Как воевали советские летчики-штрафники
23 февраля - День защитника Отечества: Как воевали советские летчики-штрафники [обсуждение]
Валерий ВОЛОДЧЕНКО. Фото автора и из личного архива И. Е. Федорова. — 22.02.2011
Этот рассказ мы заранее планировали опубликовать к 23 февраля. Дело в том, что наш герой родился именно в День защитника Отечества. Мы хотели поздравить и его, и всех, кто защищает и защищал нашу Родину. Но, увы, до своего 97-летия Герой Советского Союза, легендарный командир летчиков-штрафников Иван Евграфович Федоров не дожил одиннадцати дней, он умер 12 февраля 2011 года. В годы Великой Отечественной войны Иван Федоров был командиром уникального в мировой военной истории подразделения - группы летчиков-штрафников. За выдающиеся фронтовые заслуги неоднократно представлялся к званию Героя Советского Союза, но Золотую Звезду получил только в марте 1948 года по личному указанию Сталина - «за испытание и освоение новой военной техники и проявленные при этом мужество и героизм». …Секретное сообщение (от 26 мая 1941 года!) начальника разведывательного управления Генерального штаба Красной Армии генерал-лейтенанта Голикова на имя народного комиссара авиационной промышленности СССР Шахурина пышет негодованием: «Кроме того, имеются сведения, что полигона для стрельб на заводе нет. Стреляют где попало, даже по козам. Тов. Федоров летал между заводских труб, низко над домами и в неположенной форме одежды…» - Меня всю жизнь считали нарушителем и хулиганом, - объяснил мне Герой Советского Союза И. Е. Федоров. - Не раз понижали в званиях, выгоняли, сажали под арест, но, слава богу, крыльев не лишали…
|
Штрафбатя |
|
Когда Громов грянул Впервые об Иване Федорове мне рассказал другой выдающийся наш летчик - Михаил Михайлович Громов. С ним я познакомился в середине восьмидесятых годов прошлого теперь уже века. Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Громов увлеченно работал над рукописью своих мемуаров. Увы, о своем фронтовом подчиненном Иване Федорове и летчиках-штрафниках даже Громов в открытой печати поведать тогда не мог: цензура, соображения секретности. И я, занеся фамилию штрафного летчика в журналистский блокнот, на многие годы забыл об этой «нецензурной» записи. А события были удивительные… С первых же дней Великой Отечественной войны летчик-испытатель Иван Федоров стал забрасывать все мыслимые инстанции требованиями об отправке на передовую. Настойчивые его рапорты оставались без ответа. Впрочем, иного и быть не могло: на авиазаводе в Горьком он ставил на крыло новые самолеты, которые после обкатки сразу улетали на боевые позиции. «Броня от фронта» была непробиваемой. И однажды он решился на отчаянный шаг. Подняв в воздух новенький истребитель, взял курс на запад. М. Громов (в 1942 году - командующий Третьей воздушной армией Калининского фронта): «На фронтовом аэродроме ЧП - неопознанный самолет!» А Ванька глушит моторы, счастливая улыбка до ушей: «Товарищ генерал! Летчик-испытатель Федоров прибыл в ваше распоряжение…» - Особисты вполне могли расстрелять меня за угон самолета и «дезертирство» с авиазавода, - прокомментировал мою давнюю журналистскую запись Иван Евграфович. - Но спас Громов. Тогда Иван Федоров, конечно, не знал, что спас его, объективно говоря, не Громов, а сам Иосиф Сталин! Вернее, знаменитый и беспощадный сталинский приказ № 227 от 28 июля 1942 года, который однозначно потребовал: ни шагу назад! Приказ детально определил: «Сформировать в пределах фронта от одного до трех штрафных батальонов… В пределах каждой армии от 5 до 10 штрафных рот… чтобы в более трудных условиях искупили свою вину кровью».
|
«Иконостас» летчика-штрафника. |
|
До сих пор самым весомым аргументом опровергателей «летающего штрафбата» является такой: как же они дрались «без присмотра», почему не улетали к немцам? Да потому! Михаил Громов ответственность за летчиков-штрафников на себя взял и собственной головой рискнул. Через два месяца отчаянных боев командующий Калининским фронтом Конев вызвал Ивана и приказал: «Пиши отчет, предлагай, что делать со штрафниками». И Федоров четверых своих летчиков предложил представить к званию Героя Советского Союза, остальных - к другим высоким правительственным наградам и очередным воинским званиям. И всех немедленно отпустить по родным полкам. После войны летчик-испытатель Федоров работал в КБ Лавочкина. Начиналась эра реактивной авиации. Испытывая новейшие самолеты, Федоров попутно установил несколько десятков рекордов. Сталин с уважением и симпатией относился к Лавочкину, чем тот и воспользовался при встрече. «Это, Иосиф Виссарионович, наш шеф-пилот, - подтолкнул он к вождю Ивана. - Фронтовик. Неоднократно представлялся к званию Героя…» Сталин задумался, с интересом буравя Федорова своим тяжелым взглядом, попыхал трубкой. Потом пообещал: «Разберемся!» Так в марте 1948 года Иван Федоров получил давно заслуженную награду - Золотую Звезду Героя. Засекреченный Герой Многие годы Иван Федоров был абсолютным секретоносителем. Официальное о нем упоминание случилось только в перестроечные времена: в 1988 году его имя впервые появилось в открытой печати - в биографическом словаре «Герои Советского Союза». В официальном издании были перечислены, например, его награды - ордена Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны I и II степеней, Красной Звезды и т. д., при этом как-то туманно и обтекаемо говорилось о количестве сбитых самолетов врага. Почему? Да потому, что по количеству уничтоженных во время войны вражеских самолетов И. Федоров значительно превзошел наших самых прославленных воздушных асов. И при личной с ним встрече я не мог не задать прямого вопроса: сколько сбил? Иван Евграфович ответил буднично: «134 самолета. Шесть из них - таранил. Это за все военные конфликты…» Для сравнения: на официальном победном счету известнейшего воздушного аса, трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина 59 сбитых фашистских самолетов, трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб уничтожил 62 самолета.
|
Послужной военный список. |
|
- И Кожедуб, и Покрышкин - выдающиеся герои, - сказал Иван Евграфович. - Но на фронте много отважных ребят было. Знаю летчиков, которые и по десятку самолетов за один бой сбивали. Ни в одной армии мира нет таких показателей… Серое словечко «показатели» в нашем разговоре возникло не случайно. Дело в том, что «социалистический учет» у советских летчиков был организован чрезвычайно жестко и ему сопутствовали совсем непростые условия. У немцев хватало доклада пилота, чтобы его победа в воздушном бою была признана и отмечена. Личные показания наших летчиков в расчет не принимались. Исключительно «подтверждение с земли» имело документальное значение. - Надо было ехать на место боя, искать, доказывать, - вспоминает о процедуре «учета» Федоров. - Добирается туда комендантская команда, а пехота говорит: это мы сбили. У зенитчиков, артиллеристов - свои претензии. Никто не дает необходимую справку. В контакт входили и добивались доброго расположения традиционным российским способом - вынимали бутылку спирта… - А спирта, если честно, было жалко, - признался, смеясь, Иван Евграфович. Сегодняшние недоброжелатели Федорова соглашаются признать, словно на рынке торгуясь, «до семнадцати» его личных боевых побед. Пусть эта цифра останется на совести тыловых счетоводов. Ведь даже в английских источниках (например, в энциклопедии «Асы Сталина») другой приведен счет: по версии англичан, в годы Великой Отечественной войны Иван Федоров уничтожил 49 самолетов врага лично и 47 - в группе. К этой «бухгалтерии» Иван Федоров всегда был равнодушен, а сенсационную цифру сбитых им самолетов врага назвал мне совершенно мимоходом: ты спросил, я ответил.
|
Похоронив жену, Иван Евграфович оставил на могильной плите место и для себя. 12 февраля 2011 года пробел заполнился... |
|
Дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Виталий Попков (прототип Маэстро из культового фильма «В бой идут одни «старики»), который в официальной иерархии самых результативных советских летчиков Великой Отечественной войны значится на четвертом - после Кожедуба, Покрышкина и Евстигнеева - месте, никогда не скрывал, что считает себя учеником Ивана Евграфовича Федорова: «Любой бой я сразу переводил на «вертикаль», чему научил меня виртуозный летчик-истребитель Иван Федоров...» Стыдная история Первые мои журналистские публикации о командире группы летчиков-штрафников состоялись в год 60-летия Победы. И были они написаны со слов Михаила Громова и самого Ивана Федорова. Тем не менее газетный рассказ о «живой встрече» с командиром летчиков-штрафников был замечен на самом верху. Журналисты самых разных изданий стали добиваться у героя «эксклюзивных интервью». Возможно, все эти обстоятельства и послужили началом уже другой, стыдной истории… В редакции центральных газет, на телевидение вдруг стали приходить «протестующие письма», которые можно было бы объяснить обыкновенной человеческой завистью и не обращать на них внимания, но уж больно громкие фамилии стояли под «опровержениями». Я не буду сегодня вспоминать эти фамилии, скажу только, что отцы возмущенных «подписантов» были в свое время кремлевскими вельможами-небожителями и сталинскими приближенными. Претензия сводилась к тому, что летчиков-штрафников не было, потому что не было никогда! И пришлось мне несколько лет заниматься «архивными изысканиями». Наша история - самая таинственная в мире, и многие грифы секретности, наштампованные еще бериевскими сотрудниками, продолжают оставаться действующими… Легче всего оказалось подтвердить авиационные рекорды. Приведу самую последнюю строку из представления И. Е. Федорова к званию Героя Советского Союза: «В конце 1947 года на совершенно новой схеме самолета получил наивысшие в СССР скорости». Ниже подпись: главный конструктор Лавочкин. В конце концов я добрался и до наградного листа, подписанного зимой 1943 года генерал-майором авиации Ерлыкиным и генерал-лейтенантом авиации Руденко. Цитирую с некоторыми сокращениями: «Федоров И. Е. - участник Отечественной войны с 27.7.42 г. на Калининском, Ленинградском и Центральном фронтах. За этот период времени участвовал в боях на Калининском фронте в должности старшего инспектора по технике пилотирования 3-й воздушной армии и по совместительству командовал отрядом управления, а затем ГРУППОЙ ШТРАФНИКОВ (выделено мною. - В. В.) летного состава». А вот свидетельство из другого наградного листа, подписанного в октябре 1944 года полковником Додоновым и генерал-лейтенантом авиации Журавлевым: «Лично полковник Федоров летает на всех типах отечественных самолетов с большим желанием. В бою смел и при встрече с противником навязывает ему бой. За организацию и руководство ГРУППОЙ ШТРАФНИКОВ (выделено мной. - В. В.) и командование дивизиями Федоров И. Е. награжден орденом Отечественной войны I ст. и орденом Александра Невского…» И еще цитата. Из наградного представления к ордену Отечественной войны I ст., подписанного командующим 3-й ВА Громовым 27 декабря 1942 года: «За период с 23 июня 1942 г. тов. ФЕДОРОВ имеет лично 82 боевых вылета, из них 73 вылета на сопровождение и прикрытие штурмовиков и бомбардировщиков, 2 вылета на бомбометание и 1 вылет на штурмовку противника. Тов. ФЕДОРОВ провел 6 воздушных боев, в результате которых: 12.7.42 г. северо-западнее гор. Белый в группе сбил самолет противника (МЕ-109). 23.9.42 г. над аэродромом Бошарово один вел неравный бой с 24 самолетами противника (18 Ю-88 и 6 МЕ-109), в котором сбил один и подбил два самолета противника (все три Ю-88). В этом бою тов. ФЕДОРОВ получил легкое ранение в ногу и на сильно поврежденном самолете произвел посадку на своем аэродроме. 25.9.42 г. над Ржевом в бою пятеркой против 8 самолетов противника тов. ФЕДОРОВ сбил один самолет (МЕ-109). 26.9.42 г. над Ржевом, ведя бой с 9 самолетами противника, тов. ФЕДОРОВ сбил 1 самолет Ю-88 и в тот же день в другом воздушном бою против 10 самолетов противника подбил 1 самолет Ю-88. 27.9.42 г. также над Ржевом сбил 1 и подбил второй самолет противника (оба МЕ-109). В этом бою тов. ФЕДОРОВ был сбит сам и получил ранение лица и ног».
|
Сталинские соколы. |
|
Никаких комментариев, по-моему, не требуется. Но обратите внимание на разночтения в документах: если у Громова зафиксировано, что 12.7.42 г. Федоров уже сбил самолет врага, то в первом процитированном представлении к награде он назван участником войны… с 27.7.42 г. В этих безобразных штабных ошибках тоже Федоров виноват?! Что касается «количества сбитых самолетов» (а штрафникам их особо и не считали), то вынужден признаться: не нашел я подтверждающих бумаг. И не потому, что плохо искал, а потому, что хорошо у нас умели и до сих пор умеют секретить историю. Ведь даже в Испании с мая 1937 года по февраль 1938-го, если верить нашим архивным документам, Иван Федоров находился, оказывается, в простой «правительственной командировке». А отважно там дрался и побеждал фашистов (по разным сведениям, проверить которые сегодня не представляется возможным, «испанский счет» составил 24 сбитых самолета) некий «капитан Жан», которого испанцы прозвали Диабло Рохо - Красный дьявол. И в Китае согласно официальным документам в 1940 - 1941 годах Иван Федоров, надо полагать, тоже мирно летал-развлекался. Именно об этом его летном периоде сообщалось в донесении начальника Разведывательного управления Красной Армии наркому авиационной промышленности СССР. - Да, по горным козам стреляли! - сразу же согласился с «вопиющим фактом» и объяснил секретную переписку Иван Евграфович. - Потому что жрать летчикам было нечего… У историка Вячеслава Родионова, который много лет скрупулезно исследует биографию Федорова, свое видение «победной проблемы» летчика-штрафника: «Почему вообще у некоторых завистников возникает сомнение в количестве сбитых Иваном Евграфовичем самолетов? Это в штабах должны были фиксировать уничтоженные им цели. Домысливать ничего не буду, но напомню мелкий в масштабах военной истории факт: в это же время на Калининском фронте летал Василий Сталин. И авиадивизия, к которой сын вождя был приписан, просто поражала своей победной результативностью. Как тут не вспомнить ломоносовское: «Если где-то убавилось, то в другом месте обязательно присовокупится…»
|
Иван Федоров с главным конструктором С. А. Лавочкиным. |
|
Сколько Звезд Ивану «недодали»? В годы Великой Отечественной войны для летчиков были определены специальные наградные «расценки»: 19 августа 1941 года Сталин подписал приказ № 0299 (НКО СССР) «О порядке награждения летного состава Военно-воздушных сил Красной Армии за хорошую боевую работу и мерах борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных летчиков». Согласно этому приказу к званию Героя Советского Союза летчик представлялся за десять сбитых самолетов врага. К концу войны, когда отлегло, «наградную планку» приподняли, и Звезду стали давать за десять лично сбитых бомбардировщиков (разведчиков) или за пятнадцать лично сбитых самолетов других типов. Мы не будем делить «на пятнадцать» 134 самолета, которые, я твердо в этом убежден, завалил отчаянный летчик-штрафник, а возьмем нижний предел - 17 (который допускают даже недоброжелатели летчика) уничтоженных им целей. И получается, что по любому счету положена Ивану Евграфовичу еще одна Золотая Звезда Героя - именно за военные заслуги. И соответственно бюст от государства на родине героя. Бюст положен, но Федорову он не требуется. Он сам себе установил памятник! На одном из подмосковных кладбищ. На могиле жены, летчицы и участницы войны, с которой летал в одном фронтовом небе и рядом с которой теперь вот упокоился. Памятник по нынешним временам весьма скромный: вертикальная плита, на которой изображена красивая пара - мужчина, вся грудь в орденах, и женщина. И еще самолет, парящий над их головами вместо ангела. Год смерти мужчины на могильной плите многие годы не был обозначен, пустовала строка…
|
Рис. Николая ВОРОНЦОВА. |
|
ВОПРОС ДНЯ Завтра в России будет отмечаться День защитника Отечества. Что для вас значит праздник 23 февраля? Любовь СЛИСКА, вице-спикер Госдумы: - Считаю это военным праздником, хотя сложилась традиция поздравлять в этот день всех мужчин. Но я принципиально не поздравляю тех, кто не был в армии. Считаю, что защитник Отечества - тот, кто прошел хотя бы срочную службу. Владимир СОЛОВЬЕВ, ведущий телепрограммы «Поединок»: - Это реликтовая дата. Она осталась с тех времен, когда в России была великая армия и народ ее уважал. Когда 23 февраля не было выходным днем, но люди чувствовали праздник. Сейчас это день выступления ряженых артистов, никогда не служивших в войсках. Лидия СИМАКОВА, прапорщик, Волгоград: - Это мой профессиональный праздник: я защищаю Отечество, работая связистом в воинской части. Что особенно радует, в отличие от большинства женщин России в этот день я не сбрасываюсь на подарок для мужчин. Наоборот, дарят мне! Лев ЛЕЩЕНКО, народный артист России: - Если без вранья, то никаких чувств этот праздник у меня уже давно не вызывает. Не в том я возрасте, чтобы относить себя к защитникам Отечества. Марина ГОЛУБ, актриса, телеведущая: - Отношение к 23 февраля у меня не более чем формальное. Ощущение такое, что празднуют с каждым годом все больше, а защитников становится все меньше. Вот для моего отца, прошедшего войну, - это действительно праздник! Его я искренне поздравлю. Александр ПЕСКОВ, пародист: - Для меня эта тема святая. Я - внук героя Великой Отечественной войны, сам два года отслужил в Таманской дивизии, так что право называться мужчиной я, наверное, имею. Елена, слушательница радио «КП» (частота в Москве - 97,2 FM): - Это день носков, дезодорантов и пенок для бритья! Сергей, посетитель сайта KP.RU, Москва: - Это день славы некогда могучих Вооруженных cил, праздник настоящих мужчин, прошедших службу и продолжающих служить. Еще теплится надежда, что все возродится..
Вернуться назад
|