ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > "Мистралем" впору заниматься психиатрам

"Мистралем" впору заниматься психиатрам


18-04-2011, 15:43. Разместил: VP

Странные дела творятся вокруг покупки Россией французских вертолетоносцев типа "Мистраль": в последние дни публикуются самые полярные сообщения на эту тему. Задело… Похоже, тема из раздела "оборонки" и экономики переходит в отрасль психологии: кто кого больше напугает. Купят или не купят? Похоже, больше всех эта тема выгодна французам.

 

Во всяком случае, именно Францию клянут пользователи военно-морских интернет-форумов за желание России обзавестись боевым кораблем со специфическими боевыми свойствами. Пожалуй, на специализированных форумах не было в последние месяцы и даже годы темы, более обсуждаемой, чем "Мистраль". Ну, пожалуй, вплотную к ней приближается тема про перенос Главного штаба ВМФ России в Санкт-Петербург, но сегодня мы не об этом.

 

Почему ругают Францию? Да это можно на любом флотском форуме почитать. Но вот почему на порядок больше ругают российское Министерство обороны? Тут мнения разделяются. Большинство считает: что-то тут не так. Фигурирует обозначение: "ООО "Мистраль". "ООО" — не общество с ограниченной ответственностью. Это "Отгрыз, Отпил, Откат". Не обижайтесь, руководители кораблестроительной отрасли, лучше сами об этом почитайте, если умеете тыкать кнопки на "компе".

 

В самом начале переговорной эпопеи по "Мистралю" один из основных российских флотских ресурсов, ЦВМП, провел в сети опрос на тему: "Если Россия купит "Мистраль", то этот корабль…". Варианты ответов были такими: "Сгниет у причала" — такое мнение оказалось у 62,16 процента проголосовавших. "Пригодится в Сомали — 28,5 процента. "Разделит участь "Новороссийска" (то есть погибнет) 9,34 процента. Очень показательно…


Социологи сочли бы это нормальным соцопросом, поскольку голосующих было очень много, а второй раз с одного IP-адреса проголосовать было нельзя. То есть репрезентативность налицо (ресурс целевой, только для заинтересованных), число опрошенных соответствует социологическим нормативам. И вот что кажется: если бы голосование по "Мистралю" открыли бы в рунете нынче — то против покупки вертолетоносца выступило бы 90, а то и 99 процентов сетевого народа. Отнесем один процент на счет случайной ошибки.

 

Почему именно по поводу "Мистралей" такие страсти? Объяснение такое: "за державу обидно". Большинство пользователей именно (подчеркиваю!) военно-морских форумов — поверьте, или ветераны флота, или действующие офицеры, или их жены-дети-внучки-жучки. Это я не к тому, что комментарии на них непрофессиональны или вздорны. Как раз наоборот, очень профессиональны и взвешены. Но дело в том, что они отражают в первую очередь мнения чисто военной ветви российской "оборонки"!

 

Заводчане общаются на других ресурсах. Дабы не заподозрили в рекламе, опустим их доменные имена. Но их, поверьте, достаточно. Так вот, корабелы, то есть те, кто строит российский военный флот, чаще всего считают, что если уж захотелось России поиметь корабль типа "Мистраль", то его легче купить где-то за границей, чем строить самим. Опросов на эту тему автор этих строк (кстати, бывший офицер ВМФ, командир дивизиона атомной подлодки) не обнаружил. Но, судя по тону "комментов" на судостроительных форумах, это так и есть. Многие корабелы честно пишут: да, построить корабль типа "Мистраль" в России куда дороже, чем купить! Последний корабль такого класса строили лишь во времена СССР, да и то на территории нынешней Украины, на верфях в Николаеве. Где те корабелы, где те верфи? Да канули после развала СССР…

 

Некоторые цифры. Универсальный вертолетоносец "Мистраль" водоизмещением 21 тысяча тонн и максимальной длиной корпуса 210 метров способен развивать скорость более 18 узлов. Дальность плавания — до 20 тысяч миль. Численность команды — 160 человек, дополнительно вертолетоносец может принять на борт 450 человек. Авиагруппа включает 16 вертолетов, из которых шесть могут одновременно размещаться на взлетной палубе. Что-то подобное действительно строилось только в СССР, в Советской Украине. Например, вертолетоносцы типа "Москва". Одни корабелы, имевшие опыт строительства таких кораблей, уже на пенсии или, простите, на кладбище, а другие — давно далече. А ведь как там вождь всех народов говаривал? "Кадры решают все!"

 

Ну, это все было только предисловие. А вот суть. Буквально накануне в одной из центральных газет (давайте называть не будем, из чисто прагматических соображений) проскочило сообщение (цитирую дословно): "Переговорный процесс по заключению договора на покупку вертолетоносцев типа Mistral находится в тупике из-за невыгодной для российской стороны комплектации кораблей и еще ряда просчетов, допущенных российской стороной в начале переговоров. Об этом сообщил чиновник из администрации президента и офицер Министерства обороны.

 

Еще в начале переговоров была зафиксирована невыгодная для России комплектация кораблей, которая не предусматривает поставки вместе с ними систем связи и управления. Кроме того, согласно предварительной договоренности в контракт не включается строительство второй пары кораблей на российских верфях, а также подготовка экипажей и передача технологий судостроения. Единственным выходом из создавшейся ситуации, как считают "Ведомости", может стать политическое решение проблемы на высшем уровне в ходе визита президента России Дмитрия Медведеваво Францию в мае этого года на саммит G20, во время которого может состояться встреча президентов двух стран, посвященная данной проблеме".

 

И в тот же день, почти синхронно, в другом центральном издании появилось такое сообщение: "Россия на переговорах с Францией по закупке вертолетоносцев типа "Мистраль" достигла полной договоренности о том, что корабли будут построены для российской стороны со всеми системами и устройствами. Об этом сообщил в среду высокопоставленный представитель Минобороны России. Никаких разногласий по контракту нет".

 

Пока на форумах не отслеживается реакция ни военных моряков, ни корабелов. Но ясно, что в центральной прессе идет какая-то непонятная многим информационная борьба — даже не за или против "Мистралей", а где-то вокруг них!

 

Что-то подобное наблюдалось в рунете пару недель назад, когда в первом из вышеупомянутых центральных изданий появилась информация об отставке Николая Калистратова, генерального директора ведущей российской военной версии "Севмаш", где строятся атомные подводные лодки. Напомним, верфь находится в Северодвинске Архангельской области. Издание вещало, что Калистратова снимают за срыв госзаказа в 2010 году.

 

Помнится, тогда мэр Северодвинска Михаил Гмырин на вопрос корреспондента "Правды.Ру" ответил примерно так: да пусть пишут, что хотят, никто, кроме Калистратова, завод не потянет. Так оно и оказалось. То есть центральная газета выпустила в свет некую "утку". Кому она нужна была, остается только гадать… Сейчас в Северодвинске только удивляются, как смогли поверить в эту "утку" — для этого города любая информация о начальстве "Севмаша" жизненно важна, тут работает чуть ли не треть работоспособного населения. Недаром Северодвинску присвоили звание "моногород".

 

Ну и напоследок. Предупреждаю: не "утка". После девяти лет реконструкции первый авианосец военного флота Китая вскоре может совершить первый выход в море. Срок обозначен — июнь нынешнего года. Авианосец советской постройки "Варяг" был приобретен в 1992 году Китаем у молодой России по цене около 20 миллионов долларов США. Его ремонт и модернизация близятся к завершению, корпус корабля должен быть окрашен в стандартные цвета военно-морского флота Китая, сообщил веб-сайт, связанный с ежедневной газетой Национальной оборонительной армии Поднебесной.

 

Ожидается, что авианосец будет переименован в честь легендарного адмирала Ши Ланга времен династии Цин. Корабль рассматривается как один из больших успехов правления нынешнего вождя КНР Ху Цзиньтао, который оставит свой пост в следующем году. Работы проводились с 2002 года в порту Далянь. Корпус корабля был построен в 1988 году в бывшем Советском Союзе. Вся начинка — электроника, радары, антенны, энергетическая установка и другие бортовые системы — покупные, западные. Об этом сообщило британское издание Jane's Defence Weekly.

 

Может, и нам не ерепениться? Корпуса мы строить можем, спору нет. Ну, а у французов купить только начинку вертолетоносца. Тогда и обидно не будет. Ну, тут уже вопрос чисто к психологам и социологам — выдержит ли могучая русская душа наличие иностранных сил в родном флоте?

А, может быть?… Простите, вопрос этот следует адресовать и вовсе психиатрам…


Андрей Михайлов

 

************************

 

ИМХО  в тему:

 

 

"Оборонку" ждет модернизация

09.03.2011 08:00

 

Наряду с государственной программой вооружений российское правительство примет программу переоснащения оборонной промышленности. Об этом заявил премьер-министр РФ Владимир Путин.


"Наша задача - обеспечить комплексное переоснащение армии. Программа (по переоснащению) очень напряженная, сложная для бюджета, но для "оборонки" это, может быть, новое дыхание", - сказал Владимир Путин 4 марта, выступая на межрегиональной конференции партии "Единая Россия".

 

По его словам, "параллельно с новой госпрограммой вооружений нужно принять еще одну программу - программу переоснащения самой оборонной промышленности". "Потому что только на современном оборудовании можно производить современные виды вооружений", - подчеркнул глава правительства.

 

Напомним, что в рамках государственной программы вооружений до 2020 года планируется потрать 20 триллионов рублей. Планируется, что к 2015 году доля современных образцов вооружений в войсках должна возрасти до 30 процентов, а к 2020 году - до 70.

 

При этом на совещании по вопросу формирования проекта госпрограммы вооружения на 2011-2020 годы в декабре прошлого года премьер-министр призвал разработчиков и производителей мобилизоваться и четко отсроить работу. Владимир Путин также обратил внимание на то, что заданные Министерством обороны темпы реализации поставок новой техники должны строго соблюдаться.

 

"Контроль здесь должен быть самый жесткий", - подчеркнул премьер. По его словам, от решения этой задачи будет зависеть реализация всех дальнейших планов. При этом премьер Владимир Путин сказал, что очень важно, чтобы деньги приходили на те предприятия, которые уже сегодня способны выполнять поставленные задачи.

 

Между тем с поставками новой техники, да и не только с этим, существуют серьезные проблемы. Например, по данным Счетной палаты РФ, государственный оборонный заказ за 2009 год был фактически выполнен наполовину.

 

"Проведенная Счетной палатой оценка выполнения гособоронзаказа на основе сопоставления номенклатуры и объема выполненных работ с соответствующими показателями гособоронзаказа показала, что государственный оборонный заказ за 2009 год Минобороны России по количеству заданий (номенклатуре НИОКР) был выполнен на 41,9 процента, а по объему работ - на 64,9 процента", - отмечалось в материалах Счетной палаты.

 

При этом наиболее низкими показателями характеризовалось выполнение гособоронзаказа по фундаментальным и прогнозным исследованиям в интересах обороны и безопасности страны. Соответствующие показатели составили 14,3 процента и 48,3 процента.

 

В 2010 году ситуация если и претерпела изменения, то явно не в лучшую сторону. Если судить по данным, опубликованным в "Независимой газете", то гособоронзаказ в прошлом году был выполнен на 30 процентов.

 

В Министерстве обороны в фактическом срыве оборонного заказа обвиняют предприятия оборонно-промышленного комплекса. Они, дескать, обязаны выполнять контракты, однако не делают этого. А руководство предприятий "оборонки" винит военных: мол, задерживают оплату и вообще контракты составляются таким образом, что виноватыми в случае чего оказываются предприятия.

 

Поиск виноватых и перекладывание ответственности друг на друга - дело, конечно, увлекательное. Но пока идет выяснение отношений, гособоронзаказ по-прежнему не выполняется. И, кстати, никто не говорит о том, что в этом году он будет выполнен. А Минобороны между тем уже планирует закупки ряда образцов вооружений за границей. Например, в Германии (легкая броня), Италии (бронемашины), во Франции (вертолетоносцы "Мистраль"). Несколько лет назад о таком варианте развития событий мало кто мог подумать.

 

Понятно, что всю номенклатуру вооружений российские предприятия ВПК производить не в состоянии. И в самом факте покупки чего-либо в других странах ничего зазорного нет. Особенно если планируется наладить лицензионное производство.

 

Однако это не снимает проблемы - очень серьезной проблемы - состояния оборонно-промышленного комплекса. Специалисты уже не один год говорят о том, что станочный парк, к примеру, изношен едва ли не на сто процентов. Что средний возраст сотрудников предприятий приближается к 50 годам, в сотрудников НИИ - к 60. И если не предпринимать срочных мер, то программа перевооружения армии может оказаться под вопросом.

 

По большому счету, другого выхода нет - программу переоснащения предприятий ВПК придется проводить параллельно с реализацией программы вооружения на 2011-2020 годы. Отложить не получится. Ведь современное оружие действительно можно произвести только на современном оборудовании.


Олег Артюков

http://www.pravda.ru/politics/military/defence/09-03-2011/1069214-oboronka-0/#


Вернуться назад