ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Андрей Реус: Считаю необходимым держать все процессы под личным контролем

Андрей Реус: Считаю необходимым держать все процессы под личным контролем


2-04-2009, 13:37. Разместил: VP

ОПК 'Оборонпром' создавалась в 2002 году как многопрофильная промышленная корпорация, которая должна была сосредоточиться как минимум на четырех бизнес-направлениях. Однако со временем стало понятно, что объем задач, стоящих перед компанией, требует более узкой специализации. Если вертолетостроение показывает стабильную прибыль, то перед двигателестроительными предприятиями стоит большое количество нерешенных проблем. О том, как они будут решаться, корреспонденту РБК daily Сергею Старикову рассказывает рассказывает гендиректор ОПК 'Оборонпром' Андрей Реус.

 

Андрей Реус

Реус Андрей Георгиевич, родился в 1960 году в Челябинске. Окончил МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности 'политическая экономия'. Доктор экономических наук. С 1983 по 1991 год работал на различных должностях на Челябинском тракторном заводе. С 1994 по 1998 год - директор финансовой программы Международной академии бизнеса и банковского дела (Тольятти). В 1998-1999 годах работал в Министерстве финансов РФ. С 1999 по 2004 год - руководитель секретариата заместителя председателя правительства РФ Виктора Христенко. С апреля 2004 года - заместитель министра промышленности и энергетики. С сентября 2007 года - гендиректор ОАО 'ОПК 'Оборонпром'.

 

— В последнее время появились слухи о ликвидации «Оборонпрома» и передаче активов напрямую в «Ростехнологии». Как вы это прокомментируете?

 

— Я рассматриваю эти слухи как спекуляции, которые не имеют ничего общего с реальным положением дел. Перед «Оборонпромом» поставлена задача создания полноценных интегрированных структур в области вертолетостроения и двигателестроения. Это подразумевает не только консолидацию пакетов акций, но и формирование эффективной системы управления, производства, сбыта и сервиса. В этих вопросах мы находимся только в самом начале пути. Уже не говоря о корпоративных процедурах по переходу на единую акцию этих холдингов. В свою очередь «Ростехнологии» также имеют огромное поле работы с полученными активами. При этом хочу напомнить общеизвестный факт: Сергей Викторович Чемезов является председателем совета директоров «Оборонпрома». Кроме того, после реализации указов пакет акций «Оборонпрома», принадлежащий сейчас Росимуществу, будет передан «Ростехнологиям». Поэтому отношения между «Ростехнологиями» и «Оборонпромом» полностью прозрачны и определены на годы вперед.

 

— Андрей Георгиевич, расскажите о том, что уже получилось сделать, — об итогах деятельности «Вертолетов России» (ВР) в 2008 году.

 

— Вертолетостроительная отрасль является одной из немногих отраслей российского машиностроения, показывающих положительную производственную динамику на протяжении последних пяти лет и даже в сегодняшней ситуации. В 2008 году было поставлено заказчикам 169 вертолетов. Это на 3% превысило плановые показатели 2008 года и на 40% больше, чем в 2007 году (120 вертолетов). На КВЗ было изготовлено 55 вертолетов, на «Роствертоле» — 44, на УУАЗе — 59, на КумАПП — 11. Львиную долю составили традиционные Ми-8/17 (114 машин), тем не менее производились и Ми-24/35, и Ми-28Н, и Ка-27/32. В 2009 году мы планируем продать порядка 230 машин. По предварительным данным, выручка вертолето­строительного холдинга превысила 40 млрд руб., что на 20% больше, чем в 2007 году (33,7 млрд руб.). Прибыль холдинга несколько снизилась и составила 1,56 млрд руб. (в 2007 году она составляла 1,8 млрд руб.). Это связано с ростом цен на комплектующие и материалы, ростом процентных ставок по кредитам, укреплением рубля, которое было характерно практически для всего прошлого года. Тем не менее это хороший результат, учитывая общую ситуацию в российском машиностроении и мировой финансовый кризис.

 

— Как обстоят дела с организацией вертолетного сервиса? Известно, что этот рынок оценивается в 200 млн долл.

 

— Тема сервиса — номер один. Мы определили 2009 год «годом сервиса» для «Вертолетов России». Сервисное обслуживание мы сделали одним из основных приоритетов деятельности ВР, без которого не будет продаж. Маркетинг начинается с сервиса, логистики и понимания того, как быстро будет ремонтироваться техника. Не стоит заблуждаться, что продажа запасных частей это и есть сервис. Исторически так сложилось, что отечественные производители не любят оказывать сервис. Нам непросто переломить ментальность и работать по идеологии продажи услуги, всего жизненного цикла изделия, но мы начали этот процесс. По нашим оценкам, ВР могут уже в скором времени претендовать на половину мирового рынка услуг сервиса, или на 100 млн долл. ежегодно. А дальше посмотрим! В Индии совместно с компанией «Вектра» мы создали СП по обслуживанию нашей техники, которое теперь становится основным легитимным игроком на индийском рынке по поставке запчастей и ремонту. В Китае в 2008 году мы заключили рамочное соглашение об организации сервиса российских вертолетов. На подходе создание центра на Ближнем Востоке. Мы понимаем, что надо создать сервисную инфраструктуру во всем мире, ведь российские вертолеты эксплуатируются более чем в 80 странах мира, а активно продаются в 40 странах.

 

— Как идет ход выполнения проекта Ка-226Т, на который получен кредит Банка развития?

 

— Банком на эти цели был выдан инвестиционный кредит в 100 млн долл. на восемь лет. Несмотря на кризис, условия кредита не пересматривались, и процент­ные ставки по нему остались прежние. Сейчас по проекту создан и функционирует проектный коллектив. Практически в еженедельном режиме в «Оборонпроме» мы рассматриваем ход его реализации. Уже решен вопрос по двигателям. С Turbomecca заключен контракт на создание и сертификацию модификации двигателя Arrius 2G1. Одновременно мы прорабатываем вопрос продаж Ка-226Т с МЧС, ФСБ, «Газпромом», через «Рособоронэкспорт» будем выходить на индийский тендер легких вертолетов.

 

— Что происходит с проектом Ми-38? Насколько известно, есть определенные проблемы с поставщиком двигателей для этого вертолета.

 

— Машина очень хорошая, но работа по ней сейчас замедлилась. К сожалению, до кризиса мы не успели обеспечить проект финансированием, поэтому активно работаем над этой темой в нынешних непростых условиях. Немаловажным стал отказ Pratt & Whitney Canada от поставки двигателей для вертолета, несмотря на подписанный протокол о намерениях. Может быть, здесь сказался негативный опыт работы с российскими предприятиями в 90-е годы. Тем не менее уже начались работы по установке на Ми-38 самолетного двигателя ТВ7-117, который можно доработать под вертолетную тематику. Предполагается, что «финальным» производителем этого двигателя станет МПП им. Чернышева.

 

— Планы по проведению IPO все еще остаются в силе?

 

— У нас есть утвержденный приказ по переходу на единую акцию ВР в течение ближайших двух лет, что является преддверием выхода на рынки капиталов. Хотел бы подчеркнуть, что IPO не является для нас самоцелью. Это средство для получения инвестиций. Поэтому проведение IPO будем рассматривать исходя из ситуации в самом холдинге и на рынке.

 

— Партнерство с AugustaWestland продолжается?

 

— Наше совместное предприятие по дистрибуции уже создано и работает. Проект создания в Панках производства вертолета AW139 по лицензии AugustaWestland продвигается по плану. Идем к подписанию лицензионного соглашения. В ближайшее время с итальянской стороны будет назначен гендиректор, с российской — его первый заместитель по финансам. Мы предполагаем, что первый серийный вертолет будет произведен в конце 2010 года и поставлен заказчику в 2011 году.

 

— Будут ли из-за кризиса пересмотрены параметры комплексной целевой программы развития вертолетостроения?

 

— Несмотря на успехи вертолетной отрасли в производственном плане, нельзя забывать, что мы эксплуатируем модели, разработанные в прошлые десятилетия. Отрасли срочно нужны инвестиции в новые разработки, которые дадут возможность не потерять ее потенциал. Поэтому программа развития вертолетостроения в тех параметрах, которые изначально в нее закладывались, остается актуальной. Сейчас мы только вносим коррективы в модельный ряд. В частности, по легкому вертолету, вертолету грузоподъемностью 4 т, который может быть создан на базе «Ансата». Принципиальной задачей для нас является создание перспективного скоростного вертолета, что определит положение российского вертолетостроения на мировом рынке в ближайшие десять лет. Работы в этом направлении уже начались. И здесь нам остро необходима поддержка государства.

 

— Планируется ли увеличение внутреннего вертолетного заказа?

 

— Я очень надеюсь на это. У «Вертолетов России» есть определенные планы по увеличению этого заказа.

 

— Теперь вопрос по другому холдингу — Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). Когда закончится первый этап объединения?

 

— Этап экстенсивного расширения ОДК фактически закончен. «Оборонпрому» уже переданы госпакеты НПО «Сатурн», «Моторостроителя», СНТК, «Металлист-Самара», предприятий пермского комплекса. Из последних необходимых приобретений стало приобретение пакета акций «Металлист-Самара», принадлежащего частным акционерам. Юридические процедуры формирования ОДК завершим до конца 2009 года. Уже сейчас мы начали реализовывать концепцию единого управления предприятиями через УК ОДК. Мы ликвидируем лишние управленческие звенья, как, например, УЛ ПМК. Структура ОДК в настоящее время оптимальна с точки зрения управления, мы не будем ее перегружать персоналом не только в целях экономии затрат, но и для сохранения ясной системы управления. Практически все топ-менеджеры «Оборонпрома» работают в структуре ОДК по совместительству.

 

— Почему именно вы заняли должность гендиректора ОДК? Не нашлось достойного?

 

— В отрасли, слава богу, достаточно опытных и профессиональных менеджеров. Но на начальном этапе создания ОДК важно выработать общую программу действия, найти консенсус между всеми участниками. Поэтому я считаю необходимым держать все эти процессы под личным контролем.

 

— Юрий Ласточкин уже передал «Оборонпрому» свой пакет акций НПО «Сатурн»?

 

— Сделка уже завершена, расчеты по «Сатурну» закончены. Также передан пакет акций УМПО. «Оборонпром» уже сегодня имеет контроль над обоими предприятиями.

 

— Двигателестроительные предприятия РСК «МиГ» также будут переданы «Оборонпрому»? Как будет решаться вопрос с импортозамещением производства вертолетных двигателей?

 

— Уже есть решения по оказанию господдержки МПП им. Чернышева на общую сумму около 7 млрд руб. В том числе путем дополнительной эмиссии предприятия в пользу «Оборонпрома» на 2,9 млрд руб. В прессе имели место спекуляции относительно этого процесса. Могу сказать, что у нас нет разногласий с руководством МПП им. Чернышева относительно участия «Оборонпрома» в уставном капитале завода. Имели место технические проблемы, связанные с корпоративным оформлением сделок, которые уже решены.

Что касается импортозамещения, то ОАО «Климов», используя ремкомплекты, может производить вертолетные двигатели ТВ3-117 и ВК-2500. На МПП им. Чернышева будем производить ТВ7-117 для Ми-38 и ремкомплекты.

 

— Когда в ОДК войдет завод «Салют»? После посещения этого предприятия президентом этот процесс ускорился или, наоборот, затормозился?

 

— У нас есть ряд серьезных задач по реструктуризации полученных активов. «Салют» также решает вопрос превращения в ОАО и создания своего холдинга в соответствии с указом президента. Каждый должен завершить начатые преобразования в каждом холдинге. Но уже сегодня мы работаем с «Салютом» в кооперации по разным направлениям. На предприятии есть набор компетенций, которые необходимы ОДК.

 

— Какие, по-вашему, «сильные» предприятия вошли в ОДК, а кто «слабый»? Будут ли закрыты производства, например в Самаре?

 

— Хочу сразу подчеркнуть, что мы не закрываем самарские производства! Мы сохраняем и будем развивать ключевые компетенции всех трех предприятий — «Моторостроителя», СНТК и СКБМ. На базе «Моторостроителя» мы планируем создать единую структуру, которая обеспечит разработку, производство и ремонт авиационных двигателей для стратегиче­ской авиации, потребности космической программы. Здесь также будет выпускаться оборудование для «Газпрома» и других сырьевых компаний. Бренд «Кузнецов» будет сохранен. При этом инженерный коллектив СНТК будет сосредоточен на разработке и модернизации агрегатов, в то время как «Моторостроитель» станет единственным серийным заводом в регионе по производству газотурбинных двигателей. На площадке СНТК имеется достаточно современный испытательный комплекс, который технологически невозможно перенести на другую территорию. Поэтому это производство будет и далее функционировать на СНТК, остальные незадействованные помещения и территории планируется реализовать. В целом же самарские предприятия имеют долгов на 7 млрд руб., необходима срочная модернизация производственной базы. Действовать там стандартными методами уже нельзя, поэтому мы начали срочные антикризисные мероприятия. В целом стабильно развивается «пермский куст», который сейчас также будет консолидироваться. Несмотря на финансовую ситуацию, НПО «Сатурн» — сильное и современное с производственной и технологической точек зрения предприятие, где впервые проходит сертификация двигателя по европейским стандартам. Перспективно Уфимское объединение, на базе которого мы планируем создать специализированную площадку для всех предприятий холдинга.

 

— Может, легче все разрушить и по­строить с нуля?

 

— Нет, так поступать мы не будем, хотя иногда green field лучше, чем реконструкция старого. У МПП им. Чернышева десять незадействованных гектаров, которые требуют постоянной финансовой подпитки в виде налогов, ЖКХ и т.д. Очевидно, что такие затраты нерациональны. В Самаре также избавимся от непрофильных активов. Мы не занимаемся девелопментом и туристическим бизнесом. Мы не можем себе позволить содержать пансионаты или дома отдыха, которые висят на балансе заводов. Соцпакеты сотрудников должны базироваться на денежном эквиваленте. Надо сохранить только общежития, так как это необходимо для привлечения рабочей силы.

 

— Планируете ли вы реорганизацию пермского комплекса? Как относится к этим планам Pratt & Whitney, который является акционером ПМЗ?

 

— «Пермский куст», как я уже говорил, является достаточно стабильным с финансовой и производственной точек зрения, тем не менее он также требует серьезной реструктуризации: уже началась передача функций управления предприятиями ПМК в ОДК, идет объединение Пермского моторного завода и технологически связанных с ним предприятий. Все процедуры мы обсуждаем с акционерами, в том числе и с Pratt & Whiney, который мы рассматриваем как стратегического партнера ПМК.

 

Какие цели вы ставите перед ОДК?

 

— Мы определились, что стратегиче­ская цель ОДК — восстановление и поддерж­ка современной российской инженерной школы в сфере создания газотурбинных двигателей. Отсюда основная задача — создание двигателей, отвечающих требованиям внутреннего и внешнего рынков. Мы заявили о своем стремлении к 2020 году закрепиться в пятерке мировых производителей в сфере ГТД, и наша работа будет нацелена на реализацию всех этих планов. Определились с основными перспективными проектами ОДК. Это проект SaM146, новый двигатель для гражданской авиации (проект МС-21), новый двигатель для военной авиации (проект ПАКФА), новый двигатель для скоростного вертолета. Безусловно, что работа по имеющимся агрегатам будет продолжена в рабочем режиме. Например, сертификация двигателя ПС-90А2 в сотрудничестве с американ­ским Pratt & Whitney. В ближайшее время в рамках ОДК будет доработана стратегия развития отрасли, которую мы вынесем на совет директоров «Оборонпрома». Затем планируем представить стратегию на рассмотрение правительства.

 

— Какую структуру будут иметь ОДК, на каких принципах будет строиться работа холдинга?

 

— Над формированием структуры ОДК работали восемь комитетов, в которые входили все директора заводов, эксперты, ученые. 27 марта мы завершили этот процесс. Для меня очевидно, что на УК ОДК должны быть замкнуты вопросы международной деятельности и финансов. Но это координация, а не замена тех работ, которые ведутся на предприятиях. Основной принцип работы ОДК — проект­но-программный. Все кадровые решения мы рассматриваем с точки зрения целесообразности фактического применения опыта и знаний конкретного менеджера на конкретном участке. Для меня это важно, так как генеральные директора — главная «боевая» единица в структуре ОДК. Исходя из этого, были произведены назначения на основные проекты холдинга. Реализацией проекта SaM-146 будет заниматься генеральный директор НПО «Сатурн» Юрий Ласточкин, дирекцию программ производства вертолетных двигателей возглавит генеральный директор УМПО Александр Артюхов. Генеральный конструктор «Авиадвигателя» Александр Иноземцев займется проектом создания двигателя тягой 9—18 т. Программа промышленных ГТУ закреплена за моим заместителем по УК ОДК и «Оборонпрому» Дмитрием Петровым. Другой мой заместитель по ОДК, Илья Федоров, который ранее возглавлял ОАО «Дубненский машиностроительный завод — Камов», будет ответственным за проект создания двигателя для ПАКФА. Проект по литью, который мы рассматриваем как, возможно, общий для вертолетного и двигательного холдингов, курирует заместитель генерального конструктора ОДК Геннадий Зубарев. Приказы по назначениям уже мною подписаны. Есть еще ряд направлений (композитные материалы, инструментальное производство и др.), с руководством которых мы определимся в ближайшее время. Все проекты будут проходить процедуры рассмотрения на экспертном совете ОДК, проектном комитете «Оборонпрома», с обязательным утверждением схемы финансирования.

 

— С какими финансовыми результатами закончили 2008 год предприятия ОДК?

 

— В этом году мы впервые свели все финансовые показатели предприятий, которые уже входят или войдут в ОДК. По предварительным данным, выручка предприятий в 2008 году превысила 57 млрд руб. Но отрасль генерирует большие убытки, за которыми стоят цифры долгов по зарплате, налогам и т.д. Это свидетельствует о системных проблемах отрасли, которые мы будем решать.

 

 


Вернуться назад