ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Средства радиоэлектронной борьбы: угроза «Грозы»

Средства радиоэлектронной борьбы: угроза «Грозы»


1-09-2020, 14:21. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Поступление на вооруженные армий многих стран мира беспилотных летательных аппаратов различного назначения заставляет ВПК Беларуси наращивать усилия по разработке и освоению серийного производства средств радиоэлектронного противодействия беспилотникам.

На днях в интернете появились кадры падения двух беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) недалеко от города Идлиб в Сирии. По мнению ряда экспертов, характерные особенности хвостового оперения БПЛА позволяют говорить о том, что крушение потерпели два американских разведывательно-ударных беспилотника MQ-9 Reaper.

Высказывается предположение, что причиной этого инцидента могло стать применение переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК). Однако, многим наблюдателям это кажется маловероятным, так как БПЛА MQ-9 обычно совершают полеты на больших высотах, вне зоны досягаемости ПЗРК.

Более правдоподобной выглядит информация, приведенная в публикации Military Times. Согласно ей, падение аппаратов произошло вследствие их столкновения. Стало ли это следствием огневого поражения с земли или воздуха пока неясно.

Между тем некоторые комментаторы полагают, что MQ-9 “нашли” друг друга в воздухе отнюдь не случайно, их столкновение явилось следствием применения средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Более того, они даже называют государство, которое может стоять за этой диверсией. Это – Иран. В качестве довода они указывают на успехи, достигнутые Тегераном в области РЭБ в последнее десятилетие. В частности, на успешный перехват БПЛА MQ-9 ВВС США в феврале прошлого года.

Тогда военнослужащим Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) Ирана удалось взломать канал связи с землей американского БПЛА, который снимал позиции иранских войск в Ираке и Сирии, и получить изображение с его бортовой видеокамеры. После чего подразделение РЭБ КСИР выдало автопилоту БПЛА команду на принудительную посадку в пустынной местности на территории Ирака.

При приземлении аппарат получил серьезные повреждения и командование ВВС США приняло решение его уничтожить. Для уничтожения аварийного БПЛА был использован другой MQ-9. Иранцам удалось внедриться в канал связи и этого беспилотника. Кадры, которые сделал посаженный американский БПЛА на территории Ирака и Сирии, так же, как и кадры его последующего уничтожения, были опубликованы в интернете.

И случай этот — далеко не единственный. На протяжении ряда лет БПЛА США и их союзников, которые совершали постоянные полеты над Сирией и Ираком, неоднократно брались под контроль подразделениями РЭБ КСИР Ирана, часть этих беспилотников была принудительно посажена. Относительно того, каким именно образом иранским военным удается осуществлять такого рода операции, в экспертном сообществе нет единого мнения.

Если верить публикации The Christian Science Monitor, которая ссылается на иранского инженера, принимавшего непосредственное участие в перехвате БПЛА Lockheed Martin RQ-170 Sentinel 4 декабря 2011 года, эта операция  происходила следующим образом. На первом этапе, иранцам удалось мощной помехой разорвать канал спутниковой связи между БПЛА и станцией наземного управления, находящейся в США. После чего, в соответствии с заложенным алгоритмом, управляющая программа перевела аппарат в режим автопилота, который должен был обеспечить возврат беспилотника на базу ВВС США в Афганистане.

Воспользовавшись тем, что автопилот ориентируется по данным GPS, иранские военные смогли “подсунуть” ему ложные сигналы глобального позиционирования. В результате, управляющая программа БПЛА посчитала, что он уже прибыл к месту базирования, и произвела посадку на территории Ирана.

Как утверждают специалисты (в том числе американские), технически такой перехват (так называемый GPS-спуфинг) вполне возможен. Достаточно заглушить истинный сигнал GPS более сильным ложным, и система навигации транспортного средства начинает прокладывать маршрут в неправильном направлении.

Но как сразу же предположили многие комментаторы, вряд ли “угон” RQ-170 был осуществлен иранцами без посторонней помощи. В ряде публикаций содержались намеки на российский след. Но, как оказалось, на момент перехвата БПЛА Sentinel, российская армия еще не обладала техническими средствами для радиоэлектронного перехвата БПЛА. Например, во время учений в Астраханской области в 2012 году войска РЭБ РФ не смогли подавить сигнал GPS.

Отсюда вывод: необходимые для подобных операций технические средства изготовила и поставила Ирану некая другая “обиженная” Америкой страна. Причем, некоторые российские эксперты прямо заявляли, что для принудительной посадки БПЛА Sentinel мог быть использован комплекс подавления сигналов спутниковой навигации производства белорусского ОАО “КБ Радар”. Он  не просто способен забивать эфир мощными помехами, но и может генерировать ложные координаты.

Правда, руководство Ирана настаивает на том, что принудительная посадка американских БПЛА  целиком является заслугой собственных ученых и инженеров.  Но власти США придерживаются иного мнения, и поэтому  в начале 2013 года ввели санкции против ОАО “КБ Радар”.

Но технический прогресс не стоит на месте. И есть все основания предполагать, что средства РЭБ, предлагаемые сегодня потенциальным клиентам  “КБ Радар”, стали еще более эффективными. Одной из таких разработок является станция РЭБ Р-934УМ2 “Гроза-6”.

Некоторое время назад турецкое правительство обвинило Россию в поставках вооружения Ливийской национальной армии (ЛНА), ведущей боевые действия против сил Правительства национального спасения (ПНС) Ливии, вопреки международным санкциям, которые запрещают подобные поставки.

В частности, российские военные якобы незаконно передали ЛНА комплексы РЭБ “Красуха-4”, при помощи которых ее подразделения в течение двух недель смогли вывести из строя все БПЛА турецкого производства, имевшиеся в распоряжении ПНС.

Опровергая эти обвинения, пресс-служба ЛНА опубликовала фото того комплекса РЭБ, который спровоцировал крушение 11 БПЛА, принадлежавших ПНС. Неожиданно для многих, этим супероружием оказалась станция помех Р-934УМ2 “Гроза-6”. Которая первоначально была продана Беларусью Объединенным Арабским Эмиратам, которые затем, в рамках оказания военной помощи ЛНА, передали ее вооруженным формированиям фельдмаршала Халифы Хафтара.

Как следует из информации производителя, станция “Гроза-6” обладает следующими возможностями:

— обнаружения и радиоподавления источников радиоизлучений на наземных и воздушных объектах;

— обнаружения, пеленгования и определения местонахождения источников радиоизлучений в режиме программной перестройки рабочей частоты (ППРЧ) со скоростью до 1000 скачков в секунду, радиоподавления линий связи в режиме ППРЧ со скоростью до 500 скачков в секунду;

— одновременного радиоподавления до 28 линий радиосвязи на фиксированных частотах.

Технические характеристики станции “Гроза-6” позволяют:

— по радиоэлектронному излучению засекать БПЛА и отслеживать их перемещение;

— обнаруживать и подавлять каналы управления БПЛА от наземного пункта управления и каналы передачи данных с БПЛА на наземный пункт управления;

— осуществлять эффективное подавление аппаратуры бортовых систем навигации БПЛА (GPS, GLONASS, GALILEO, BeiDou) и подменять реальные навигационные данные ложными с целью увода аппарата с намеченного маршрута или принуждения его к аварийной посадке.

По данным неофициальных источников, дальность действия станции “Гроза-6” составляет порядка 200-250 км. Ее отличает малое время развертывания и свертывания  за счет применения специальных антенно-мачтовых устройств и радиостанций, установленных на автомобильных шасси высокой проходимости.

Согласно информации СМИ, первым зарубежным покупателем станции “Гроза-6” стал Азербайджан.

Александр Алесин


Вернуться назад