ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Доклад председателя Государственного антинаркотического комитет (Май 2011)

Доклад председателя Государственного антинаркотического комитет (Май 2011)


5-01-2012, 19:29. Разместил: озорник

«Россия-Европа: последствия увязания в Афганистане»

 

Уважаемый господин де Монбриаль!

Уважаемые коллеги!

Благодарю Вас за интерес к сегодняшнему обсуждению.

Я бы хотел сегодня представить Вам свою точку зрения на те негативные последствия для Европы и России, которые возникают в ситуации дальнейшего увязания коалиции в Афганистане.

Это тем более важно, что в октябре текущего года исполнится ровно 10 лет с начала в этой многострадальной стране, которую восточный поэт точно назвал «сердцем Азии», военной операции США, а затем и НАТО.

Представляется, что этот невеселый юбилей требует серьёзной оценки того, что собственно произошло за этот период в Афганистане и продолжает происходить

Франция тоже участвует в этой войне, имея четвёртый по численности контингент в Международных силах содействия безопасности. В Афганистане за семь лет погибло 56 французов. Пользуясь случаем, выношу своё соболезнование семьям и близким погибших.

Чтобы оценить последствия после этих долгих и тяжёлых десяти лет, необходимо выделить устойчивые базовые процессы, набравшие мощь за эти годы и абсолютно очевидные для любого объективного наблюдателя.

1

К сожалению, к этим процессам мы не можем причислить снижение нестабильности.

Наоборот, согласно данным УНП ООН за период с 2003 по 2009 годы число боестолкновений выросло в 60 раз!

Как следствие, существенно выросли и потери коалиционных войск и мирного населения Афганистана.

Более того, помимо количественного роста боестолкновений кардинально, в сторону существенно более напряженной и даже агрессивной обстановки, трансформировалась сама политическая ситуация в Афганистане.

Так, длительное присутствие иностранных войск в стране, ведущих боевые действия, по заключению Бж, уже давно и однозначно воспринимаются местным населением как оккупация. Именно это обстоятельство консолидировало широкий спектр политических сил в Афганистане, за исключением находящихся у власти, которые фокусом своей политической активности избрали боевые действия против иностранных контингентов.

При этом движение «Талибан» уже давно является всего лишь одним из множества других сил, противостоящих войскам коалиции.

Как видно на слайде, последние исследования Центра стратегических и международных исследований США наглядно представляют этот стремительный рост нестабильности.

Соответственно мы не видим движения к миру и спокойствию. Таким образом, беспристрастный анализ показывает, что декларируемые цели операции США и НАТО не только не достигнуты, но стали еще более отдаленными.

При этом суть ситуации задаёт три базовых процесса, которые и определяют последствия увязания в Афганистане.

2

Во-первых, гигантский феноменальный рост - в 40 раз - объёмов производимого в Афганистане опиума, гуманитарные последствия от применения которого в тысячи раз превышают последствия от террористической и экстремистской деятельности, борьба с которыми и явилась целью вторжения в Афганистан. Феноменальный характер героинового «взрыва» наглядно представлен на взятом из официальных материалов ООН графике Слайда 2.

Во-вторых, - разрушение афганского государства, которое к настоящему моменту является именно подорванным, а не просто несостоявшимся. Устойчивое место в первой тройке Рейтинга несостоявшихся государств подчеркивает это.

В-третьих, это параллельно происходящий гигантский рост милитаризации Афганистана. Если девять лет назад в этой многострадальной стране не было ни одного иностранного солдата, то теперь  почти полторы сотни тысяч иностранных военных, не считая 70-ти тысяч вооруженных сотрудников частных военных компаний. Эта армада расположена на нескольких десятках военных баз.

Замечу, что, согласно заявлению на тот момент советника Президента США по национальной безопасности Джеймса Джонса, подтвержденного оценкой директора ЦРУ Леона Панетты, в Афганистане в позапрошлом году находилось не более 100 боевиков Аль-Каиды, которым, собственно, и противостоят иностранные легионы численностью свыше 200 тысяч иностранных хорошо вооруженных воинов.

Получается, что одному боевику Аль-Каиды здесь противостоит почти полторы тысячи солдат коалиции и, таким образом, ежегодные затраты на его уничтожение одного боевика составляют порядка 300 миллионов долларов.

3

При этом наблюдается отчетливая корреляция между динамикой милитаризации и ростом наркопроизводства в Афганистане, что хорошо видно на Слайде 3.

Это обусловлено тем, что с ростом численности иностранных военных контингентов, задействованных, по сути, в борьбе с повстанцами, растет число боестолкновений - собственно геополитическая напряженность на базовом уровне.

Именно нескончаемые боестолкновения на сельхозтерриториях, трассах транспортировки сельхозпродукции, ранках сбыта ликвидировали необходимые условия для афганских крестьян  выращиванием и реализацией сельхозкультур.

Культивация же опиумного мака в этих условиях является единственной альтернативой.

Таким образом, самая высокая концентрация вооруженных сил НАТО в мире за пределами североатлантического региона ещё и мирно уживается и в течение длительное временя сосуществует с самой высокой концентрацией плантаций опиумного мака, что ставит под сомнение не только антитеррористическую миссию, но и позволяет говорить о ее катастрофических гуманитарных последствиях.

При этом согласно ООН, именно Европа, активно участвующая своими вооруженными силами в Афганистане, является мировым лидером по объемам потребления афганского опиума.

4

На Слайде 4 наглядно представлена ведущая доля Европейского Сообщества в мировом потреблении героина. На втором месте - Россия.

Всего же, согласно заявлению замгенсека ООН, директора УНП ООН г-на Антонио Косты, ежегодно в мире от афганского героина умирает до 100 тысяч жителей Европы и Азии. То есть за десять прошедших с начала вторжения в Афганистан от афганских наркотиков погибло порядка миллиона человек.

За время военной операции Афганистан превращен в глобальную наркоферму и наркофабрику, на которой по заказу транснациональной наркомафии производится более 90 процентов всего мирового объёма опиатов. Это в два раза больше, чем 10 лет назад производил весь мир.

Вышесказанное позволяет мне сделать следующий вывод: дальнейшее увязание иностранных держав в Афганистане бесспорно превратит афганское масштабное наркопроизводство и глобальный наркопоток в значимый и агрессивный субъект мировой геополитики и геоэкономики и, при этом, кране опасный, ввиду его скрытности, анонимности, и криминальной природы.

На сегодня в Афганистане создан и действует своего рода героиновый коллайдер,не только разгоняющий по планете наркотики, но и обеспечивающий генерацию организованной преступности, терроризма и подпитывающих их грязных финансовых потоках, что безусловно ведет к деформации архитектуры глобальной безопасности.

Убедительной иллюстрацией этому утверждению является криминальная история ликвидированного десять дней назад Усамы бен Ладена.

Хорошо известно, что именно он тридцать лет назад организовал в Афганистане первые фабрики по производству героина, приобретая для этого самые современные на тот момент технологии и оборудование.

Из этих «экспериментов» и выросла Аль-Кайда, а недооценка опасности глобального наркопроизводства привела к разрастанию ее в универсальную криминальную сеть по всему Земному шару.

5

И если опасность терроризма очевидна, ввиду яркости психологического воздействия, то опасность и последствия глобальных наркосетей еще более еще более тяжелые и коварные, как ведущие не только к миллионным жертвам, но и обеспечивающие на маршрутах наркострима возникновение собственно политических мотиваций к террористическим проявлениям.

Представленный слайд иллюстрирует, что  потери от  глобального афганского наркотрафика несопоставимо больше потерь от  террористических актов.

Таким образом, перед нами планетарный феномен.

Борьба с ним требует принципиально новых подходов и консолидации всего мирового сообщества и, прежде всего, стран «Большой восьмерки».

6

Это подтверждает и анализ кокаинового наркотрафика.

Очевидно, что в течение последних десяти лет он кардинально сместился на европейское направление через африканский континент.

При этом совершенно очевиден процесс, особенно на примере государств западного Сахеля, стремительной трансформации наркопотока в доминирующий и при этом криминальный субъект геополитики, обладающий гигантскими финансовыми, технологическими и людскими ресурсами, отмобилизованными на переформатирование политического и экономического глобального пространства.

Самыми очевидными примерами являются перевороты в Гвинее-Бисау, Мавритании, Нигере, происходящие беспорядки в Кот’дИвуаре. Немалый вклад внесли наркотрафики и в дестабилизацию ситуации в арабских государствах.

Новым опасным явлением стал сформировавшийся в Сахеле транссахарский наркотрафик, особенно в странах Магриба, где сливаются западный кокаиновый и восточный героиновый глобальные наркопотоки, стимулирующие рост очагов каннабисного производства, и порождая в целом гремучую смесь  наркотрафика с терроризмом и экстремизмом.

Основным последствием дальнейшего увязания в Афганистане станет завершение процесса глобализации афганского наркопроизводства и закрепление доминирующего статуса глобального уровня наркопреступности.

Хотел бы конкретизировать принципиальное понятие глобального уровня наркопреступности.

7

Направленность, интенсивность и чрезвычайная мощность афганского наркотрафика, который следует более точно обозначить как «поток», «стрим», а также повседневная практика нашей Службы позволяет выделить в таком потоке три уровня управления и функционирования.

Данные три уровня, как это видно на слайде: глобальный, региональный и локальный – и составляют структуру глобального наркопотока.

При этом мощность каждого уровня становится очевидной при анализе распределения соответствующих этим уровням объёмов финансовых доходов.

8

Как видно на этом слайде, на примере структуры доходов от афганского наркопотока, пирамида распределения доходов по уровням оказывается обратной пирамиде распределения числа участвующих в каждом из уровней преступников и совершаемых ими криминальных трансакций.

Финансово-организационная мощность верхнего глобального уровня хорошо видна из того факта, что в период пика глобального кризиса 2008 – 2009 года,

9

глобальными наркогруппами в банки для устранения критического дефицита ликвидности было вброшено, инжектировано, согласно оценкам бывшего на тот момент директора УНП ООН Антонио Косты, порядка 352 млрд. долларов США.

Хотел бы обратить внимание, что антинаркотические полицейские бюджеты всех государств «Восьмёрки» в разы меньше только одной этой цифры!

Еще более ярким контрастом является соотношение мощности наркострима с бюджетами государств транзита наркотиков.

Так, бюджеты Таджикистана и Киргизии в несколько раз меньше финансовой мощности проходящего по их территориям афганского наркотрафика. К слову говоря, аналогичная ситуация с кокаиновым трафиком, транзитом проходящим через территории Нигера, Гвинеи-Бисау и других африканских стран.

10

Опыт российских спецслужб позволяет детализировать структуру криминальных сетей внутри глобальных наркопотоков, наркостримов.

На слайде видны дистрибутивные и транзитные сети, точки и узлы этих сетей, кластеры или домены регионального уровня и сами потоки, которые до сего момента, к сожалению, не стали объектами системных действий со стороны государств «Большой восьмерки».

Иными словами, работу на локальном и региональном уровнях необходимо дополнить совместной системной работой по ликвидации причин и условий, порождающих сами глобальные трафики. Ликвидация производства биологического сырья для глобальных трафиков является принципиальным методологическим вопросом, прямо вытекающим из решений Генеральной Ассамблеи ООН.

Без ликвидации источника и первопричины глобальных наркотрафиков реальный прогресс невозможен.  Пока есть сырье – будут и глобальные наркостримы.

11

Уважаемые коллеги!

Именно глобальный уровень предопределяет финансовую структуру  наркодоходов.

И хотя основное число потребителей и распространителей наркотиков сосредоточено в странах дистрибуции, основные доходы, финансовые рычаги, а следовательно и главные пружины и приводные ремни наркобизнеса сконцентрированы на глобальном уровне.

Очевидно, проблема глобальных наркостримов является новой, абсолютно неизученной и потому недооцененной угрозой, требующей немедленной консолидации усилий международного сообщества вплоть до  квалификации этой угрозы согласно 7-й главе Устава ООН как угрозы международному миру и безопасности.

Показательно, что глобальные наркостримы даже не упоминаются среди глобальных угроз в основополагающем на рубеже тысячелетий документе ООН Декларации тысячелетия.

При том, что в Декларации и в рабочих органах ООН по её реализации ясно обозначены 2 ключевых критерия оценки подобных угроз: массовая гибель людей либо уменьшение шансов на выживание, а также подрыв государств в качестве основы существующей международной системы.

Глобальные наркостримы полностью, всецело подходят под эти критерии.

Если раньше наркотики и их незаконный оборот рассматривались в качестве угрозы, скорее, отдельному индивиду и общественной безопасности отдельно взятого государства, то теперь под угрозу этими глобальными трансформирующими факторами поставлена жизнь и здоровье целых народов и регионов, само существование отдельных государств, которым грозит утрата превращение в наркогосударства или вообще утрата дееспособности как суверенного государства.

Россия и Франция стали первыми говорить об этом новом типе глобальных угроз – и в ооновском строгом правовом языке как угрозы международному миру и безопасности.

Необходимо отметить, что уже состоялось два заседания Совета Безопасности ООН по проблеме в декабре 2009 года по инициативе Буркина-Фасо и в феврале 2010 года по инициативе Франции.

Россия также уже в течение 3 лет настойчиво ставит этот вопрос на всех уровнях. Россию в феврале с.г. поддержал Совет Глав государств Организации Договора о коллективной безопасности.

Уважаемые коллеги!

Сегодня нужен единый план по слому глобального высшего уровня наркопреступности – прежде всего, конкретный план ликвидации афганского наркопроизводства. Россия в прошлом году предложила на совете послов НАТО и в Европарламенте такой план «Радуга-2».

Основные позиции этого плана корреспондируются с принятой в декабре прошлого года Европарламентом новой стратегией Евросоюза на афганском направлении.

С учетом достигнутого высокого уровня взаимопонимания между Россией и Евросоюзом, весьма перспективным представляется создание российско-европейского агентства по ликвидации афганского наркопроизводства, которое должно выполнить эту задачу в течение                 5 лет.

 

Ссылки

  1. http://fskn.gov.ru/dyn_images/expose/big12919.png
  2. http://fskn.gov.ru/dyn_images/expose/big12928.png
  3. http://fskn.gov.ru/dyn_images/expose/big12920.png
  4. http://fskn.gov.ru/dyn_images/expose/big12921.png
  5. http://fskn.gov.ru/dyn_images/expose/big12922.png
  6. http://fskn.gov.ru/dyn_images/expose/big12923.png
  7. http://fskn.gov.ru/dyn_images/expose/big12924.png
  8. http://fskn.gov.ru/dyn_images/expose/big12929.png
  9. http://fskn.gov.ru/dyn_images/expose/big12927.png
  10. http://fskn.gov.ru/dyn_images/expose/big12925.png
  11. http://fskn.gov.ru/dyn_images/expose/big12940.png

 


Вернуться назад