ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Новые виражи гонки ядерных вооружений

Новые виражи гонки ядерных вооружений


16-11-2011, 12:24. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Новые виражи гонки ядерных вооружений

 Василий Сычев

Мир вступил в новую эру гонки ядерных вооружений, на которые в ближайшие десять лет многие государства, обладающие соответствующим уровнем развития технологий, потратят сотни миллиардов долларов. К такому заключению пришла группа Trident Commission (Англия), созданная американо-британской исследовательской организацией BASIC. Главные конкуренты в этом состязании – США и Россия. Прочие участники – Индия, Китай, Северная Корея, Франция, Израиль и Пакистан.

Политика плюс психология

 Выводы и цифры были обнародованы в докладе «За пределами Великобритании: тенденции в других ядерных державах». Соединенное Королевство намеренно осталось за рамками этого труда, поскольку он является первым в серии разработок Trident Commission и британским вооружениям планируется посвятить отдельное исследование.

 Кстати, данную группу BASIC сформировала специально для оценки британского ядерного потенциала и проводимой Лондоном политики. Как заявляют представители Trident Commission, цель ее существования – поиск ответов на три ключевых вопроса:

- следует ли Великобритании оставаться ядерной державой;
- являются ли ракеты Trident, стоящие на вооружении страны, наилучшим средством доставки боевых блоков;
- что должно предпринять Соединенное Королевство для ускорения процесса мирового ядерного разоружения.

Доклад Trident Commission содержит шесть основных выводов.

Первый вывод: количество ядерных боезарядов по всему миру сокращалось на протяжении многих лет с середины 80-х годов. Однако затем в определенный момент наметилась обратная тенденция – происходит как количественный, так и качественный рост запасов ядерного оружия, которое находится в распоряжении не только стабильных в политическом смысле государств, но и нестабильных стран Северо-Восточной и Южной Азии, а также Ближнего Востока. Последние нередко конфликтуют между собой, что чревато развязыванием локальной ядерной войны.

Второй вывод заключается в следующем: долгосрочные программы модернизации и разработки новых видов ядерных боеприпасов фактически привели к новой гонке вооружений. Все страны «ядерного клуба» и Израиль в ближайшие десять лет потратят сотни миллиардов долларов на развитие стратегического и тактического оружия. При этом США и Россия приложат все усилия для укрепления своих СЯС, а Китай, Индия и Израиль постараются завершить создание собственных ракетно-ядерных щитов за счет увеличения дальности полета баллистических ракет и строительства подводного стратегического флота.

Третий вывод: все государства, обладающие стратегическими вооружениями, считают ЯО необходимым и незаменимым инструментом обеспечения национальной безопасности.

Четвертый вывод: ядерные программы, реализуемые государствами, которые имеют для этого необходимый научный и промышленный потенциал, взаимосвязаны. Например, Россия модернизирует ядерную триаду для преодоления создаваемой американцами системы противоракетной обороны и обеспечения защиты СЯС РФ от средств быстрого глобального удара, разрабатываемых США.

 Китай развивает ядерные вооружения по тем же причинам, а также в связи с активным наращиванием индийского ядерного арсенала. Индия в свою очередь готовит ядерное оружие на случай возможных очередных конфликтов с Пакистаном и КНР из-за нерешенных территориальных споров. Французская же ядерная программа является своего рода ответом на общемировое увеличение запасов стратегического оружия.

Пятый вывод: увеличение потенциала нестратегического ЯО – попытка компенсировать малую боевую мощь вооруженных сил. При этом тактическое ядерное оружие не упоминается в каких-либо договорах по сокращению или нераспространению и не может быть в полной мере учтено.

Шестой вывод: он заключается в том, что хотя Договор о сокращении наступательных стратегических вооружений (СНВ-3), подписанный США и Россией в апреле 2010 года, и считается серьезным достижением в сфере глобального контроля за ядерным оружием, в действительности содержит массу пробелов и не гарантирует значительного уменьшения запасов боезарядов в мире.

Напомним, что на Соединенные Штаты и Российскую Федерацию приходится около 95% от всех развернутых и неразвернутых ядерных боезарядов на планете. Общемировые запасы ЯБП оцениваются в 20530–21240 единиц. Причем, отмечает Trident Commission, 20100 из них принадлежат США и РФ. Впрочем, Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI) приводит несколько иную цифру – 19497. 

 Сделанные британской группой выводы не новы и уже ранее были озвучены многими экспертами. По большому счету гонка ядерных вооружений не остановится до тех пор, пока есть на Земле оружие, принцип действия которого основан на цепной реакции. Это обусловлено множеством факторов, в числе которых политика и простая психология играют, как видится, главенствующую роль.

 Первая, потому что ядерное оружие является своего рода инструментом шантажа: мол, если что, то мы ударим. Как ответ – разработка ядерных технологий другими странами для обеспечения собственной безопасности. И здесь налицо уже психология – вряд ли ядерная держава всерьез решит воспользоваться оружием массового поражения, если будет знать, что может получить более мощный и массированный ответ. Но это, конечно же, упрощенная схема. В мире с причинами и следствиями все обстоит гораздо сложнее.
Лидеры…

 Главными соперниками в уже развернувшейся гонке вооружений стали США и Россия, которые на двоих в ближайшие десять лет потратят на развитие ядерных арсеналов по меньшей мере 770 миллиардов долларов. Большая часть указанной суммы – 700 миллиардов долларов – будет израсходована Соединенными Штатами. В частности, в ближайшее десятилетие Вашингтон выделит на обслуживание и модернизацию существующих средств доставки ЯБП 100 миллиардов долларов, ядерных боеголовок и предприятий по их производству – еще 92 миллиарда долларов.

 Американцы также намерены:
- продлить срок службы МБР Minuteman III и бомбардировщиков B-52H Stratofortress (последние останутся в строю до 2035 года);
- разработать новую баллистическую ракету и новый дальний бомбардировщик;
- построить 12 новых стратегических атомных подводных лодок SSBN(X) (первая субмарина войдет в состав ВМС США в 2029-м);
- начать в 2025 году замену существующих крылатых ракет с ядерными боеголовками новыми КР.

 Впрочем (да простят читатели невольный каламбур), Америку Trident Commission не открыла. О намерениях продлить срок службы ядерных боеголовок и средств доставки ЯБП Соединенные Штаты объявили еще в конце мая 2011 года. Тогда Национальное управление по ядерной безопасности США (NNSA) представило стратегический план модернизации ядерного потенциала страны и соблюдения мер по нераспространению ЯО.

 Обнародованный документ, выполнение пунктов которого намечается осуществить в течение нескольких десятилетий, предусматривает совершенствование с целью унификации ядерных боеголовок W78, а также значительное продление сроков службы ЯБП W76 и модернизацию бомб B61. В последних заменят пришедшие в негодность детали, а также произведут комбинирование некоторых компонентов с разных устаревших B61 в одну.

 Строго говоря, этот процесс сложно назвать модернизацией, скорее уж речь идет о восстановлении. В среднем срок службы упомянутых боеголовок и бомб будет продлен на 30 лет. План также оговаривает разработку новых атомных реакторов для перспективных авианосцев типа «Джеральд Форд» и стратегических атомных подводных лодок SSBN(X).

 Что касается России, то до 2020 года она потратит на развитие ядерной триады не менее 70 миллиардов долларов. Эти средства пойдут на:
- развертывание новых мобильных комплексов РС-24 «Ярс»;
- создание к 2018 году новой межконтинентальной баллистической ракеты с десятью ядерными блоками;
- переоснащение стратегических подводных лодок проекта 667БДРМ модернизированными ракетами «Синева» (проект «Лайнер»);
- строительство восьми атомных подлодок проекта 955 «Борей» с баллистическими ракетами Р-30 «Булава» на борту.

 В Российской Федерации также ведется проектирование стратегической атомной подводной лодки пятого поколения. К 2025 году планируется принять на вооружение новый стратегический дальний бомбардировщик. С 2013 года в стране будет удвоено производство баллистических ракет.

 Кроме того, отмечает Trident Commission, в ближайшие десять лет российские Вооруженные Силы получат десять бригад ядерных ракет малого радиуса действия. О каких именно БР идет речь, в докладе британской группы не уточняется. Вероятно, имеются в виду оперативно-тактические комплексы «Искандер-М», закупка которых предусмотрена Госпрограммой вооружения 2011–2020 годов.

 Очевидно, что и в отношении России никаких новых открытий Trident Commission также не сделала. Все меры по усовершенствованию ядерного потенциала РФ в разное время были озвучены военным и политическим руководством нашей страны. В частности, о разработке новой баллистической ракеты, которая сможет прорывать даже перспективные системы ПРО, в феврале 2011 года рассказал Владимир Поповкин, занимавший тогда должность первого заместителя министра обороны РФ, а ныне возглавляющий Роскосмос. Создание новых образцов ядерного оружия в России предусмотрено действующей Госпрограммой вооружения на 2011–2020 годы, объем финансирования которой определен на уровне 23 триллионов рублей.

 При этом ежегодные расходы РФ на развитие ядерно-оружейного комплекса страны будут увеличиваться. Ассигнования на него в течение трех лет согласно бюджету на 2011–2013 годы (одобрен Госдумой в конце 2010-го) возрастут на 11,5 миллиарда рублей. Так, если в 2010 году на финансирование этой статьи выделено 18,8 миллиарда рублей, то в 2011-м этот показатель увеличился до 26,9 миллиарда, в 2012 году он составит уже 27,5 миллиарда, а в 2013-м – 30,3 миллиарда рублей.

 Возможно, это тоже является свидетельством разворачивающейся гонки ядерных вооружений. Хотя рост трат на ядерный компонент обороны можно трактовать и иначе – арсенал и носители стратегического оружия России к настоящему времени значительно устарели, многие ракеты проходят через программу продления сроков эксплуатации, а это значит, что большие расходы необходимы для поддержания и обновления ядерной триады.
…И догоняющие

 В числе других стран, участвующих в гонке ядерных вооружений, Trident Commission назвала Китай, Индию, Францию, Израиль, Пакистан и Северную Корею. Правда, еврейское государство официально не входит в «ядерный клуб», поскольку Израиль никогда не признавал (но и не отрицал) наличия у себя ЯО. Тем не менее, есть информация, что израильтяне в 90-х годах поставляли Индии крылатые ракеты, способные нести ядерные боезаряды, а двумя десятилетиями ранее осуществляли с Южно-Африканской Республикой совместный проект по разработке стратегического оружия.

 За Израилем в настоящее время числится целый спектр ядерных «грехов». В стране, например, создаются ракеты Jericho-III с дальностью действия 4000–6500 километров. На основе ракет Shavit, используемых для вывода на орбиту спутников, Израиль способен сконструировать собственную МБР, а также вооружить часть подводных лодок (в настоящее время три субмарины типа «Долфин») крылатыми ракетами, которые можно оснастить ядерными боеголовками.

 Кроме того, если израильтяне переделают один из типов используемых ими в настоящее время боевых самолетов в носитель ЯО, формирование стратегической триады еврейского государства будет закончено.

 Во Франции уже завершена поставка ВМС страны четырех новых атомных подводных лодок типа «Триомфан», вооруженных межконтинентальными баллистическими ракетами M51 с дальностью полета 6000–8000 километров. Причем эти МБР оснащены модернизированными боеголовками. Обновление парка воздушных носителей стратегического оружия во Франции ведется на протяжении последних нескольких лет: на суше самолеты Mirage 2000N заменяются на Rafale 3, а на борту авианосца «Шарль де Голль» Super Etendard – на Rafale MK3. Все «Рафали» будут нести новые ракеты с модернизированными боеголовками.

 Если говорить о Китае, то эта страна продолжает развивать серию баллистических ракет семейства DF. На вооружение уже приняты комплексы DF-21, а также DF-31A с увеличенной дальностью действия. Считается, что DF-31A нацелены на Соединенные Штаты. Кроме того, Поднебесная занимается разработкой нового стратегического сухопутного мобильного комплекса с МБР, оснащенными боевыми блоками индивидуального наведения, а также планирует строительство пяти атомных подводных лодок типа «Цзинь», каждая из которых сможет запускать до 12 баллистических ракет.

 Индия в настоящее время ведет разработку серии баллистических ракет Agni с разными показателями дальности полета, причем после завершения создания Agni-V Дели наконец станет обладателем межконтинентального носителя ядерных боеголовок. Кроме того, Министерство обороны Индии планирует построить, по меньшей мере, пять стратегических атомных подводных лодок, вооруженных баллистическими ракетами Sagarika. Если говорить о другом морском компоненте, то индийские ВМС уже получают крылатые ракеты с ядерными боеголовками и дальностью полета до 350 километров.

 В Пакистане ведутся работы по созданию баллистической ракеты Shaheen II, способной преодолеть две тысячи километров. В стране также проходят испытания стратегические крылатые ракеты Hatf-VII (наземного базирования) и Ra’ad (Hatf-8 воздушного базирования). Предполагается, что пакистанцы разрабатывают легкие и малоразмерные ядерные боеголовки, которые будут использоваться на баллистических ракетах увеличенного радиуса действия или тактических БР. В любом случае основной целью для ядерного арсенала Исламабада является Индия

• Северная Корея в 2010 году объявила о создании собственной баллистической ракеты Musudan с дальностью полета 2500–4000 километров. Кроме того, Северная Корея ранее провела испытания БР Taepodong-2, способной поражать цели на дальности до десяти тысяч километров. При этом, отмечает Trident Commission, пока неясно, разработали ли северокорейские специалисты достаточно компактные и легкие боеголовки, которые можно было бы установить на упомянутые ракеты.
Одно провоцирует другое

 В целом общую тенденцию Trident Commission выделила верно. Нынче между членами «ядерного клуба» действительно развернулось своего рода соревнование, похожее на игру, в которой победит тот, кто окажется хитрее. Примерно об этом в начале июня 2011 года объявил и SIPRI: по его сведениям, хотя количество боеголовок в мире и уменьшается, это сокращение нельзя назвать сколько-нибудь серьезным. То есть по большому счету ядерное противостояние продолжается и принимает все более серьезный характер.

 Причина, видимо, и в самом деле кроется в Договоре СНВ-3, имеющем, как уже говорилось выше, массу прорех, которые стороны могут использовать в своих интересах. Срок действия соглашения СНВ-3 – десять лет. За этот период Россия и США должны сократить количество ядерных боеголовок и развернутых носителей до 1550 и 700 единиц соответственно. Если говорить о РФ, то у страны в рамках договора есть значительное пространство для маневра.

Согласно последним данным у Российской Федерации насчитывается 1556 ядерных боезарядов и 516 развернутых носителей. Таким образом, Россия фактически может увеличить число последних почти на 200 единиц, а также провести модернизацию ЯБП, не наращивая их количество.

 Кроме того, под действие СНВ-3 не подпадают тактические ядерные вооружения, включая и упомянутые ОТРК «Искандер-М», ставшие одним из инструментов в диалоге России и Соединенных Штатов по европейской противоракетной обороне. Короче – в ответ на развертывание позиционного района ПРО в Европе Россия разместит комплексы вблизи западных границ РФ, в том числе в Калининградской области.

В свою очередь Соединенные Штаты также имеют пространство для маневра, правда, более опосредованного. Так, сегодня три из девяти стран, обладающих ядерным оружием (США, Великобритания и Франция), являются членами НАТО, причем британский арсенал ЯО с 1962 года включен в американскую систему ядерного планирования.

 Это означает, что хотя к СНВ-3 Лондон вроде бы не имеет отношения, на самом деле его ядерные боезаряды следовало бы приписать Вашингтону. Особенно если учесть, что в перспективе на британских баллистических ракетах Trident II D5 может быть реализована американская система быстрого перенацеливания, уже интегрированная в такие ракеты, состоящие на вооружении США. Считается, что таким образом американцы смогут использовать британские ракеты в собственных интересах.

 Кроме того, нынешняя ядерная программа США действительно носит масштабный характер, хотя не подразумевает наращивания количества боеголовок или носителей. Упор в ней делается не только на само ядерное оружие, но и на сопутствующие компоненты – ПРО и стратегические неядерные элементы, например баллистические ракеты с обычными боеголовками или высокоточные КР большой дальности. Последние могут представлять серьезную угрозу ядерной триаде потенциального противника, фактически снижая эффективность его СЯС. И это одна из причин, по которой Россия так настойчиво сопротивляется развертыванию ПРО США в Европе.

 Между тем реализация американской программы провоцирует Китай и Северную Корею на развитие собственных ядерных вооружений, точно так же поступают Индия (в ответ на усиление КНР) и Пакистан (в противовес Индии). Франция следует общим тенденциям НАТО, диктуемым США, а Израиль готовится к разрешению локального конфликта на Ближнем Востоке любой ценой. Здесь существует целая цепочка зачастую скрытых причин и следствий, особенно если учесть, что больше половины ядерных государств, так или иначе, конфликтуют друг с другом.

 Пять крупнейших ядерных держав – Россия, Великобритания, Франция, Китай и США уже сформировали рабочие группы, задачей которых станет подготовка к переговорам о соблюдении Договора о нераспространении ядерного оружия, а также о заключении нового многостороннего соглашения наподобие российско-американского СНВ-3. Конечной целью работы таких групп стороны установили полную ликвидацию ядерного оружия. Однако, по оценке помощника госсекретаря США по вопросам контроля над вооружениями Роуз Геттемюллер, все эти усилия являются «детскими шагами».

 

Армейский Вестник


Вернуться назад