ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Министр обороны ответил на обвинения по поводу закупок иностранной военной техники

Министр обороны ответил на обвинения по поводу закупок иностранной военной техники


21-12-2011, 01:37. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Смотрим на чужое, делаем свое

Бронемашины итальянской фирмы Iveco для российского Минобороны закупили только после серьезных испытаний
Министр обороны ответил на обвинения по поводу закупок иностранной военной техники
Зачем нужны закупки иностранного оружия, в чем сложности взаимоотношений с ВПК и что происходит вокруг Гособоронзаказа – обо всем этом рассказал министр обороны Анатолий Сердюков. В частности, он считает, что уходящий год стал переломным в конфликте вокруг ценообразования на продукцию для армии.

Министр обороны России Анатолий Сердюков заявил, что наша армия не нуждается в массовой закупке иностранной техники и оружия.

«Будем что-то приобретать в единичных экземплярах, чтобы понять, насколько такой образец нам интересен»

«В большом объеме покупать иностранное оружие мы, конечно, не собираемся. Будем что-то приобретать в единичных экземплярах, чтобы понять, насколько такой образец нам интересен», – рассказал он в интервью, которое будет опубликовано в «Российской газете» в среду, передает «Интерфакс».

В качестве примера таких точечных закупок министр привел бронемашины итальянской фирмы Iveco.

«Мы их взяли для испытания на устойчивость к минному подрыву и проверки заявленных характеристик. Подорвали, проверили и убедились: все соответствует. Только после этого предложили итальянцам создать совместное предприятие на российской территории, в Воронеже. Мне кажется, это нормальная практика», – сказал Сердюков.

По мнению министра, возможности отечественной науки в оборонной сфере не исчерпаны, он настроен в этом смысле «не так критично». Отметив при этом, что последние 15 лет, действительно, не лучший период «не только для экономики и финансов, но и для российской промышленности».

«Мы потеряли темпы 80-х годов. Сейчас стоит задача – возродить оборонное производство в прежних объемах, – признался министр. – Поэтому и принята такая серьезная программа вооружений на 10 лет».

Десятка стран мира с крупнейшими военными расходами (нажмите, чтобы увеличить)
Десятка стран мира с крупнейшими военными расходами (нажмите, чтобы увеличить)
Особо Сердюков коснулся отношений Министерства обороны с предприятиями оборонно-промышленного комплекса, отметив, что в этом году удалось переломить ситуацию по вопросу ценообразования на продукцию для армии. «У нас было много нареканий по стоимости, – признался он в интервью. – Нынешний год стал переломным в этом вопросе. Исходим из того, что каждое предприятие должно доказать, почему в договоре фигурируют именно такие цифры».

Сердюков охарактеризовал схему взаимоотношений с ОПК таким образом: «Мы говорим промышленности: выдайте нам себестоимость изделия, а мы готовы прибавить к ней рентабельность. И все будет достаточно прозрачно. Схема такая. Когда завод или компания приобретают комплектующие к своей продукции, то «накрутка» по ней должна ограничиваться одним процентом».

При этом «то, что предприятие делает у себя, может иметь рентабельность в 20–25%», а в отдельных случаях Минобороны готово «оплатить рентабельность даже в 30–35%».

«Но с одним условием. Разница должна пойти на техническое перевооружение предприятия, закупку новых технологий и лицензий. И это в дальнейшем приведет к снижению стоимости либо улучшению технических характеристик и боевых возможностей того или иного оружия», – подчеркнул Сердюков.

Ситуация с гособоронзаказом также, по словам министра, решается. Ведомство разработало типовые контракты на поставку вооружений, в которых жестко прописаны цены, сроки, качество, а если заказ не исполняется вовремя, разовый штраф составляет пять процентов от стоимости контракта и за каждый день просрочки – еще 0,1%.

«Сейчас созданы условия для производителей, которых вообще нет в мире. Минобороны авансирует от 80% до 100% контракта», – признался Сердюков.

А также рассказал, что его министерство вышло на подписание «длинных контрактов» – до 2017–2020 годов по «серьезным видам вооружения» для флота, авиации и стратегических ядерных сил.

«То есть мы полностью прогнозируем всю перспективу деятельности компании на много лет вперед. Это позволяет планировать издержки и доходы, готовить персонал, внедрять новые технологии, заниматься переоснащением производственной базы», – отметил Сердюков.

Также, по его словам, военное ведомство крайне заинтересовано в том, чтобы отечественная промышленность активно развивалась и могла выпускать нужную армии продукцию.

«И уж, конечно, у нас нет цели – поставить предприятия ОПК на колени, любой ценой сэкономить средства на контрактах», – сказал он.

И, наконец, Анатолий Сердюков сообщил, что уже в январе 2012 года в российской армии появится военная полиция, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на интервью «Российской газете».

 

«Появится (военная полиция) в январе 2012 года и как бы соберет в единое целое ряд уже действующих направлений. В первую очередь, это гарнизонная служба и все, что с ней связано. Туда же хотим включить дисциплинарные батальоны и военную автоинспекцию», – сказал Сердюков.

«Мы создали Главное управление военной полиции, обязанности его начальника сейчас исполняет генерал Сергей Суровикин», – признался министр.

Газета ВЗГЛЯД попросила прокомментировать заявления министра обороны, полковника запаса, заслуженного военного специалиста РФ, экс-заместителя командующего федеральными силами на Северном Кавказе Бориса Подопригору. Эксперт согласился с Анатолием Сердюковым по поводу идеи не закупать массово оружие за рубежом, и даже больше развил эту тему:

«На самом деле, все дело в дозировке. В качестве аналога можно привести такой простой бытовой пример. С хорошим человеком можно просто посидеть – тем самым повысить себе настроение. А можно злоупотребить, и тогда последствия будут совершенно иными. Так и здесь, если речь идет о конкретных моделях, экземплярах военной техники, которая закупается за рубежом и которая нужна нам для создания соответствующих аналогов в Российской Федерации, я выступаю «за». Но если речь идет о закупках техники непосредственно для использования у нас вместо продукции наших предприятий, то я отношусь к этому несколько скептично. Если мы перейдем в этом некий барьер, то будет уже плохо. И мне кажется, что наша экономическая база и оборонная промышленность в состоянии создать большинство образцов вооружений, которые нужны армии. И, насколько я знаю из иностранных источников, они до сих пор не потеряли к нашему ВПК интерес», – отметил эксперт.

Особенности компоновки и вооружения французского вертолетоносца
Особенности компоновки и вооружения французского вертолетоносца
В качестве не совсем понятного примера закупок техники за рубежом наш собеседник назвал вертолетоносец «Мистраль», который Россия за большие деньги покупает у Франции (правда, там речь идет и о передаче технологий и строительстве части кораблей у нас – прим. ВЗГЛЯД):

«Я, если честно, не очень представляю, для чего он нам нужен. Хороший он или плохой – это другой вопрос. Но пока я не вижу серьезных перспектив для использования таких вертолетоносцев нашими вооруженными силами, думаю, вполне без них можно было и обойтись. С другой стороны, если уж он так нам необходим, думаю, наша кораблестроительная отрасль в состоянии создать неплохие образцы, и стоит ли таким образом дискредитировать наше судостроение – это вопрос», – поделился Борис Подопригора.

 

Комментируя слова Сердюкова о планах по возрождению оборонного производства в нашей стране в прежних объемах, эксперт рассказал, что для этого многое предстоит сделать, поменять, ввести заново: «И я считаю, что не менее важны, чем техническое оснащение армии, и изменения в социально-политической сфере. Нужно сделать так, чтобы офицер, приходя в наши вооруженные силы, знал, что ему положен соответствующий соцпакет и так далее».

Говоря о спорах Минобороны с предприятиями ОПК, Борис Подопригора отметил, что, по его мнению, «напрасно эта тема выносится на публичное обсуждение»: «И не потому, что надо что-то скрывать. А потому что эти вопросы – удел профессионалов. Многие, читая об этих отношениях со страниц газет, не понимая, что в действительности там происходит, дают такие «игривые» комментарии. Хотелось бы, чтобы этими вопросами занимались только профессионалы».

И, наконец, комментируя слова Анатолия Сердюкова о хороших перспективах ведомства, подписании так называемых «длинных контрактов» на 2017–2020 годы, эксперт отметил: «Хотелось бы комментировать результат, а не намерения. Тем более мы с вами отдаем себе отчет, что любые планы могут быть не просто скорректированы, но и отменены вовсе. Но давайте будем оставаться оптимистами», – резюмировал он.


Вернуться назад