ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Как пирату урезать «зарплату»

Как пирату урезать «зарплату»


11-03-2009, 11:42. Разместил: Редактор Al_Magn

Сергей ВАСИЛЬЕВ, «Красная звезда».
Фото Дмитрия ПОТАПОВА и Евгения ПАВЛОВА


alt«Красная звезда» уже сообщала, что в Современной гуманитарной академии (СГА), где президентом работает профессор Михаил Карпенко, состоялся телемост, проведенный СГА совместно с редакцией газеты «Красная звезда». Темой разговора стал поход сторожевого корабля «Неустрашимый» в Аденский залив. Кроме этого, в ходе диалога его участники обсудили в целом роль ВМФ в противодействии сомалийским пиратам у Африканского Рога и предотвращении пиратства на коммуникациях гражданского судоходства в Мировом океане.

 alt     

В ТЕЛЕСТУДИИ СГА присутствовали ректор академии профессор Валерий Тараканов, начальник отдела Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве РФ контр-адмирал Вячеслав Фетисов, начальник отдела обеспечения безопасности судов ФГУ «Служба морской безопасности» Артем Алябьев и президент Общественного фонда содействия патриотическому воспитанию детей и молодежи Лидия Кремлева. На видеосвязь с Москвой выходили филиалы академии из Калининграда, Мурманска и Севастополя.
     Это мероприятие в стенах СГА было неслучайным: с 2001 года Современная гуманитарная академия шефствует над экипажем СКР «Неустрашимый». Поэтому в преамбуле телемоста ректор СГА профессор Валерий Тараканов, возглавивший делегацию академии, которая встречала моряков из дальнего похода, рассказал о своих впечатлениях от общения с балтийцами:
     - Нам радостно, что задачу балтийцы выполнили успешно. «Неустрашимый» показал себя боеспособной единицей ВМФ. Он укрепил честь державы и достойно пронес славу нашего Военно-морского флота через океанские просторы!
     И особенно приятно, как подчеркнул ректор, что в выполнение кораблем боевой задачи посильный вклад внес и коллектив нашей академии. Дело в том, что личный состав должен отвечать современным требованиям, предъявляемым к нему службой, в плане интеллектуального потенциала офицеров, мичманов, старшин и матросов. Как раз на эту компоненту мы направляем основные усилия: не просто обмениваемся любезностями и дарим друг другу подарки, а активно формируем именно духовную составляющую экипажа «Неустрашимого».
     КСТАТИ,командир корабля капитан 2 ранга Алексей Апанович и еще двенадцать «неустрашимовцев» – студенты СГА. По мнению профессора Валерия Тараканова, это способствует и их успехам в службе. А столичная академия и впредь на безвозмездной основе, как это делалось раньше, будет передавать на военный корабль и вычислительную технику, и обучающие компьютерные системы, чтобы повышался не только интеллектуальный потенциал личного состава, но и это способствовало успешному выполнению боевых задач в целом Балтийским флотом...
     - Тема, выбранная для разговора, – сказал старший на борту СКР «Неустрашимый» капитан 1 ранга Олег Гуринов, находившийся в студии Калининградского филиала СГА, – очень актуальна в наше время. В жизни все меняется быстро, и тем новым реальностям, которые негативны, мы должны умело противодействовать. А как командир соединения надводных кораблей скажу, что удовлетворен выполнением в Аденском заливе боевых задач экипажем СКР «Неустрашимый». И я уверен, что присутствие военных кораблей у Африканского Рога на этом этапе однозначно необходимо. Потому что только корабль Военно-морского флота может обеспечить безопасность российских и иностранных судов, которые проходят через Аденский залив. Только он может противостоять пиратству.
     Возвращаясь к началу похода «Неустрашимого» к берегам Сомали, Олег Георгиевич рассказал, что при подготовке корабля к выполнению задач боевой службы определенную информацию по ситуации в Аденском заливе балтийцы получили. И в целом они представляли, что там происходит. Но, когда корабль после первого делового захода в Аден вновь вышел в море, экипаж столкнулся с большим объемом негативных сообщений. Например, пока корабль выходил из Адена и шел по заливу через территориальные воды в район якорной стоянки – расстояние чуть больше 15 морских миль – за это время по международному каналу связи балтийцы получили три сигнала о нападении на гражданские суда. Позже такие сигналы приходили к ним на борт каждый день. Словом, обстановка была нервная, тревожная и поначалу непонятная.
     - Мы все детально проанализировали, – говорил участникам телеконференции капитан 1 ранга Гуринов, – сопоставили факты нападений, начали получать информацию от взаимодействующих иностранных кораблей. В первую очередь, – от французского и датского командований: в заливе действовало 150-ое оперативное соединение ВМС НАТО. И построили деятельность по выполнению задач таким образом, чтобы решить их успешно. Выбранная нами тактика оказалась правильной. Мы не потеряли ни одного судна при проводке через Аденский залив.
     ВООБЩЕ-ТО,
по мнению Олега Георгиевича, пиратство – это не причина, а следствие. И для того, чтобы искоренить пиратство у побережья Сомали, нужно понимать главное: пираты – это бывшие рыбаки, ныне – безработные, которые формируются в преступные группировки, так называемые, кланы. Общее их количество сейчас достигает пяти тысяч человек. И они очень эффективно действуют на акватории Аденского залива. Поэтому военные корабли, которые ныне находятся у Африканского Рога и обеспечивают безопасность судоходства, могут лишь защищать эти суда. А вот, чтобы побороть пиратство в корне, нужно решить проблемы в самом африканском государстве: и в первую очередь – обеспечить достойную жизнь простым гражданам Сомали. Для нейтрализации самих преступных пиратских организаций необходима серьезная комплексная работа.
     Ведь уже понятно, что пираты имеют хорошую организацию. Объединившись в практически полувоенные подразделения, они гибко реагируют на любые изменения обстановки в Аденском заливе. И поэтому очень трудно с ними бороться по шаблону. Так, одно время пираты нападали на суда в центральной части Аденского залива: в районе южнее порта Эль-Мукалла. Потом начали атаковать уже в районе Адена, то есть в западной части Аденского залива. Затем – в восточной части, районе окончания маршрута проводки конвоев. Всем известен случай нападения у восточного побережья Сомали на супертанкер «Сириус Стар». Его атаковали за пределами 200-мильной зоны безопасности! Поэтому силы, которые там борются с пиратами, должны быть ежеминутно готовы к любому изменению обстановки и не только четко на это реагировать, но и решительно. Тому же «Неустрашимому» дважды приходилось применять оружие для отражения нападения морских пиратов на гражданские суда в Аденском заливе. Необходимость в столь крайней мере возникла, когда была атака пиратов на охраняемые балтийцами суда.
     Вахту у СКР «Неустрашимый» в Аденском заливе принял БПК «Адмирал Виноградов». В чем же заключен главный опыт, который балтийцы передали своим сменщикам?
     - Опыт, который приобрели при проводке конвоев и отражении пиратских нападений, в досмотровых и спасательных операциях, – сказал командир СКР «Неустрашимый» капитан 2 ранга Алексей Апанович, – мы сразу же обобщили. Поэтому, когда встретились с кораблем Тихоокеанского флота, то в главном наши рекомендации касались использования оружия и корабельного вертолета, техники в тех широтах, взаимодействия с гражданскими судами и кораблями иностранных ВМС. Уверен, наш опыт будет использован и далее при подготовке кораблей ВМФ России, готовящихся к несению вахты у Африканского Рога.
 alt    После балтийцев выступил начальник отдела обеспечения безопасности судов ФГУ «Служба морской безопасности» Артем Алябьев. Именно «Служба морской безопасности» получала заявки от судовладельцев на эскортирование судов сторожевым кораблем «Неустрашимый».
     - Вслед за трагическими событиями в США в сентябре 2001 года, – сказал Артем Борисович, – перед всеми встала задача обеспечения безопасности морского торгового судоходства. В 2002 году на Ассамблее Международной морской организации мы приняли решение о создании, а с июля 2004 года ввели в действие «Международный кодекс по охране судов и портовых средств». В нем и отражены требования, подлежащие выполнению судами в вопросах охраны.
     Далее Совет безопасности Организации Объединенных Наций принял ряд резолюций, направленных на противодействие актам пиратства на море, в том числе и с привлечением военных флотов различных государств. Последняя резолюция по данному вопросу принята в декабре 2008 года и предоставляет право государствам, направившим корабли к побережью Сомали, применять свою юрисдикцию к захваченным пиратам. По последним данным, за прошлый год произошло 293 случая пиратства и вооруженных ограблений торговых судов. И это только факты, подчеркнул Артем Алябьев, официально зарегистрированные.
     По его словам, наиболее пиратоопасными регионами мира, в которых зафиксированы нападения на суда, признаны Восточная и Западная Африка, Южно-Китайское море и Малаккский пролив, Индийский океан, Южная Америка и Карибское море. А учитывая ситуацию, сложившуюся в Аденском заливе, в октябре 2008 года по поручению Минтранса России и распоряжением «Росморречфлота» на «Службу морской безопасности» и Государственный морской спасательный координационный центр (ГМСКЦ) возложили обязанности по обеспечению безопасности плавания торговых судов у побережья Сомали. «Службой морской безопасности» и ГМСКЦ определен порядок и разработана процедура по приему, обработке и направлению в Главный штаб ВМФ России заявок от судовладельцев, суда которых планируют прохождение Аденского залива.
     - За период работы в Аденском заливе СКР «Неустрашимый», – рассказал представитель ФГУ, – «Служба морской безопасности» приняла и обработала более 350 заявок на сопровождение судов. Порядка 100 судов прошли под сопровождением «Неустрашимого» через этот район. Из них свыше 80 – под иностранным флагом и 13 судов – под российским. И на сегодняшний момент, когда на смену «Неустрашимому» пришел БПК «Адмирал Виноградов», количество получаемых заявок на сопровождение именно кораблем ВМФ РФ не становится меньше.
     ЧТО ЖЕ касается «рецепта» искоренения пиратства, то Артем Борисович вполне согласен с капитаном 1 ранга Гуриновым:
     - Это в первую очередь социальный вопрос. Но если говорить с практической точки зрения, то здесь ярким примером уменьшения количества нападений пиратов может быть совместная операция ВМС Сингапура, Малайзии и Индонезии. Всем известны Малаккский и Сингапурский проливы. В них четко поставлена работа ВМС этих стран, которая достаточно серьезно снизила количество пиратских нападений в регионе. В целом, на мой взгляд, присутствие ВМФ у побережья Сомали должно продолжаться. И по возможности его нужно сохранять максимально возможное время, чтобы обеспечить безопасность наших судов. О чем, собственно, говорили и экипажи торговых судов, которые особо подчеркивали профессиональные действия экипажа СКР «Неустрашимый».
     КОГДА к телеконференции подключилась столица Кольского Заполярья, от мурманчан слово взял капитан 1 ранга в отставке Болеслав Жибутовский.
     - Думаю, если действовать скоординированно, то победить пиратство можно, – сказал Болеслав Игнатьевич. – Дело в том, что еще в 70—80-е годы прошлого столетия на этой морской акватории такого разгула пиратства не было. И только нарушение международных правил некоторыми странами привело к тому, что сама судоходная трасса стала прибыльной частью, а пиратство – бизнесом. Поэтому при стабильных действиях и наличии в этом районе ВМС стран, участвующих в защите своих интересов, можно победить пиратство.
     К слову, исторических примеров этому предостаточно. Так, в 1967 году в Средиземном море была создана Средиземноморская эскадра ВМФ. Ее оперативная зона простиралась от берегов Сирии и уходила за Гибралтар. По горизонтали – 38-й параллели – это было почти две тысячи морских миль, или 3.700 километров. И там постоянно находились наши корабли.
     - В 1968 году западнее Марокко, где наши рыболовные суда вели свой промысел, тоже появились пираты, – говорил участникам телемоста севастополец контр-адмирал в отставке Евгений Кобцев. – И поэтому из состава сил эскадры выделили тральщик, который появился в опасном районе и несколько раз, скажем так, дал по зубам пиратам. После этого все успокоились. Во всяком случае, советские суда никто и никогда не трогал. А в 1987—1989 годах уже в Красном море в районе архипелага Дахлак были большие неприятности для отечественного судоходства. Во всяком случае, черноморские тральщики «Радист» и «Дизелист», артиллерийский катер из Феодосии, МПК «Молдавский комсомолец» вступали в боевое соприкосновение с местными пиратами, у которых после этого надолго отпало желание проверять наш ВМФ на прочность. Поэтому присутствие Военно-морского флота в океане должно быть постоянным. Только так пиратство будет задавлено в корне. И это уже задача нынешнего поколения российских моряков, которые, как свидетельствуют успешные дела экипажей СКР «Неустрашимый» и БПК «Адмирал Виноградов», – настоящие патриоты!
alt     - Действительно, в канве нашего сегодняшнего разговора тема патриотического воспитания подрастающего поколения Российской Федерации очень актуальна, – сказала президент Общественного фонда содействия патриотическому воспитанию детей и молодежи Лидия Кремлева. – Сейчас на утверждении третья государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011—2015 годы». Деятельность Общественного фонда направлена на патриотическое воспитание именно подрастающего поколения. В том числе акцент мы делаем на профессиональную ориентацию молодежи для службы в ВМФ. Поэтому очень отрадно испытывать гордость за балтийцев, и низкий поклон экипажу «Неустрашимого» за достойно выполненную им боевую задачу.
     МНЕНИЕ Лидии Дмитриевны поддержал начальник отдела Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве РФ контр-адмирал Вячеслав Фетисов:
  alt   - При выполнении тех задач, которые были поручены экипажу СКР «Неустрашимый» и которые в настоящее время решает БПК «Адмирал Виноградов», многое зависит от людей. Российский государственный историко-культурный центр при Правительстве РФ – непосредственный разработчик и координатор государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ». И мы уже говорили, что одним из направлений в этой программе является подготовка молодых людей к службе в Вооруженных Силах и ВМФ в частности. Важным мероприятием профессиональной подготовки молодежи к службе в Военно-морском флоте стал конкурс «Бегущая по волнам». В прошлом году в нем участвовало более 60 регионов: морские клубы и школы, средние и высшие образовательные учреждения Российской Федерации.
     Поэтому пример «Неустрашимого» – это хорошее подспорье в работе по привитию всей молодежи чувства патриотизма. От имени нашего государственного центра я благодарю экипаж корабля, его командование и командование соединения надводных кораблей Балтийского флота за ту большую боевую работу, которую они с честью проделали в Аденском заливе во славу нашей России!
     На снимках: В. ТАРАКАНОВ; А. АЛЯБЬЕВ; Л. КРЕМЛЕВА; В.ФЕТИСОВ.

 

Источник: «Красная Звезда» 11 марта 2009 г.


Вернуться назад