Минобороны РФ заключило на Международном военно-техническом форуме «Армия-2020» 41 контракт на поставку и модернизацию военной техники на общую сумму свыше 1,16 трлн рублей.
Много это или мало? Разбирался обозреватель Федерального агентства новостей.
На «Армии-2020»twitter.com / @mod_russia
Уточнение Гособоронзаказа
Для сравнения напомним, что на «Армии-2018» российское оборонное ведомство подписало 32 государственных контракта с 20 предприятиями ОПК на сумму около 130 млрд рублей. Год спустя МО РФ подписало уже 46 госконтрактов с 27 предприятиями на сумму чуть больше 1 триллиона рублей — это был рекордный показатель на фоне достижений МВТФ предыдущих лет.
И вот теперь — новый рекорд. На этот раз 1,16 трлн рублей будут распределены по 17 уже врученным и 24 подписанным госконтрактам с 30 предприятиями оборонно-промышленного комплекса России. По словам замминистра обороны РФ Алексея Криворучко, в результате выполнения этих контрактов Вооруженные силы получат более 500 новых образцов техники, свыше 80 тысяч ракет и боеприпасов. Кроме того, будет проведен ремонт с модернизацией свыше 100 единиц вооружения.
На «Армии-2020»Федеральное агентство новостей / Александр Чикин
Заключение новых контрактов опиралось на соответствующую корректировку Гособоронзаказа.
«При уточнении Государственного оборонного заказа в полном объеме учтены решения Верховного Главнокомандующего Владимира Путина в части развития корабельной группировки в дальней морской зоне, в части опережающего оснащения ВС РФ, обеспечения поддержки и дальнейшего развития предприятий ОПК Дальнего Востока и Сибири», — заявил Криворучко на церемонии подписания контрактов.
Замминистра добавил, что органами военного управления Минобороны России была проведена большая работа по анализу и уточнению Гособоронзаказа с учетом обеспечения потребности ВС РФ по закупке, ремонту вооружения и военной техники, выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Поговорим о подписанных госконтрактах более предметно.
Фрегат проекта 22350Федеральное агентство новостей / Андрей Союстов
Крейсер «Нахимов» и остальные
С судостроительным заводом «Северная верфь» подписан новый госконтракт на строительство наиболее современных отечественных фрегатов проекта 22350, а также корветов проектов 20380 и 20385.
По заключенному контракту «Амурский судостроительный завод» также займется постройкой корветов проекта 20380.
Со «Средне-Невским судостроительным заводом» подписан госконтракт на строительство современных противоминных кораблей базовой зоны (тральщиков) проекта 12700.
Госконтракт о постройке больших дизель-электрических подлодок проектов 636 и 677 подписан с «Адмиралтейскими верфями».
Подлодка проекта 636Федеральное агентство новостей / Андрей Союстов
С Центром судостроения «Звездочка» заключен контракт на выполнение работ по ремонту с модернизацией крейсерских атомных подводных лодок проекта 971 Северного флота.
Следующий контракт касается работ на едва ли не самом известном долгострое в российской кораблестроительной отрасли — крейсере «Адмирал Нахимов». Напомним, что этот тяжелый атомный ракетный крейсер («систершип» флагманского корабля Северного флота России крейсера «Петр Великий») был заложен еще в 1983 году. Через три года его спустили на воду, а в конце 1988 года крейсер, именовавшийся первоначально «Калинин», пополнил состав ВМФ СССР.
22 апреля 1992 года корабль переименовали в «Адмирала Нахимова». 14 августа 1999-го он встал в Севмаше на ремонт и модернизацию. Одной из основных новаций, которую планировалось внедрить на обновленном «Нахимове», являлась замена противокорабельных ракет П-700 «Гранит» на гиперзвуковые противокорабельные ракеты «Циркон», сверхзвуковые универсальные противокорабельные ракеты среднего радиуса действия П-800 «Оникс» и крылатые ракеты комплекса «Калибр». Вся троица новых ракет должна была запускаться из универсальных пусковых установок 3С14.
Главком ВМФ РФ Николай ЕвменовФедеральное агентство новостей / Андрей Союстов
Однако ремонт и глубокая модернизация «Нахимова» столкнулись с большим количеством трудностей. Это заставляло кораблестроителей и ВМФ несколько раз сдвигать сроки возвращения крейсера в строй. Первоначально предполагалось, что модернизация крейсера завершится в 2018 году, затем — «до 2020 года»…
18 августа на Севмаше состоялась операция по выводу тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» из наливного бассейна к достроечной набережной предприятия. Гендиректор Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов заявил, что ремонт крейсера теперь планируется завершить в 2022 году. Де-факто крейсер наконец-то оказался подготовлен к завершающему этапу модернизации.
Это потребовало заключения нового контракта, и вчера на «Армии-2020» Алексей Криворучко вручил его генеральному директору АО «Севмаш» Михаилу Будниченко.
Добавим, что после окончания затянувшейся эпопеи с возвращением в строй «Нахимова» на ремонт и модернизацию отправится и «Петр Великий».
Крейсер «Адмирал Нахимов»Федеральное агентство новостей / Андрей Союстов
От космического «Фрегата» до Ми-26Т2В
На форуме «Армия-2020» заключены контракты на изготовление двух ракет-носителей «Союз-2» и разгонного блока «Фрегат»: первыми займется Ракетно-космический центр «Прогресс», вторым — НПО им. Лавочкина.
Напомним, что ракеты-носители «Союз-2» предназначены для выведения космических аппаратов различного назначения на низкие круговые, средние круговые, высокоэллиптические и геостационарные орбиты с использованием разгонных блоков.
С Объединенной авиастроительной корпорацией подписан договор на поставку для ВКС бомбардировщиков Су-34, истребителей Су-35 и Су-30СМ2, а также истребителей Су-30СМ2 для ВМФ. Кроме этих машин, российские военные летчики получат новые учебно-боевые самолеты Як-130 и тяжелые транспортники Ил-76МД-90А.
Су-34Федеральное агентство новостей / Андрей Союстов
Также на МВТФ-2020 было объявлено о заключении контракта на поставку легкого военного транспортного самолета Ил-112В. Кстати, «сто двенадцатый» — это первый военно-транспортный самолет, разработанный в России «с нуля» в постсоветский период. Он должен заменить устаревающий парк таких машин, как Ан-24 и Ан-26.
Кроме того, с ОАК подписан контракт на сервисное обслуживание, восстановление исправности, продление ресурсов и сроков службы пассажирских и транспортных самолетов типа Ил-18, Ил-62, Ил-96, Ан-2, Ан-12, Ан-22, Ан-26, Ан-30, Ан-72, Ан-140 и Ан-148 на 2020–2022 годы.
Минобороны РФ и Уральский завод гражданской авиации заключили договор на поставку учебно-тренировочных самолетов DA42T, предназначенных для первоначальной подготовки летного состава военно-транспортной и дальней авиации.
Су-35Федеральное агентство новостей / Андрей Союстов
С «Вертолетами России» подписан контракт на выполнение ОКР по созданию многовариантного перспективного вертолетного комплекса «Минога» берегового и корабельного базирования. Новый вертолет предназначен для авиационного обеспечения боевых действий современного ВМФ России на любых театрах военных действий, в том числе высоких широтах. Он призван заменить противолодочные машины семейства Ка-27/Ка-29.
На форуме «Армия-2020» военное ведомство также заказало вертолеты Ми-38 в варианте «Салон» для перевозки руководящего состава Минобороны России. Кроме того, было объявлено о заключении контракта на поставку модернизированной версии самого тяжелого в мире вертолета Ми-26Т2В.
Ми-26Федеральное агентство новостей / Андрей Союстов
Перезапуск программы обновления ВМФ
Следующий заключенный контракт, достойный упоминания, касается поставок противокорабельных крылатых ракет 3М55Н, входящих в состав корабельного ракетного комплекса «Оникс» и берегового ракетного комплекса «Бастион».
Кроме того, подписан государственный контракт на восстановление технической готовности универсальных самонаводящихся электрических торпед УСЭТ-80.
В свою очередь, НПК «СПП» займется разработкой оптико-лазерной системы «Стажер-3», а «Военно-промышленная компания» — разработкой бронемашин семейства «Стрела».
Состоялась церемония вручения контракта на капитальный ремонт с модернизацией танков Т-80БВ — они получат дополнительную защиту и многоканальный прицел наводчика «Сосна-У». Еще один контракт касается капитального ремонта с модернизацией боевых разведывательных машин командирских БРМ-1К.
Т-80БВМФедеральное агентство новостей / Андрей Союстов
Было объявлено о заключении контракта на изготовление и поставку бронированных ремонтно-эвакуационных машин БРЭМ-Л и боевых машин пехоты БМП-3.
Словом, Минобороны РФ буквально завалило отечественный ОПК работой. Надеемся, тот справится со взятыми на себя обязательствами.
Анализируя пакет подписанных контрактов, нетрудно заметить его военно-морской «уклон» в части строительства, ремонта и модернизации надводных кораблей дальней морской зоны. Вряд ли для кого-то является секретом, что предыдущие попытки массового обновления корабельного состава именно в этом сегменте закончились провалом. Неоднократно анонсированное военно-политическим руководством России массовое строительство новых крупных надводных кораблей, способных продолжительное время действовать на большом удалении от своих баз, увы, по большей части так и осталось нереализованным.
Конечно, у этого явления был целый комплекс причин, включая и такие весомые, как необходимость доводки головных кораблей новых проектов, восстановление утраченных после распада СССР компетенций в части военного кораблестроения, а также разрыв после 2014 года военно-технического сотрудничества с Украиной, аукнувшийся отечественному ОПК утратой доступа к корабельным газотурбинным установкам, выпускавшимся еще с советских времен в Николаеве. Но факт есть факт: темпы обновления корабельного состава ВМФ России в части кораблей дальней морской зоны оказались неудовлетворительными.
На «Армии-2020»twitter.com / @mod_russia
Судя по всему, эта проблема военно-политическим руководством государства была отрефлексирована, вслед за чем после определенной «работы над ошибками» было принято решение о перезапуске программы масштабного обновления в ВМФ России группировки надводных кораблей дальней морской зоны. Именно об этом свидетельствует тот факт, что во время проведения «Армии-2020» было подписано так много госконтрактов с сопутствующей корректировкой ГПВ, предусматривающих строительство новых корветов и особенно фрегатов.
Автор: Андрей Союстов