ОКО ПЛАНЕТЫ > Новость дня > «Большой брат» в американской школе

«Большой брат» в американской школе


17-10-2012, 21:11. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

«Большой брат» в американской школе

Автор: Наталья Демченко

То, о чем писали целые поколения американских (и не только) конспирологов, наконец свершилось, из были став явью. В двух школах города Сан-Антонио (штат Техас) в средней школе Jones Middle School и старшей школе Jay High School – начался масштабный эксперимент: ученикам вручили идентификационные карты со встроенными радиолокационными чипами. Теперь школьная администрация и учителя могут отслеживать передвижение того или иного ребенка по территории учебного заведения и выяснять, где он находится, вплоть до того, сидит ли он на своем месте или просто праздно шатается по классной комнате. Карта работает только на территории школ и не может отслеживать передвижение учеников за ее пределами.

В школах Северного учебного округа Сан-Антонио примерно 100 000 школьников, а в эксперименте задействовано всего порядка 4 200 учащихся. Это – пилотный проект школьной администрации. Он продлится до конца года, после чего будет принято решение о его продолжении или закрытии.

Главными целями программы «умных идентификационных карт», как окрестили ее чиновники техасской образовательной системы, объявлены «повышение уровня безопасности учащихся», «увеличение посещаемости». В переводе с бюрократического это означает, что администрация округа явно обеспокоена по поводу очевидно существенного для Сан-Антонио количества прогульщиков. У проекта школьных чипов есть и более чем существенное практическое измерение – именно по этим самым чипам и предполагается допускать ученика ко всем школьным сервисам (будь то столовая или библиотека) и внеклассным программам (например, покупка билетов на развлекательные и образовательные мероприятия школы).

Существует и экономическое обоснование программы чипов: введение таких электронных удостоверений должно принести дополнительные деньги школам, финансирование которых частично зависит от посещаемости. Планируется потратить 525 тысяч долларов на реализацию пилотной программы и еще 136 тысяч долларов в год на ее поддержку. Ожидаемый же доход может составить порядка 1,7 миллионов долларов в год – в первую очередь за счет роста все той же посещаемости и возмещения расходов школ на транспортировку учащихся, которые находятся на специальном обучении по состоянию здоровья, из бюджетных средств. Если программа будет распространена на весь округ, сумма привлеченных таким образом денег может стать гораздо больше.

Если кто не понял: недрогнувшей рукой власти Сан-Антонио воплощают в жизнь один из самых распространенных для среднего американца кошмаров, прочно утвердившийся и в поп-культуре – «чип в голову». Часть учеников и их родители уже назвали эту инициативу школьных властей The Big Brother Program, то есть «Программой Большого Брата».

Реакция вполне соответствует стереотипу. Кто-то мотивирует свой отказ участвовать в ней по религиозным соображениям, кто-то протестует против нарушения границ частной жизни ребенка, а правозащитники указывают на то, что само наличие такого устройства могут привести к ограничению прав детей. Кстати, за отказ носить новомодные удостоверения школьникам угрожает временное отстранение от занятий, штрафы или принудительный перевод в другое учебное заведение.

Активист группы недовольных родителей Стив Эрнандес и его дочь Андреа оказались в центре внимания прессы, которая пристально следит за разгоревшейся дискуссией. Андреа отказывается носить чип по религиозным соображениям и уже пострадала за это – ее не допустили к участию в голосовании на выборах короля и королевы выпускного вечера (у нее было только старое школьное удостоверение без электронного чипа). Ее отца уже предупредили, что в дальнейшем ее упорство приведет к более серьезным последствиям. Стив, однако, полностью поддерживает решение дочери. «Это еще не “метка зверя”, но c этого все начинается» – говорит он. В отличие от чипов, используемых предприятиями розничной торговли для отслеживания товара, которые активируются при сканировании, школьные чип-карты работают от батарейки и передают радиосигнал непрерывно, и, напомню, без нее невозможно взять книги в библиотеке или пообедать в столовой.

История с чипами уже вызвала бурную дискуссию не только в штате Техас – видеосюжеты на тему электронных карт с чипом активно обсуждают сторонники и противники процесса по всем США. Я насчитала минимум пять различных тем, выросших из таких обсуждений, каждая из которых достойна философского диспута. Главная из них, конечна, тема неприкосновенности свободы. А в сухом остатке, без всякой идеологии, оказывается проблема сбора и хранения личных данных тысяч школьников.

Подобная дилемма между безопасностью и неприкосновенностью частной жизни, вообще-то, характерна для государства на грани войны или гражданского катаклизма: чрезвычайное положение оправдывает радикальные меры по ее обеспечению. Подростки с их протестами, ранним созреванием, непослушанием и скрытностью для администрации школ словно бунтующие инопланетяне, которые нуждаются в пристальном внимании и неусыпном контроле. В том же штате Техас активно обсуждаются и другие инициативы по надзору за «цветами жизни»: это и установка видеокамер в школах и школьных автобусах, и снятие дверей со школьных душевых кабинок.

Да, насилие и криминал в школах США – притча во языцех. Некоторые комментаторы едва ли на полном серьезе предлагают снабдить школьников не электронными чипами, но пистолетами, дескать, это будет гораздо более действенная мера по обеспечению их безопасности. Однако каждый раз, когда речь заходит о том, что какая-либо система собирает данные о пользователях, будь то школа, которая решила бороться с прогульщиками, либо поисковый гигант, хранящий всю историю поиска своих пользователей или gps-трекинг с привязкой к расположению вашего любимого смартфона – в конечном счете все упирается в то, кто и как будет использовать эту информацию.

По словам Стива Эрнандеса, отца девочки, отказавшейся носить чип, юрист школы уверил его в том, что в учебном заведении нет отдельного человека для того, чтобы отслеживать перемещения всех учащихся.

«Как они могут защитить неприкосновенность частной жизни, если никто конкретно не несет ответственности за управление процессом сбора и мониторинга данных?».

По-моему, во всей этой истории и схожих с нею, это всегда и есть самый главный вопрос.


Вернуться назад