США хотели сделать джаз своим идеологическим оружием против СССР и расширения советского влияния на страны третьего мира через специальный проект Госдепартамента США, рассказала профессор истории и американской культуры Университета Мичигана Пенни Ван Эсчен, посвятившая этой странице истории свою книгу.

Проект «Послы джаза»

Между тем - «Музыка толстых»: Максим Горький называл джаз «музыкой толстых», музыкой буржуазии и капиталистов. «Это — эволюция от красоты менуэта и живой страстности вальса к цинизму фокстрота с судорогами чарльстона, от Моцарта и Бетховена к джаз-банду негров, которые, наверное, тайно смеются, видя, как белые их владыки эволюционируют к дикарям, от которых негры Америки ушли и уходят всё дальше», — писал Горький.

«Проект „Послы джаза“ родился в разгар „холодной войны“ в 1955 году и был рассчитан как противовес советской идеологии и пропаганде. Его предложил друг культового джазмена „Диззи“ (Джон Биркс) Гиллеспи чернокожий сенатор от Гарлема Адам Клэйтон Пауэлл. Газета New York Times тогда назвала проект „секретным акустическим оружием“ и термин приклеился к одному из самых знаменитых культурных проектов госдепартамента США», — заявила Ван Эсчен в интервью РИА «Новости».

 

«Оружие джаза» или культуры, альтернативной тоталитарным ценностям, было нацелено на СССР, Восточную Европу, Азию, а также новоявленные африканские государства, только появившиеся на политической карте мира и видевшие в западных цивилизациях проявления расизма.

 

«Джаз, который играли чернокожие американцы, призван был, по замыслу чиновников, послать миру сигнал о том, что никакого расизма в Америке нет», — отметила Ван Эсчен.

Своевольный Армстронг

Под флагом Госдепа удалось собрать «звезд» первой величины — самого «Диззи», Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, Бенни Гудмена, которые прорвались сквозь железный занавес и идеологические табу.

 

«Но джазмены отнюдь не были дипломатами в том смысле, который ожидал Госдеп.

 

Первым посланцем в СССР должен был стать Армстронг, и уже шли переговоры между Вашингтоном и Москвой, когда великий трубач „послал“ правительство — причем, собственное. Буквально он сказал так: „Тем самым образом, которым правительство обходится с моим народом на Юге, пусть оно идет к черту“, — рассказывает Ван Эсчен.

 

Москвичи не увидели маэстро в 1957 году из-за президента Дуайта Эйзенхауэра, который не усмирил вспыхнувшие волнения в штате Арканзас после того, как там начались протесты белых американцев против совместного обучения с чернокожими.

 

Белый дом ввел полицейские войска лишь спустя две недели после расового противостояния.

Джаз — музыка справедливых

А когда Гиллеспи после его первого турне на Ближний Восток пригласили на брифинг в Госдеп с тем, чтобы проинструктировать культурного посла о том, как лучше отвечать за рубежом на вопросы о расовой проблеме в США, „Диззи“, в полном соответствии со своей кличкой („Ошеломляющий“), напомнил чиновникам историю рабовладения в США.

 

„Я имел 300 лет такого брифинга. Я знаю, что они сделали для нас и не собираюсь никого извинять“, — приводит историк слова музыканта.

 

В Грецию, куда Гиллеспи отправили после того, когда студенты забросали камнями здание посольства США, толпы молодежи восторженно скандировали имя чернокожего американца, в Пакистане „Диззи“ отказался играть для элит, устроив концерт для обслуги своего отеля — поваров и уборщиков.

 

А в 1964 году „посол джаза“ Гиллеспи сам себя выдвинул кандидатом в президенты США, пообещав переименовать Белый дом в „Блюзовый дом“, назначить госсекретарем США Дюка Эллингтона, а директором Центрального разведывательного управления — трубача Майлза Дэвиса.

Первый „посол джаза“ в СССР

Первым „послом джаза“ в СССР стал Бенни Гудмен в 1962 году. Он прибыл в Россию в наихудший момент в истории отношений между Москвой и Вашингтоном на волне карибского кризиса, когда две сверхдержавы балансировали на грани войны и мира.

 

„Никита Хрущев на приеме в посольстве США подошел поздороваться в Гудменом. Бенни очень обрадовался и, пожимая руку лидеру СССР, воскликнул: „О, так значит вы тоже любите джаз!“. „Нет, я люблю хорошую музыку“, — осек его Хрущев“, — рассказывает Ван Эсчен.

 

Джазовая дипломатия разительно отличалась от официальной. Когда на Красной площади „король свинга“ увидел смену караула у мавзолея Ленина, он, попадая в такт чеканного шага, заиграл известную фольклорную мелодию Pop Goes the Weasel, которая обычно используется для механических игрушек, выпрыгивающих из табакерки. А когда на официальной церемонии заскучал, слушая затянувшуюся речь высокопоставленного советского чиновника, то просто достал свой кларнет и заиграл.

„Армия поклонников джаза в СССР“

„Если в некоторых странах, как, например, Ирак или Афганистан, концерты предваряли рассказы о том, что такое джаз, то в России это было не нужно. Армия поклонников джаза, который являлся культурой советского андерграунда, была столь велика, а знание столь глубоко, что ничего кроме музыки было не нужно“, — говорит историк.

 

Однако после завершения гастролей Гудмена идеологические гонения на джаз, как на чуждое строителям коммунизма веяние, были усилены в СССР, отмечает Ван Эсчен.

Итоги проекта

„Было бы слишком просто сказать, что „Послы джаза“ все-таки разрушили СССР и Восточный блок. Но их музыка несла дух свободы, срывающий железные занавесы и идеологические установки обществам с авторитарными режимами. Они представляли чисто американскую культуру, но одновременно их музыка стала международным языком духовной независимости“, — считает Ван Эсчен.Проект закрылся в 1979 году без видимых причин — то ли кто-то из сенаторов призвал не тратить впустую государственные деньги, то ли просто Америка после Уотергейта сосредоточилась на внутренних проблемах, полагает искусствовед.