ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Два в одном. Баллистическая ракета морского базирования «Булава» впервые запущена залпом

Два в одном. Баллистическая ракета морского базирования «Булава» впервые запущена залпом


23-12-2011, 22:02. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Два в одном

Баллистическая ракета морского базирования «Булава» впервые запущена залпом

Испытания межконтинентальных баллистических ракет прошли успешно

 

Атомная подлодка «Юрий Долгорукий» произвела залповый пуск баллистических ракет «Булава». Полет прошел в штатном режиме, и боевые блоки ракет прибыли на полигон в установленном порядке. Это первый залповый пуск данного типа МБР, знаковое событие, означающее начало новой эпохи в развитии российского атомного подводного флота.

В пятницу атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий» произвела успешный залповый испытательный пуск межконтинентальных баллистических ракет (МБР) «Булава» из акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке, сообщает «Интерфакс».

«Пуск двух ракет «Булава» осуществлен в рамках государственных летно-конструкторских испытаний комплекса»

«Пуск двух ракет «Булава» осуществлен из подводного положения со штатного носителя – АПЛ четвертого поколения «Юрий Долгорукий» – в рамках государственных летно-конструкторских испытаний комплекса», – сказал агентству официальный представитель Минобороны РФ полковник Игорь Конашенков.

По его словам, «полет прошел в штатном режиме, боевые блоки ракет в установленное время прибыли на полигон, что было зафиксировано средствами объективного контроля».

Экипаж АПК под командованием капитана первого ранга Владимира Ширина в четвертый раз за полгода успешно проводит испытательные пуски межконтинентальной баллистической ракеты «Булава», традиционно демонстрируя отличную боевую выучку, отметил представитель Минобороны.

«Булаву» проверили «Бегемотом»

Залповый пуск – достаточно редкое явление в ВМФ. Первая операция «Бегемот» была проведена 20 декабря 1969 года с борта К-140 проекта 667А типа «Навага» – первой полноценной советской стратегической субмарины. Во время учений с ее борта был совершён запуск ракет двумя сериями по четыре ракеты с небольшим интервалом. Стоит заметить, что полный боекомплект, однако, выпущен не был – лодки данного проекта были способны нести 12 баллистических ракет.

Однако это было сделано при следующих подобных испытаниях. Последний раз подобная стрельба проводилась в августе 1991 года из акватории Белого моря атомным подводным крейсером 667 БДРМ типа «Дельфин», носящим имя «Новомосковск». К ее проведению моряки и конструкторы готовились два года.

В ходе пуска основной российский стратегический ракетоносец всего за полторы минуты выпустил полный боекомплект из 16 баллистических ракет РСМ-54 «Скиф» по полигону Кура на Камчатке. В назначенное время ракеты поразили намеченные цели. Стрельба проводилась с глубины 55 м (штатная глубина нахождения атомного подводного крейсера во время несения боевого дежурства в океане) прямо на ходу корабля при волнении моря 6–7 баллов. Это был единственный подобный запуск в истории мирового военного флота.

Залповый пуск можно считать единственной по настоящему полноценной формой испытаний запуска ракет морского базирования, ведь именно таким образом они предназначены для запуска в боевых условиях. Это, в отличие от одиночного пуска, особая операция, требующая специальной выучки и квалификации экипажа. Опасность представляет тот факт, что во время стрельбы в лодку поступает забортная вода, заполняя шахты, из которых выходят стартующие ракеты. МБР «Скиф» весит 40 тонн. То есть за полторы минуты корабль принял в себя 640 тонн воды. Из-за этого он проваливается на 50 метров в глубину. Экипажу стоило большого мастерства не только компенсировать это «падение», но и не дать лодке накрениться на нос или корму, из-за чего пуски последующих ракет были бы невозможны.

По состоянию на июнь 2011 года, эта стрельба АПЛ «Новомосковск» остаётся непревзойдённым военно-техническим мировым рекордом. Максимальный залп американской АПЛ «Огайо» – 4 ракеты «Трайдент-2».

Треснувший щит

Стратегические ракетоносцы 667-го проекта с индексом БДРМ (Delta-IV в терминологии НАТО) начали разрабатывать в 1975 году. В состав ВМФ головной корабль вошел в 1985 году. С того момента было построено еще шесть АПЛ, которые стали основой морской составляющей российских ядерных сил сдерживания. Ближайший аналог российской субмарины 667-го проекта - американская АПЛ класса «Огайо».

«Дельфины» получились одними из самых удачных российских атомных стратегических субмарин. В 167-метровом корпусе конструкторы сумели разместить 16 новейших на тот момент межконтинентальных баллистических ракет РСМ-54 «Скиф». Все они поместились в «горбу» за ходовой рубкой.

На каждой из них было установлено по четыре ядерные боеголовки индивидуального наведения. Всего же на кораблях этого проекта было размещено 368 ядерных блоков. Так что одного залпа стратегических ракетоносцев было бы достаточно, чтобы стереть с лица земли целую страну или даже материк.

Однако в 2004 году во время стратегической командно-штабной тренировки стратегических сил сдерживания сразу два корабля этого класса на глазах у тогдашнего президента Владимира Путина не смогли произвести пуск баллистических ракет морского базирования. К этому моменту на флоте уже должны были быть лодки 955 проекта, но из-за проблем с разработкой новой твердотопливной ракеты «Булава» сроки сдачи кораблей постоянно переносились. Россия попала в ситуацию, когда один из важнейших компонентов стратегического ядерного щита оказался недееспособен.

Именно тогда и было принято решение о срочной модернизации подводных лодок 667 проекта. Из ассигнуемых на перевооружение армии в 2004 году 4,9 трлн рублей 25% было направлено на обновление и модернизацию корабельного состава ВМФ. Все шесть кораблей 667 проекта были поставлены в цеха Северодвинского машиностроительного предприятия, где проведои серьезную модернизацию оборудования и систем вооружения.

Лодки получили новые гидроакустические станции, системы пожаротушения, гребные винты. Но самое главное, что на корабли поставили обновленный вариант ракеты «Скиф» - «Синева». В отличие от предшественницы, на ней применили новую систему наведения, увеличили количество выводимых ядерных блоков до шести штук. В октябре 2008 года в рамках учений «Стабильность-2008» в Баренцевом море с борта атомной подводной лодки «Тула» из подводного положения был произведен запуск ракеты «Синева», которая установила рекорд дальности полета в 11 547 километров и упала в экваториальной части Тихого океана. С такой дальностью, к слову, превышающей дальность самой мощной американской ракеты «Трайдент-2» - 11 000 километров, российский флот сможет развертывать подлодки у своих берегов под защитой надводного флота, что резко повышает боевую устойчивость лодок.

Десятка стран мира с крупнейшими военными расходами (нажмите, чтобы увеличить)
Десятка стран мира с крупнейшими военными расходами (нажмите, чтобы увеличить)

В этом году разработчики РСМ-54 «Синева» из уральского Миасса еще раз модернизировали свою ракету, предложив морякам новую, получившую название «Лайнер». Успешный испытательный пуск этой машины был проведен 29 сентября с борта стратегического атомного подводного ракетоносца «Тула» в Баренцевом море.

По данным КБ Макеева, ракета «Лайнер» по энергомассовому совершенству превосходит все современные твердотопливные стратегические ракеты Великобритании, Китая, России, Соединенных Штатов и Франции, а по боевому оснащению (четыре блока среднего класса мощности) не уступает четырехблочному (в условиях СНВ-3) американскому «Трайденту-2».

Ракета «Лайнер» может нести в 1,5-2 раза больше боевых блоков малого класса мощности, чем ракета «Булава», которая может оснащаться шестью такими блоками. Помимо этого, «Лайнер» может быть оснащен смешанной комплектацией боевых блоков разного класса мощности. Благодаря этой ракете гарантируется реальная возможность существования северо-западной группировки подводных лодок проекта 667 БДРМ до 2025-2030 годов.

Топливное противостояние

Разработчики жидкостной ракеты «Лайнер» специально подчеркивают ее превосходство над твердотопливной «Булавой» и «Трайдентом». Это не только извечный спор ракетостроительных КБ о том, какими должны быть ракеты. Но и конкретные их боевые характеристики.

«По словам военных, залповый пуск «Булавы» - знаковое событие, означающее начало новой эпохи в развитии российского атомного подводного флота»

Жидкостные ракетные двигатели превосходят своих твердотопливных коллег по массогабаритным и энергетическим характеристикам. При меньшем размере они способны доставить к цели значительно большую боевую нагрузку. Собственно эволюция «Скифа» в «Синеву» и «Лайнер» это демонстрирует. Твердотопливная «Булава» при весе 36,8 тонн забрасывает 1150 кг боевой нагрузки на максимальную дальность в 9 300 км. «Лайнер» при весе 40 тонн  доставит к цели на расстояние в 11 547 километров 2,8 тонны боевой нагрузки.

Однако у жидкостных двигателей есть один существенный недостаток – это главные компоненты топлива - агрессивные химические вещества: амил и гептил. Они крайне токсичны и при попадании в легкие человека быстро приводят к летальному исходу. Подобные случаи на первых типах советских баллистических ракет были весьма частыми, так как их заправляли топливом непосредственно перед стартом.

К авариям приводили и повреждения самих корпусов ракет при транспортировке или погрузке в ракетные шахты лодок. Были случаи, когда ракеты «текли» сами по себе. Решить проблему удалось только на ракетах РСМ-54 «Скиф», которые стали заправлять топливом прямо на заводе-изготовителе по так называемой «ампулизированной технологии». В результате они стали менее опасными для человека в повседневной эксплуатации.

В этом ключе твердотопливные ракеты всегда выглядели более перспективными. Твердое топливо не горит в огне. Твердотопливную ракету можно ронять, простреливать из автоматического оружия – ей все равно. Без специального запала процесс горения двигателя не начнется. В отличие от «жидкостных» твердотопливные ракеты поставлялись на флот в транспортно-пусковом контейнере. Вместе с ним ракету помещали внутрь корабля. Из него она и стартовала с помощью порохового аккумулятора, который выбрасывал ее на высоту в 20-30 метров над кораблем, и только после этого включался стартовый двигатель ракеты. Контейнер обеспечивал не только удобство хранения ракеты, но и не требовал какого бы-то технического облуживания машины на весь срок ее эксплуатации.

Однако самым главным недостатком твердого топлива до сих пор остается соотношение массогабаритных характеристик двигателя к забрасываемому ракетой весу. Например, твердотопливная морская баллистическая ракета РСМ-52, способная забросить на в 9 тыс километров 10 ядерных боеголовок индивидуального наведения, весила 100 тонн. Для этих ракет были созданы самые большие из атомных подводных лодок в мире - 941 проекта типа «Акула», прообраз суперсовременной советской субмарины из романа американского писателя Тома Клэнси «Охота» за «Красным Октябрем».

Таких ракет на корабле было 20 штук. Корабли получилась настолько огромными, что даже попали в книгу рекордов Гинесса. На верхней палубе субмарины спокойно разворачивался грузовик «КАМАЗ». От циклопических «Акул» Военно-морской флот отказался. Было решено, что таких огромных кораблей нам больше не нужно. В итоге для АПЛ типа «Борей» стали создавать «маленькую» как по размеру, так и по боевым характеристикам ракету «Булава».

Неизбежность обновления

Залповый пуск «Булавы» - знаковое событие, означающее начало новой эпохи в развитии российского атомного подводного флота. В настоящее время из 27 стратегических субмарин, имевшихся у России, в строю остается всего 12 кораблей.

Лодки типа «Борей» сменят на боевом дежурстве сразу два типа подводных крейсеров 2-го поколения 667БДР проекта типа «Кальмар» (дислоцированы на Тихоокеанском флоте) и лодок 3-го поколения 667БДРМ проекта типа «Дельфин» (дислоцированы на Северном флоте).

На этих кораблях сосредоточена треть нашего ядерного арсенала - 576 ядерных боеголовок. И если «Дельфины» еще относительно молоды, то «Кальмары» находятся на предельных сроках эксплуатации. Именно их, в первую очередь, и предполагается заменить «Бореями». Под их дислокацию уже модернизировали военно-морскую базу в Велючинске на Камчатке.

Крейсер «Юрий Долгорукий» - головной корабль в серии атомных подводных субмарин нового поколения. Это первый полностью российский крейсер - с новыми системами, электроникой, современной ракетой. Общая стоимость проекта оценивается в 23 млрд рублей. Из них 9 млрд - это расходы на НИОКР, 14 млрд - само строительство лодки.

Сейчас из цеха Северодвинского машиностроительного предприятия выведен второй крейсер – «Александр Невский». Его сдача запланирована на 2011 год, но из-за проблем с финансированием гособоронзаказа, она, скорее всего, состоится только в 2012. На стапелях завода стоит третья лодка – «Владимир Мономах». По планам ее ждут в 2012 году. Решается вопрос с закладкой четвертого корпуса, получившего имя «Святитель Николай».

Всего в госпрограмме вооружений прописано строительство не менее восьми кораблей этого проекта. Каждый из них будет нести 20 («Юрий Долгорукий» - 12) ракет «Булава» с не менее, чем десятью ядерными боеголовками индивидуального наведения.

До последнего времени именно с ракетой были связаны главные опасения военных. Половина из 15 ее испытательных пусков закончились неудачно. В оправдание главный конструктор «Булавы» Юрий Соломонов жаловался на отсутствие в стране 50 видов критических для производства ракеты материалов и банальное несоблюдение смежниками технологии при изготовлении комплектующих. Благодаря усилиям Минобороны ситуацию удалось исправить. Последние пуски «Булавы» прошли безукоризненно, что и позволило выйти на ее залповые испытания.

Теперь, как считают эксперты, главной проблемой станет строительство следующих лодок 955 проекта. Каждая из них - из-за отсутствия в стране необходимого количества специальной лодочной стали - собирается из оставшихся на «Севмаше» готовых секций от других проектов атомных крейсеров. То есть, при внешнем сходстве каждая из четырех заложенных лодок фактически делается по собственному проекту. Из-за этого, собственно, и возникли проблемы между Минобороны и Объединенной судостроительной корпорацией в оценках стоимости каждого корабля и тем, какой из них считать головным. На основании этого должна быть зафиксирована конечная цена партии кораблей.

Несмотря на эти разногласия, военные очень ждут новые лодки. Ведь их появление не только закроет разрыв между атомными подводными кораблями 2-го и 4-го поколений, но и выведет морскую составляющую стратегических ядерных сил на качественно иной уровень.


Вернуться назад