ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Непростой оборонный союз Индии и России

Непростой оборонный союз Индии и России


21-12-2011, 16:21. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

("The Diplomat", Япония)
Ричард Вайц (Richard Weitz)

 

В условиях, когда Индия приходит на смену Китаю как ведущий импортер оружия в мире, российские военно-промышленные компании все больше рассчитывают на дополнительные продажи вооружений в Индию для компенсации резкого падения экспорта в Китай.

До последнего времени советские и российские поставщики обеспечивали примерно две трети индийского импорта вооружений. И хотя Россия, судя по всему, будет оставаться крупнейшим партнером Индии в сфере оборонного сотрудничества в ближайшие несколько лет, учитывая, что две страны уже подписали договоренностей о будущих сделках в этой сфере на миллиарды долларов, растущая конкуренция со стороны западных компаний и увеличивающийся опыт индийской отечественной оборонной отрасли могут привести к тому, что Дели будет закупать меньше российского оружия.

Индийское правительство годами стремилось к увеличению мощностей своих оборонных компаний в вопросах производства более сложного и современного отечественного оружия. В рамках этого процесса индийские власти с успехом требовали от российских и других иностранных компаний меньше полагаться на продажу готовых систем под ключ, а вместо этого больше заниматься совместными проектами в области исследований и разработок, а также производства новых оборонных технологий и систем. Индийские переговорщики часто требуют того, чтобы новые контракты обусловливали в значительной степени передачу оборонных технологий, и они также регулярно настаивают на том, чтобы иностранные правительства соглашались разрешить индийским компаниям играть роль в производстве (по лицензии), обслуживании и ремонте систем вооружений.

Один из самых известных договоров с Индией постсоветской эпохи был заключен в 1998 году, когда две страны создали российско-индийское совместное предприятие BrahMos Aerospace для совместной разработки и производства сверхзвуковых тактических крылатых ракет. Ракеты BrahMos используют современнейшие российские технологии, которые Москва не продавала ни Китаю, ни какой-либо другой стране, но производятся эти ракеты непосредственно в Индии. В июне 2007 года индийские наземные силы начали размещать ракеты BrahMos-1 на базе шасси Tatra. BrahMos Aerospace тем временем сейчас тестируют морской вариант этих ракет, BrahMos-2. Версии ракеты воздушного базирования, а также для ракеты размещения на подводных лодках также разрабатываются.

Но два правительства в последние годы достигли договоренностей и о других важных сделках в области торговли оружием, а также создали совместное предприятие для двусторонних исследований и разработки транспортного самолета средней грузоподъемности для индийских и российских ВВС. HAL и российская Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), государственный холдинг, объединяющий российские военные и гражданские авиастроительные компании, куда входят "Сухой" и "МиГ", обе инвестируют по 300 миллионов долларов в совместные усилия по созданию самолета, который будет способен перевозить до 18,5 тонн груза на расстояние до 2 500 километров. Они хотят выпустить первый прототип всепогодного среднемагистрального транспортного самолета к 2017 году. Российские военно-воздушные силы хотят закупить до ста таких новых самолетов, которые должны прийти на смену нынешним Ил-214. Индийские военно-воздушные силы, со своей стороны, хотят закупить как минимум 35 новых самолетов, которые заменят устаревший индийский флот самолетов Ан-32, модернизацией которых Россия занимается по отдельному контракту стоимостью почти в 400 миллионов долларов.

Тем не менее, несмотря на такое сотрудничество, российско-индийские отношения в области вооружений испытывают постоянные проблемы, особенно стоит отметить индийскую критику в связи с низким качеством импортируемого российского оружия. Самый печально известный случай конфуза в двустороннем оборонном сотрудничестве - это российско-индийский договор о модернизации крейсера "Адмирал Горшков" советских времен и о передаче его индийскому флоту. После распада Советского Союза этот бывший советский авианесущий крейсер, построенный в 1978 году, был пришвартован на верфях "Севмаша" на севере России, а российские официальные лица спорили о том, что делать с этим кораблем. Обнищавшее российское правительство тогда не имело соответствующих фондов для починки и модернизации корабля.

В январе 2004 года индийское правительство договорилось о заключении всеобъемлющего контракта с российским государственным экспортером вооружений компанией "Рособоронэкспорт", по условиям которого индийский флот соглашался приобрести крейсер вместе с военными самолетами для него за 1,5 миллиарда долларов. На деле индийцы получили лишь корпус корабля водоизмещением 44 500 тонн почти за бесплатно (он был оценен по расценкам металлолома) в обмен на покупку у России новых самолетов и вертолетов для корабля и финансирование работ по ремонту и переоборудованию судна на "Севмаше", которые, как тогда предполагалось, должны были обойтись примерно в 1 миллиард долларов. Российское правительство обязалось обучить индийский экипаж, предоставить логистическую поддержку, а также поставить новую инфраструктуру, требующуюся для нового порта базирования корабля, вместе с технической документацией о том, как управлять кораблем и как его обслуживать.

Однако, оказалось, что верфь "Севмаша" не способна соблюсти сроки изначального контракта, которые предполагали доставку готового крейсера в августе 2008 года. Большинство российских аналитиков вскоре пришли к выводу, что изначально указанные сроки были нереалистичны в свете трудности задачи и хронического недофинансирования российской судостроительной отрасли, которая испытывала недостаток средств при Ельцине и в начале эпохи правления Путина, и не смогла собрать достаточно много иностранных заказов или обеспечить приток существенных иностранных инвестиций. Еще одной трудностью было то, что Советский Союз строил свои авианесущие крейсеры на Украине, и российские военно-промышленные компании лишились доступа к этим верфям, когда Советский Союз распался в 1991 году.

Спустя долгие месяцы трудных переговоров Россия и Индия договорились о новых сроках и условиях выполнения контракта. Когда российский премьер-министр Владимир Путин ездил с визитом в Дели в марте 2010 года, два правительства согласовали новую цену по этому проекту поставки крейсера и прилагающихся к нему самолетов - она составила порядка 2,34 миллиарда долларов. Российский флот также проведет 18-месячные морские испытания авианесущего крейсера, прежде чем передать корабль индийскому флоту в конце 2012 года. Дата поставки, конечно, может быть еще раз перенесена, и кроме того, нет уверенности в том, что все 45 истребителей МиГ-29К/КУБ, которые должны быть поставлены вместе с этим кораблем, будут готовы в срок. Между тем, индийские пилоты обучаются пилотированию МиГ-29К, отрабатывая взлеты и посадки с российского "Адмирала Кузнецова", тяжелого авианесущего крейсера, малое количество самолетов на котором не дает ему права претендовать на функциональность полноценного авианосца.

Тем не менее, несмотря на сохраняющуюся заинтересованность Индии в приобретении авианесущего крейсера, российские аналитики опасаются, что проблемы с кораблем и с другими компонентами сделок в области ВПК повредят российским возможностям в плане конкурентной борьбы за новые заказы индийского правительства в оборонном секторе. В июле 2009 года президент Дмитрий Медведев назвал ситуацию с "Горшковым" "очень сложным опытом" в российско-индийских отношениях. Он предупредил, что "корабль должен быть закончен, в противном случае будут серьезные последствия". Несколько недель спустя контролер и генеральный ревизор индийского правительства пришел к выводу, что Индии было бы лучше и выгоднее приобрести совершенно новый авианосец или авианесущий крейсер, чем принимать "российский подарок" в виде бесплатного корабля. "В лучшем случае индийский флот получит, да еще и с опозданием, подержанный корабль с ограниченным сроком службы, заплатив значительно больше, чем он заплатил бы за новый корабль", - говорилось в заключении аудиторской службы, содержавшемся в ее ежегодном отчете.

Атомная подводная лодка "Нерпа" ("Чакра") К-152 класса "Акула-II", которую Индия взяла у России в лизинг на десять лет, тоже оказалась не менее проблематичной. По условиям лизингового контракта, Индия предоставила сотни миллионов долларов на завершение строительства "Нерпы" на Амурской верфи в обмен на право десятилетнего использования лодки и обучение Россией индийского экипажа. "Нерпа" должна была быть поставлена на боевое дежурство индийского флота под названием INS Chakra в 2008 году, но различные производственные задержки, а также несчастный случай с непреднамеренным распылением токсичного газа фреона из автоматической системы пожаротушения субмарины в ноябре 2008 года, в результате которого погибли 20 человек и значительно больше были ранены, привели к тому, что передача лодки индийской стороне была отложена до 2010 года.

Из самых последних случаев можно упомянуть проблемы, которые возникли у Индии с производством тысячи танков Т-90, которые Дели купил у России в 2001 году с правом производства их по лицензии прямо в Индии. Это решение было принято после того, как появились проблемы с производством индийского танка "Арджун". В то же время Индия купила у России 300 готовых танков, став первой страной, которая приобрела эти новые танки Т-90, состоящии на вооружении российской армии с 1990-х годов. Индийский министр обороны Паллам Раджу отмечал, что местное производство Т-90 на территории Индии станет "важной вехой" в развитии военной самодостаточности индийского государства. Однако по состоянию на текущий месяц, индийский завод смог выпустить лишь около 150 из ожидаемой тысячи танков Т-90. По данным индийских источников, российская сторона чинит препятствия в передаче технологий, а также сборочных комплектов российского производства, которые требуются для выпуска танков в Индии. Российские источники опровергают это заявление, а сами при этом спекулируют на тему того, что индийцы пытаются переложить на Россию вину за неудачи некоторых индийских субподрядчиков, которые не смогли выполнить свои контрактные обязательства.

Но подобные трудности не остановили Россию, которая полна решимости сохранить своего крупнейшего клиента, предложив Индии даже свои самые современные и продвинутые военные технологии, одновременно пытаясь соответствовать индийским требованиям по превращению двустороннего сотрудничества из отношений, развивающихся по модели "покупатель-продавец", в отношения, основывающиеся на совместном производстве и маркетинге российско-индийского оружия с прицелом на третьи страны.

В результате две страны занимаются совместной разработкой многоцелевого самолета-"невидимки" пятого поколения. Хотя точного определения для термина "самолет пятого поколения" нет, общепринято считается, что он должен быть невидим для обычных радаров (использовать технологию "стелс"). Вдобавок, истребители пятого поколения обладают усовершенствованным интегрированным вооружением, авионикой и системами навигационного контроля, которые используют самые современные технологии, такие как искусственный интеллект, для расширенной маневренности и для обладания возможностями ведения боевых действий в едином информационном пространстве.

В октябре 2007 года корпорация "Сухой", которая искала иностранного партнера в течение пяти лет, и индийская государственная компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL), подписали межправительственное соглашение по совместной разработке и производству истребителя по технологии "стелс", работа над которым может обойтись более чем в 10 миллиардов долларов. На данный момент только США производят истребители пятого поколения.

Российский и индийский варианты общей программы по производству самолетов разрабатываются с различными характеристиками и различными графиками, чтобы соответствовать потребностям обеих стран. Например, Россия предпочла бы начать массовое производство своего прототипа Т-50 в ближайшие несколько лет после его разработки, для конкуренции с американскими F-22 и F-35, которые уже стоят на вооружении США или будут поставлены в ближайшие несколько лет. Напротив, индийские власти, чьи ВВС уже превосходят пакистанские, и возможно, китайские в Южной Азии благодаря истребителями Су-30МКИ, готовы подождать до конца десятилетия, чтобы испытать различные элементы конструкции и компоненты своего варианта самолета, прежде чем перейти к массовому производству и выпустить несколько сотен таких машин.

Разногласия также имеются по вопросу об относительной доле двух стран в проекте. Вдобавок к тому, что каждая сторона естественным образом хотела получить большую долю, российские участники также не особо хотели разрешать индийским компаниям разрабатывать некоторые из самых современных и сложных компонентов самолета. Степень участия индийской стороны в проекте, как ожидается, должна со временем возрасти. Индия внесет вклад примерно в размере 30% в конструкцию самолета, включая композитные компоненты с функцией "стелс", и частично в авионику, дисплеи в кабине и в системы радиоэлектронного вооружения.

В России авиакорпорация "Сухой" уже разработала и публично продемонстрировала несколько своих прототипов Т-50, которые были произведены в рамках этого проекта перспективного комплекса фронтовой авиации (ПАК-ФА). Т-50 – первый боевой самолет, полностью сконструированный и построенный в Российской Федерации, как предполагается, он сможет выполнять многочисленные функции, включая функцию самолета для обеспечения превосходства в воздухе и функцию тактического бомбардировщика.

Хотя они хотят использовать другую конструкцию, индийцы с интересом следили за летными испытаниями Т-50, так как они будут использовать ряд его технологий и конструкторских решений в своем собственном самолете. По сравнению с их военно-промышленными связями с Китаем, российские оборонные аналитики меньше беспокоятся о потенциальной возможности индийской оборонной отрасли представлять для них особую конкуренцию на рынках третьих стран. Действительно, некоторые недавние совместные проекты в области оборонных исследований и разработок подразумевают российско-индийские усилия по продаже своей совместной продукции вооруженным силам других стран.

В то время, как Манмохан Сингх едет в Россию на встречи с Путиным и Медведевым, совершенно ясно, что оборонные связи между двумя странами не обязательно представляют собой брак (в области военно-технического сотрудничества), заключенный на небесах. Тем не менее, обнародованное на этой неделе сообщение о том, что Индия сделала твердый заказ на приобретение 42 модернизированных российских истребителей Су-30 МКИ, показывает, что две стороны по-прежнему имеют множество способов, которыми они могут помочь друг другу.

Оригинал публикации: A Rocky Russia-India Defense Union

 

Вернуться назад