ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Опять стрельба на киргизско-таджикском рубеже международной нестабильности

Опять стрельба на киргизско-таджикском рубеже международной нестабильности


27-11-2020, 09:28. Разместил: Иван1234567
Опять стрельба на киргизско-таджикском рубеже международной нестабильности

Киргизские власти намерены ускорить процесс делимитации и демаркации границ с соседями и исправить ошибки прежних правителей: ведь, как заявил исполняющий обязанности главы революционной республики, решение вопросов о границе до сей поры тормозила именно киргизская сторона. В этой связи Киргизия начала демонстрировать решимость разрешить накопившиеся пограничные проблемы.

 

Предупредить межгосударственный конфликт

25 октября на границе Киргизии и Таджикистана произошел очередной инцидент. В случившемся стороны обвинили друг друга. В результате стрельбы никто не пострадал.

Заслушав главу Государственной пограничной службы Уларбека Шаршеева по данному факту, и. о. президента Киргизии Садыр Жапаров высказался за ускорение разрешения споров на киргизско-таджикском рубеже. Он отметил важность и неотложность решения вопросов по делимитации и демаркации границы во избежание подобных инцидентов в будущем, обозначив цель: жители приграничных районов должны жить в обстановке мира и стабильности.

Мир и стабильность на киргизских рубежах за 9 месяцев текущего года нарушались 10 раз: 7 раз на киргизско-таджикском участке госграницы, 3 – на киргизско-узбекской. При этом нормой стало, что все пограничные инциденты между Киргизией и Таджикистаном сопровождаются стрельбой из огнестрельного оружия, а в отдельных случаях – из минометов.

По октябрьскому инциденту пресс-служба Государственной пограничной службы Киргизии разослала в СМИ пресс-релизы, в которых говорилось, что граждане Таджикистана занимались прокладкой труб на неописанном участке границы. Прибывший к месту события киргизский пограничный наряд потребовал прекратить работы, однако таджикские трубопрокладчики не подчинились требованиям и вступили в словесную перепалку. «Для сохранения жизни и здоровья военнослужащих, – информировало погранведомство Киргизии, – а также недопущения эскалации инцидента пограничники Кыргызстана вынуждены были произвести предупредительный выстрел в воздух».

По версии пресс-центра Пограничных войск ГКНБ Таджикистана все произошедшее выглядело несколько иначе: 25-30 вооруженных киргизских пограничников, заявив, что место работы граждан РТ является спорной территорией, открыли огонь из огнестрельного оружия в сторону населения. Таджикское пограничное ведомство заявило: «Этот участок является территорией Таджикистана, и очередная провокация кыргызских пограничников направлена на осложнение ситуации на границе между двумя странами».

И. о. главы Киргизии в беседе с главным киргизским пограничником на случившееся отреагировал словами: «Любой вопрос можно решить через мирные переговоры».

Споры на киргизско-таджикской границе, переходящие в вооруженные инциденты, в любой момент могут вылиться в межгосударственный военный конфликт. На эту проблему обратил внимание кандидат в президенты Киргизии Адахан Мадумаров, выступая 11 ноября на пресс-конференции в Москве и отвечая на вопрос о демаркации и делимитации киргизско-таджикской границы. «Не дай бог довести до конфликта, как между Арменией и Азербайджаном», – высказал свою тревогу политик.

Возможностей же довести ситуацию до критической точки множество, и это не только спор о прохождении границы. Поводом могла послужить та же стрельба, открытая киргизскими пограничниками 25 октября в ответ на прокладку труб таджикистанцами.  Если следовать положениям статьи 18 «Применение оружия и боевой техники» закона КР «О пограничной службе Кыргызской Республики», необходимость в применении оружия вызывает сомнение.

Пограничная тема в Киргизии вновь прозвучала 12 ноября в ходе пресс-конференции, проведенной С. Жапаровым, на которой он сообщил о намерении руководства страны ускорить решение проблемы определения  границ республики с соседями. «По словам соседей, именно власти Кыргызстана тормозили вопрос», – констатировал и. о. президента.

Последовавшие вслед за заявлениями визиты министра иностранных дел Киргизии Руслана Казакбаева в Узбекистан и Таджикистан преследовали цель официального доведения предложений киргизских руководителей по активизации переговорных процессов по границе и, вероятно, получения личного представления об отношении к проблеме узбекской и таджикской сторон.

Итоги переговоров Министерство иностранных дел РТ отразило сдержанно двумя предложениями: «В ходе переговоров особое внимание было уделено вопросу делимитации и демаркации линии государственной границы. Главы делегаций выступили за полноценное использование потенциала Межправительственной комиссии по делимитации и демаркации таджикско-кыргызской государственной границы».  

По словам таджикского аналитика Абдумалика Кодирова, «новое руководство Кыргызстана должно показать, что способно за короткий срок решить важные и актуальные для страны вопросы, среди которых – приграничные споры с соседними государствами».

 

Часовые границы бдят?

Первым практическим шагом, сделанным Киргизией в контроле пограничной сферы, стало принятие решения о включении Государственной пограничной службы в состав Государственного комитета национальной безопасности. Поводом к этому стал опыт стран, в которых пограничники являются частью системы государственной безопасности.

Смена подчиненности пограничников в КР заслуживает особого внимания. Управление ООН по наркотикам и преступности в одном из своих докладов обвиняло киргизских и таджикских часовых в коррупции.

В частности, в докладе «Незаконный оборот опиатов в Северной части Афганистана и Центральной Азии: оценка рисков», датированном маем 2012 года, говорилось о бездействии пограничников на киргизско-таджикской границе в вопросах пресечения наркотрафика. «Кыргызстан, – констатирует документ, – скорее всего, является страной, куда из Таджикистана контрабандисты предпочитают перебрасывать опиаты, учитывая нестабильную ситуацию в современном Кыргызстане и легкость пересечения по большей части неконтролируемой южной границы с Таджикистаном».

Активные маршруты контрабанды наркотиков в Киргизию, пересекая таджикско-киргизскую границу, протянулись от таджикского Худжанда к киргизской Исфане и от таджикской Исфары к киргизскому Баткену. Большая часть границы между Киргизией и Таджикистаном проходит по сложно контролируемой местности, где самые уязвимые участки для проникновения наркотиков находятся на стыке Баткенской области Киргизии и Согдийской области Таджикистана.

На конец нынешнего года из 970 км таджикско-киргизской границы 451 км остается не согласованным, что осложняет организацию пограничной охраны таджикской и киргизской сторонами, как осложняет и наличие узбекского и таджикского анклавов в пределах Баткенской области. В докладе UNDP – программы развития ООН – отмечалось, что «линии границ, которые не демаркированы и почти не существуют, приводят к путанице даже среди самих сотрудников правоохранительных органов».

По мнению наркоэкспертов ООН, данные обстоятельства в условиях коррупции, которая широко распространена на таджикско-киргизском маршруте, обеспечивают беспрепятственную транспортировку наркотиков из Афганистана и относительно короткую цепочку их поставок с минимальным числом вовлеченных участников.

Рассматриваемую накротрассу иногда называют «северо-восточной», входящей в «северный» маршрут. По нему опиаты, в основном в виде героина, поступают чрез Центрально-Азиатский регион в Российскую Федерацию. По данным ООН, за период с 2011 по 2015 год по «северному маршруту» из Афганистана ежегодно проходило от 42,5 до 74,5 тонны наркотических средств. Причем страны Центральной Азии в аналитике этой организации фигурируют как менее значимые рынки.

К системной контрабанде наркотиков на киргизско-таджикской границе международные эксперты добавляют контрабанду ГСМ из Киргизии в Таджикистан, оцениваемую в 1 тыс. тонн в сутки. 15 ноября текущего года киргизские пограничники задержали 8 тонн контрабандных ГСМ, но это, пожалуй, единственный с 2012 года известный случай (тогда было задержано 90 тонн).

Отследить задержания наркотиков, сделанных киргизскими стражами границы, Управление ООН по наркотикам и преступности не смогло. Показатели на фронте борьбы с наркобизнесом дают другие правоохранительные органы республики – МВД и ГКНБ, производящие изъятия наркотиков внутри Киргизии. Доля республики в 2011-2015 годах составляла 17% (в героиновом эквиваленте) от всех произведенных в Центральной Азии задержаний, что позволило ей занять четвертое место в регионе.

Количество опиума и героина, изъятого в Киргизии с 2005 по 2015 год, неизменно оставалось на одном уровне – немногим меньше 200 кг. По данным Совета безопасности Киргизской Республики, в 2016 году правоохранители изъяли 166 кг героина, в 2017-м – 101.

Информационное агентство 24.Kg недавно выяснило путем запросов в различные госорганы, что за 2018 год и первое полугодие 2019 года в Киргизии было изъято около 89 килограммов героина. Пограничники за указанный период не изъяли ни грамма опиатов, хотя наркотики чаще всего попадают в страну через охраняемый ими киргизско-таджикский государственный рубеж.

 

Рубеж международной угрозы

Аналитическим отделом Центрально-Азиатского регионального информационного и координационного центра (ЦАРИКЦ) в свое время был сделан вывод, что «резкое снижение количества зарегистрированных наркопреступлений и объемов изымаемых наркотических средств в Кыргызской Республике связано, прежде всего, с происходящими внутри страны общественно-политическими событиями».

Наркоборцы ООН отмечают, что самые очевидные возможности для нароторговцев были созданы в результате политической нестабильности в Киргизии, начиная с тюльпановой революции 2005 года и трагического межэтнического конфликта в июне 2010 года. По их оценкам, все случившееся выглядело как переворот, «срежиссированный политической элитой, в процессе которого криминальные группировки стали подконтрольны высокопоставленным чиновникам».

События тех лет сыграли на руку наркобизнесу, потому как правоохранителям пришлось сместить фокус своей деятельности с борьбы с незаконным оборотом наркотиков на предотвращение насилия и дестабилизации в результате обоих инцидентов.

 Если пристально приглядеться к ситуации, складывающейся в приграничных регионах Киргизии и Таджикистана, проанализировать пограничные инциденты, несложно отметить обязательное силовое участие в них пограничников. Самые трагичные пограничные раздоры, сопровождаемые кровопролитием, происходят в весенне-летний период, как раз в пору поставок по северному маршруту наркотиков афганского происхождения. Сюжет для размышлений: в то время, когда через границу перебрасывается наркогруз, солдаты в зеленых фуражках с одной и другой сторон стреляют друг в друга. Вслед за инцидентами следует серия задержаний партий наркозелья на территории Киргизии.

Например, на следующий день после событий 25 октября милиция города Оша совместно с Баткенским управлением таможенной службы задержала двух наркокурьеров с наркотиками общим весом более 9 кг стоимостью $70 тысяч. 4, 8, 17 ноября милиция изъяла наркотики в Оше и Сузаке.

Судя по всему, конфликты на киргизско-таджикской границе являются прикрытием противоправной деятельности международных преступных группировок, которые, будучи незаинтересованными в урегулировании пограничных территориальных споров между Киргизией и Таджикистаном, втягивают в свои тайные игры правоохранителей и способны к радикальным действиям в зоне границы для достижения своих корыстных целей. В этих условиях для двух стран возникает задача недопущения развития событий по карабахскому сценарию, но, учитывая международный характер угроз на киргизско-таджикской границе, без помощи посредников в урегулировании ситуации вряд ли удастся обойтись.


Вернуться назад