В начале сентября 2011 года Россия представила новую версию ракеты класса «воздух-воздух» Р-33 (по классификации НАТО АА-9 Amos ). В течение последних тридцать лет Р-33 использовалась только на истребителях-перехватчиках Миг-31. Но новая модель (РВВ-БД) может быть использована на любом истребителе. Дальность ее полета составляет 200 км и в отличие от своей «предшественницы», чья дальность составляла 120 км, имеет свой собственный радар. Ракета Р-33 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с крыльями малого удлинения и 2 складывающимися рулями. Корпус состоит из 4 отсеков. В первом расположена ГСН, контактный и радиовзрыватель. Во втором отсеке размещается автопилот, осколочно-фугасная БЧ с предохранительно-исполняющим механизмом в центре. В третьем отсеке размещена силовая установка, состоящая из двухрежимного твердотопливного ракетного двигателя с удлиненным газоводом и сопловым баком. Вокруг газовода скомпонован четвертый отсек с газогенераторами, турбогенератором с блоком регулирования и рулевыми машинками, работающими на горячем газе. Радиолокационная головка самонаведения с углами целеуказания ±60° сопряжена с системой управления вооружением «Заслон», установленной на носителе. Ракета применяется с подфюзеляжных катапультных установок. Большая дальность пуска достигнута применением двухэтапного наведения. Ракета имеет инерциальное управление на начальном участке полета и полуактивное самонаведение после захвата цели всеракурсной ГСН на конечном. Начальное положение антенны в момент включения ГСН (угловое целеуказание) прогнозируется на самолете-носителе перед пуском ракеты. Система управления ракеты имеет возможность обнаруживать цели на фоне земли, распознавать характер и производить селекцию от помех. При этом пассивные помехи вообще не влияют на работу ГСН.
Р-33 сходна с американской ракетой AIM-54 «Феникс» (снята с вооружения в 2004 году). Американская ракета была принята на вооружение в 1974 году, Р-33 — в 1981-м. Ракета «Феникс» могла поразить цель, находящаяся на расстоянии 200 км. «Феникс» был сконструирован исключительно для использования на истребителе F-14, имеющем мощный радар и систему управления огнем. Самолет F-14 мог отслеживать 24 цели одновременно и запускать шесть ракет одна за другой в разные цели. В время первых испытаний четыре из шести ракет были сбиты. Ракета весом в полтонны двигалась со скоростью 1300 м/сек и имела боеголовку весом 61,4 кг. Она была довольно дорогой: ее стоимость составляла свыше миллиона долл. В 1980-х годах ракета была модернизирована, усовершенствования в основном коснулась электроники. Было построено 5 тыс ракет, ни одна из которых так и не сбила ничего в бою. По сообщению некоторых источников (информация так и не подтвердилась), Иран использовал ракеты «Феникс», чтобы сбивать иракские самолеты во время Иранско-иракской войны. Иран был единственной страной, получившей «Феникс». По слухам, американские техники, прежде чем покинуть страну, вывели из строя 285 иранских ракет (когда исламские повстанцы свернули монархию в 1979-м).
«Феникс» был создан, чтобы сбивать русские бомбардировщики, подбирающиеся близко к американским авианосцам, чтобы запускать свои противокорабельные ракеты. Во время многочисленных испытаний так и происходило. Однако ситуация изменилась с окончанием Холодной войны в 1991 году, после которой «Феникс» был снят с вооружения, так и не получив возможности поучаствовать в реальных сражениях. Были зафиксированы случаи, когда американские истребители «проникали» на территорию противника. Одним из таких случаев было неудачное проникновение иранского F-14 в Россию, хотя, по сообщению некоторых источников, именно иранская сторона передала информацию, которая помогла СССР модернизировать Р-33. Негласная «борьба» за лидерство между Р-33 и «Фениксом», наверное, закончилась, хотя то и дело всплывают публикации, в которых сравниваются эти две модели. Здесь следует отметить, что «Феникс» из-за крайней дороговизны практически не используют при учениях. Нет даже статистики ее применения. В то время как Р-33 модернизируется, и модернизируется успешно.
Вернуться назад
|