое уже на протяжении лет стояло на повестке дня Евросоюза в связи с европейской поддержкой белорусских оппозиционеров, было официально предложено в декабре 2011 года Советом Евросоюза, тогда возглавлявшимся польской стороной (в рамках полугодичной сменяемости президентом Совета Евросоюза был тогда представитель Польши). Формальным поводом для учреждения ЕФД послужили для польского представителя арабские "революции", восставшие против режимов, которые десятилетиями поддерживал Запад и которые в результате этих "революций" в один миг были сметены. Польская сторона аргументировала создание ЕФД тем, что, так как эти оппозиционные силы в Северной Африке и Ближнем Востоке ранее не поддерживались и не пестовались Западом, то теперь, когда они пришли к власти, Западу трудно влиять на политику новых правительств в этих "освобожденных" странах. Чтобы этого не произошло в соседних для Евросоюза странах, Польша в декабре 2011 предложила в Совете Евросоюза учредить общеевропейскую организацию, которая бы поддерживала "демократическую оппозицию" в этих соседних странах. Польша предложила создание такой общеевропейской организации на фоне ее собственной многолетней поддержки прозападной белорусской оппозиции в рамках региональной борьбы за влияние между Польшей и Россией. И вот, в декабре 2011, страны-члены Евросоюза утвердили создание "Европейского Фонда Демократии", после чего была образована рабочая группа по организации и разработке необходимого устава и целей ЕФД. В конце июля 2012 формальная работа этой группы была завершена и проект ЕФД готов к практической реализации.    

Структурные недостатки

В августе 2012 года в близком к правительству Германии журнале о внешней политике SWP вышла статья о новом фонде ЕФД, где анализируется актуальное состояние дел в новом фонде. В этой статье советники правительства Германии критикуют недостатки структуры и финансирования будущего ЕФД, который приобретет свою правовую форму "фонда" на территории Бельгии в ее правовом поле, в непосредственной географической близости к европейскому министерству иностранных дел в Брюсселе. Германские советники правительства в этой статье хотя и согласны с устройством исполнительного комитета ЕФД, который будет насчитывать 7 человек во главе с исполнительным директором, но их не устраивает то обстоятельство, что этот комитет будет подчиняться коллегиальному совету нового фонда, в который будут входить в свою очередь 41 человек, представляющих все страны Евросоюза. Поэтому в статье выражается мнение, что влияние этого коллегиального совета на исполнительный комитет должно быть по возможности сведено к минимуму, так как у многих стран-членов Евросоюза очень различные внешнеполитические позиции, что будет негативно влиять на эффективность работы нового фонда в соседних Евросоюзу государствах. Также и финансирование ЕФД должно быть, по мнению советников правительства в статье, лучше организовано - до сего момента согласие на финансирование нового фонда было получено от Польши и Швеции, они будут предоставлять ежегодные суммы между 5 и 10 миллионами евро каждая. Еврокомиссия официально предоставила новому фонду финансирование в размере 6 миллионов евро для следующих 4 лет, что очевидно недостаточно, пишут советники правительства Германии в этой статье. В сентябре 2012 года ожидается заседание 41 члена коллегиального совета нового фонда, который должен будет позаботиться об улучшении структурной функциональности нового фонда и предать ей большую гибкость. Также и финансирование ЕФД, который будет принимать и частные финансовые пожертвования, должно быть качественно улучшено, иначе новый фонд превратится в очередного бюрократического бумажного тигра - пишут советники правительства Германии.(1)

Новые политические силы

К компетенциям будущего ЕФД, который будут серьезно поддерживать частные инвесторы, говорится в упомянутой статье, будет относиться поддержка самых различных оппозиционных групп по ту сторону границ Евросоюза, а именно - "продемократические политические фигуры, выступающие за многопартийную систему в государстве, различные социальные движения, организации гражданского общества (...), независимые СМИ и отдельные журналисты, совсем новые политические силы", а также различные образовательные учреждения и некоммерческие и негосударственные организации - это относится в том числе и к получившим политическое убежище вне своей страны. Все эти субьекты будут получать либо "прямую финансовую помощь" из нового фонда ЕФД или же через его посредников, к примеру от дружественных ЕФД различных фондов и организаций, работающих непосредственно на месте в стране. В статье берлинских советников правительства отмечается, что ЕФД будет работать также индивидуально с отдельными лицами или даже политическими партиями в нужных странах. Евросоюз и его "демократический" фонд будут финансово поддерживать даже официальные политические партии, находящиеся в оппозиции к правящей. Но, так как этими задачами уже давно заняты различные немецкие фонды и организации, в том числе близкие к правящей партии в Германии, то, говорится в статье, нужно избежать дублирования новым европейским фондом деятельности уже действующих в этом направлении организаций. Поэтому правительственные советники в статье рекомендуют новому общеевропейскому фонду теснейшую кооперацию с другими подобными немецкими и другими национальными фондами стран Евросоюза. (2)    

Помощь путчистам

В качестве эталона для работы ЕФД в статье рекомендуются немецкие околопартийные фонды и организации, а также, по аналогичной модели организованные, американские фонды, как например Национальный Фонд Демократии (National Endowment for Democracy NED)). Близкие к правящим партиям Германии немецкие фонды и организации взаимодействуют со своими партнерами по цеху по всему миру - это позволяет Берлину через эти фонды оказывать влияние на политические процессы в стране. И всегда эти немецкие околопартийные фонды по развитию демократии кооперировали с оппозиционными силами в различных странах. В качестве яркого примера такой кооперации называется взаимодействие этих немецких фондов с оппозицией в Португалии и Испании во время правления там фашистских режимов. Такая кооперация с оппозицией этих стран позволила Берлину заполучить большое влияние на новые правительства Португалии и Испании после крушения в них фашистских режимов. Также не редко деятельность и помощь таких фондов была связана с лицами и силами, которые устраивали путчи в своих странах и таким образом приходили к власти - так было в Таиланде, Гондурасе и Парагвае. В подрывной деятельности против правительств тех стран, которые не желали или все еще не желают подчиниться воли Запада множество раз упрекали и американский правозащитный Национальный Фонд Демократии (NED), который, как впрочем и немецкие фонды, финансируется из государственного бюджета.  

 

Мировая система западных фондов для поддержки "демократии"


Не готовые подчиняться

Можно уверенно сказать, что одной из первых операций нового общеевропейского фонда ЕФД будут вспомогательные мероприятия и помощь в различной форме белорусской оппозиции против правительства Белоруссии. Хотя, в то же самое время, против своей воли, правительственные круги в Берлине признают факт того, что абсолютное большинство населения Белоруссии поддерживают правительство Лукашенко, а прозападная оппозиция внутри Белоруссии, наоборот, почти не находит фундамента для своих воззрений в широких кругах населения. Однако, так как Белоруссия под руководством Лукашенко не хочет повернуться к России спиной и отказывается послушно подчиняться Германии и Евросоюзу, то Берлин и Брюссель и далее настойчиво работают над свержением Лукашенко.   

 

 

 

Известные западные правозащитные организации

 


Поддержка не демократов

При всем этом новый общеевропейский фонд ЕФД полностью противоречит своим собственным заявленным целям - "поддержка демократии". Во-первых, сама форма парламентской, представительной власти уже подвергается сомнению в самой Германии, а также, к примеру, актуально в Венгрии. Во-вторых, немецкие советники правительства в статье подчеркивают, что новый фонд не должен всерьез воспринимать понятия демократии. Они пишут, что лишь опыт показывает, по истечении какого-то времени, есть ли на самом деле у оппозиционных сил "за их пеленой демократической риторики соответствующие ценности и представления".(3) Если перед ЕФД будет стоять задача быстрых и решительных политических перемен в целевой стране, то тогда фонд "будет вынужден автоматически поддерживать те оппозиционные силы, которые позже окажутся далеко не демократическими" - говорится в статье советников правительства. Поэтому авторы статьи настоятельно рекомендуют новому фонду смириться с этим как с неизбежным явлением, которое невозможно предугадать. ЕФД должен "активно и сознательно поддерживать группы лиц, чье политическое будущее на данный момент непредсказуемо". Потому что конечной целью нового фонда является "появление оппозиционных сил в стране", какой бы политической направленности и окраски они не были.   


17 августа 2012
Оригинальное название статьи: "Der Schleier demokratischer Rhetorik", german-foreign-policy.com

Перевод с немецкого: Дмитрий Люфт

Ссылки:

(1), (2), (3) Solveig Richter, Julia Leininger: Flexible und unbürokratische
Demokratieförderung durch die EU? Der Europäische Demokratiefonds zwischen
Wunsch und Wirklichkeit, SWP-Aktuell 46, August 2012


Вернуться назад