О перспективах военно-технического сотрудничества России со странами НАТО и потенциале экспорта российского вооружения в беседе с корреспондентом ИТАР-ТАСС рассказал заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Константин Бирюлин. - Константин Николаевич, продвигает ли Россия на натовский рынок свою военную продукцию и какие возможности в этом плане реализуются сейчас? - Мы всячески способствуем продвижению нашей продукции на натовский рынок. Одним из примеров этого является использование в бундесвере и вооружённых силах Великобритании изделия одного из санкт-петербургских предприятий в качестве телекамер заднего вида на военной технике. Кроме телекамер, натовские военные интересуются и другой продукцией российского ОПК, в частности бронежилетами и различными средствами защиты личного состава. На международной выставке оборонных систем и оборудования, прошедшей в сентябре в Лондоне, был проявлен интерес к нашим бронежилетам. Военнослужащие Великобритании, изучив их, дали высокую оценку, а также и другим нашим средствам защиты. Я думаю, что на этом возможности нашей промышленности не останавливаются. Есть и другие предложения. Мы, например, готовы продвигать на натовский рынок наши самолёты. Наша задача - показать себя с лучшей стороны. - Какие перспективы у российского стрелкового оружия под натовский патрон в продвижении на рынок стран НАТО? - Перспективы продвижения нашего оружия на натовский рынок хорошие. Интерес к нему на Западе не исчерпывается только стрелковым оружием. В какой-то мере наши позиции подрываются в связи с публикациями в СМИ об отказе Минобороны закупать автоматы Калашникова. Но речь идёт о том, что не будут закупаться автоматы разработки и производства 1947 г. или 70-х гг. прошлого века. Будет закупаться новое вооружение. Естественно, что производство старых автоматов прекращается. Это нормальный процесс. Будет ли организовано производство под натовский патрон, это вопрос будущего. - Что можно ожидать по части военно-технического сотрудничества со странами НАТО на трэке Афганистана? - Контракт на поставку российских вертолётов для войск коалиции НАТО в Афганистане известен всем. Он, напомню, подписан. Дальнейшее сотрудничество будет зависеть от нашего диалога, который мы ведем с НАТО в рамках подписанных неделю назад программных документов, касающихся участия России в системе кодификации. Они касаются, например, обслуживания советской и российской техники в Афганистане. Всё это имеет очень большое значение для вооружённых сил Афганистана. Поддержание технической готовности военной техники - это та задача, которая стоит перед нами и перед находящимися там коалиционными силами. - Насколько динамично развивается сотрудничество России со странами НАТО в этой новой сфере? - Подписанию документов по сотрудничеству с НАТО предшествовал большой период времени, особенно по системе кодификации предметов снабжения. Первый протокол, положивший основу новому направлению сотрудничества, был подписан почти 10 лет назад. Это говорит о том, что мы как страна принимаем некоторые элементы, связанные с однообразием в системе кодификации тех предметов снабжения, которые используются для поддержания технической готовности не только вооружения, но и другой техники. Например, используемых в производстве наших машин. Мы прошли достаточно большой путь, за это время выстроена определённая вертикаль управления этим процессом и создан центр каталогизации экспортно-ориентированной продукции. Он работает исключительно на принципах, принятых среди стран НАТО. Эти принципы поддержаны не только странами НАТО, но и другими странами мира. Это 64 государства. Фактически это одна треть всех стран. В настоящий момент производятся работы по гармонизации данной системы с аналогичной системой МО РФ. - Что предшествовало таким переменам в отношениях России и НАТО? - У нас возникли проблемы, связанные с взаимодействием этих систем кодификации. На протяжении достаточно длительного времени мы проводили консультации и выстраивали эти отношения. Нашей задачей было построение системы, которая работала бы и для российской армии, и для экспорта той продукции, которая изготавливается нашей промышленностью. Сейчас мы этот срез нашли, и последние консультации говорят о том, что по ряду позиций есть определённые сдвиги. Наверно, в ближайшее время мы найдём понимание, какую- то среднюю линию, которая была бы полезна как российской армии, так и экспорту. Мы занимаемся этим вопросом еще и потому, что один из составных элементов экспорта любой продукции, конечно, связан с эффективной реализацией послепродажного обслуживания. Без внедрения международно-принятой системы кодификации предметов снабжения выстроить эту работу невозможно. - Эта линия, как видно и со стороны, была изначально заложена в деятельность Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству. Каков итог Ваших усилий? - Сейчас мы можем в натовскую базу данных полноценно включать своих российских производителей с их номенклатурой продукции. Это свидетельствует о том, что Россия признаётся как страна - полноценный участник системы послепродажного обслуживания техники. А во-вторых, исключается контрафактная поставка комплектующих изделий, которые изготавливаются российскими предприятиями. Так мы пытаемся исключить перекупщиков наших комплектующих, стоящих между российскими производителями и нашими потребителями. Это, в конечном итоге, гарантирует закупку оригинала комплектующих изделий. В соответствии с нашим законодательством в большинстве случаев нашим предприятиям предоставлено право самостоятельно поставлять комплектующие изделия. В некоторых случаях эту роль выполняет "Рособоронэкспорт". Все эти комплектующие будут покупаться не у посредников, а в России с подтверждением всех лицензионных прав на их производство. Ряд решений по этому поводу был принят странами НАТО, где определено, что закупка комплектующих для вертолётов осуществляется только у предприятий, которые имеют соответствующие лицензии на производство. - Каков потенциал такого сотрудничества России и НАТО в сфере кодификация предметов снабжения? - В своё время в СССР было такое направление, как унификация комплектующих и систем, которые используются при разработке, производства вооружений и военной техники. Это направление отражалась в отдельной программе развития производства, в отдельных ГОСТах и решениях, которые подтверждали необходимость применения той или иной конструкции, того или иного комплектующего изделия. Если система кодификации предметов снабжения будет работать эффективно и к ней будет организован доступ всех наших предприятий, разработчиков и конструкторов, то это существенно повысит эффективность их работы. Не надо будет отдельно разрабатывать и создавать те комплектующие изделия, которые уже будут в каталоге. Их можно будет эффективно применить и использовать при создании новых образцов вооружения и военной техники. Это повысит качество продукции. Как известно, основной причиной отказа любой техники является отказ комплектующих. Если мы говорим о качестве поставляемых изделий, то мы сжимаем круг производителей, повышаем серийность, ответственность предприятий- производителей. Соответственно, повышаем качество и надёжность комплектующих. И, главное, на базе этой системы кодификации можно строить систему, связанную с логистикой послепродажного обслуживания, управления всеми процессами производства. Потому что всем предметам будут присвоены электронные, цифровые коды, которые позволят обрабатывать всю информацию не в ручном режиме, а в электронном. Естественно, это повысит темп работы любого предприятия. Конечно, стоит задача внедрения этой системы как в промышленности, так в силовых ведомствах, особенно в Минобороны. Это даст огромнейший экономический эффект.
Вернуться назад
|