В Турции, где готовятся к схватке с Грецией, сообщили о покупке 40 истребителей Су-35
Профессор Университета Бахчешехир (Стамбул) Абдулла Агар, признанный эксперт по национальной безопасности, сделал важные заявления об отношениях Турции, Америки и России. Он сказал, что Турция после покупки С-400 сделает еще один шаг навстречу контракту по российским истребителям Су-35. И, с очень большой вероятностью, их купит. А США, похоже, утрутся точно так, как сделали после поставок ЗРК «Триумф». Анкара уже выбрала стратегию против возможный американских санкций. Об это сообщила турецкая газета Milli Gazete.
По словам Абдуллы Агара, Турция не хочет F-35, в том числе и потому что не сможет применить его для защиты своих газовых интересов в восточном Средиземноморье. Он также считает, что Москва даже если не получит большую прибыль, то хотя бы выиграет из-за возрастающей уязвимости НАТО.
Тем не менее, у Эрдогана, по большому счету, не остается выбора, поскольку Франция уже отправила истребители Rafale на остров Крит для защиты Кипра и Греции от возможной турецкой аннексии нефтегазового шельфа, который находится в спорном морском районе. О своей готовности вступить на тропу войны с турками заявил и Египет, отстаивая тем самым свои экономические интересы, которые получили статус международно признанных после подписания 9 августа египетско-кипрского соглашения о разграничении национальных исключительных экономических зон (ИЭЗ) в восточном Средиземноморье.
Проблема даже не в османских амбициях Эрдогана, хотя они, бесспорно, имеются. В Турции падает уровень жизни. Вырваться из надвигающейся бедности Анкара может только за счет новых газовых месторождений, найденных в восточном Средиземноморье. Впрочем, этот же мотив движет и греками, и египтянами.
Драка намечается нешуточная. У Анкары все-таки есть историческое право на спорный регион в свете Кипрской конвенции от 4 июня 1878 года. Правда, на ней, вроде бы, поставили крест последующие, составленные британцами, международные договоры, но Турция так и не признала передел Средиземноморья. Ладно, если бы дело касалось морской глади и линий на карте, но сейчас речь идет о десятках, если не о сотнях миллиардов долларов. Турецкие националисты и так называемые государственники просто не простят Эрдогану сдачу национальных интересов.
Ясно также, в случае столкновения между Анкарой с одной стороны и Афинами, Каиром и Парижем — с другой, турецкие ВВС, основу которых составляет F-16, останутся без боеприпасов и запчастей. Янки просто перестанут поставлять их, а то и вообще заблокируют вылеты.
А тут появилась информация, что азербайджанские военные, лучшие друзья турецкой армии, очень довольны российскими истребителями. Они, кстати, летом 2020 года в рамках военно-технического сотрудничества побывали на заводах по производству боевых самолетов Су-35 и МиГ-35.
Как пишет турецкий блогер İktisatçı: «Турция вполне может взять Су-35 и Су-57. Азербайджан уже много лет использует российские истребители и не отказывается. Пока Турция не произведет свой собственный самолет, русские истребители хорошо послужат нам. Су-35 и Су-57 также имеют очень передовые технологии, что тоже очень хорошо. А вот F-35 — проблемный самолет».
Такого же мнения и другой блогер Özgür Peltek из Стамбула: «Су-35, как F-35, это временные самолеты, пока в Турции не появится свой истребитель ММУ, который создается турецкими компаниями TUSAŞ Motor Industry, ASELSAN, ROKETSAN, Gür Metal, Repkon Machinery Company и SAH Istanbul. Его первый полет состоится в 2023 году. Мы сейчас, как губка, впитываем американские и русские технологии».
Анкара участвовала и, по некоторым данным, продолжает участвовать в программе производства деталей для F-35, поэтому знает, что это за машина — американская невидимка. Тем более, 4 истребителя этого типа уже пылятся в ангарах ВВС Турции.
По данным пентагоновского портала Defense News, восемь турецких компаний производят изделия для фюзеляжа, шасси и дисплеев кабины самолета — всего около 900 деталей. Что касается денег, то здесь цифры Минобороны США и Lockheed Martin, которая выпускает F-35, существенно разнятся.
Пентагон уверяет, что турки от разрыва этой программы потеряют до $ 9 млрд. заказов, а Lockheed Martin считает, что не больше $ 1 млрд., причем для переноса производства из Турции в США потребуется $ 500 млн. затрат. По американским меркам, совсем небольшие деньги, что говорит лишь о выпускаемой в Турции мелочевке и отверточной сборке.
Тем не менее, несмотря на угрозы, Трамп не захлопнул дверь для турецких компаний, работающих по контрактам с Lockheed Martin. Очевидно, что Вашингтон не хочет геополитического разрыва с Анкарой, мол, Эрдоган рано или поздно исчезнет из большой политики, а НАТО останется навсегда.
Собственно, и Анкара не думает о выходе из Североатлантического альянса, поэтому вряд ли закупки небольшой партии Су-35 или даже Су-57 скажутся драматически на отношениях Вашингтона и Анкары. Тем более что американцы уже в курсе переговоров по самолетам «Сухого». Как пишет Military Watch, ссылаясь на достоверный источник: «сделка не кажется слишком отдаленной», Турция закупит у России две эскадрильи истребителей, каждая из которых будет состоять примерно из двух десятков самолетов.
С одной стороны, приобретение 40 Су-35 сделает Турцию самым большим иностранным оператором этого типа истребителя, с другой — на фоне 240 F-16 наши машины вряд ли станут доминантой в ВВС Турции. Можно не сомневаться, что их покупают только для «газовой» войны с Грецией и Египтом.
Из открытых источников известно, что базовая цена Су-35 составляет около $ 40−65 млн, а F-35 — около $ 100−110 млн, но с учетом наземного оборудования, запасных двигателей, боеприпасов и обучения разница становится многократной. Можно предположить, что сумма возможного контракта между Москвой и Анкарой, хоть и держится в секрете, не превысит $ 4 млрд. Причем, значительную часть из них составят кредиты.
Хватит ли 40 «сушек», чтобы завоевать господство в воздухе в боях с ВВС Греции и Египта? Если сравнивать по количеству, то нет: даже греки располагают 156 F-16 Fighting Falcon (Боевой сокол), а также 22 Mirage 2000. Если прибавить еще 200 египетских F-16, то расклад сил вообще не оставляет шанса «турецким» Су-35. Конечно, на исход воздушных боев влияют не только число машин и даже не подготовка пилотов, хотя и эти факторы нельзя недооценивать.
Американцы, как известно, в разработках своих истребителей сосредоточились на авионике, радарах, информационной связи и так далее, то есть на том, что даст им возможность преуспеть в воздушной войне за пределами визуального диапазона. В полной мере, относится это и к F-16, который может победить Су-35 только ударом издалека. Во всяком случае, такова официальная точка зрения стратегов ВВС США.
Конечно, Су-35 имеет хорошую защиту от удаленных ракетных ударов, но именно здесь приобретает особое значение подготовка пилотов и диспетчеров наземных и космических служб. Не факт, что турки на «сушках» будут также эффективны, как и наши летчики и операторы ВКС.
Хочет того Москва, или нет, но ей придется оказывать максимальное содействие Анкаре, если та, не дай бог, развяжет войну с Афинами и Каиром. Вашингтон тоже не останется в стороне, и будет всячески помогать грекам и египтянам, защищая имидж своего «Боевого сокола».