ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Морская авиация осваивает систему «Гефест»

Морская авиация осваивает систему «Гефест»


21-07-2020, 14:32. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ


Су-24 и Су-30СМ Черноморского флота


Несколько лет назад в воздушно-космических силах началось широкое внедрение авиационной специализированной вычислительной подсистемы СВП-24 «Гефест». Вскоре все ее преимущества были показаны в ходе Сирийской операции. Теперь такую аппаратуру получают самолеты авиации военно-морского флота. В этом году к освоению модернизированной техники первыми приступили летчики-черноморцы.

Внедрение новинки


Первые сообщения о работах по внедрению подсистемы «Гефест» в морской авиации появились в 2017 г. Тогда говорилось о переоснащении палубных истребителей Су-33 при помощи аппаратуры СВП-24-33. Также в тот период отмечалось, что в ближайшее время аналогичные приборы получат и «сухопутные» фронтовые бомбардировщики Су-24М.

В начале 2018 г. начальник авиации ВМФ генерал-майор Игорь Кожин в интервью для «Красной Звезды» заявил, что модернизация самолетов Су-24М и Су-33 при помощи «Гефеста» существенно повысила их возможности по поражению наземных целей. Однако на тот момент какие-либо сведения о переоснащении флотских Су-24М отсутствовали.

Ситуация с СВП-24 для морской авиации прояснилась лишь сейчас. 13 июля генерал-майор Кожин рассказал о планах ВМФ по развитию авиационных группировок. Среди прочего, он отметил, что летный состав Черноморского флота успешно освоил новые прицельные системы, установленные на их самолетах. При этом конкретные типы техники, аппаратуры или войсковые части не назывались.

20 июля «Известия», ссылаясь на свои источники в министерстве обороны, раскрыли подробности текущего перевооружения. По их данным, речь идет о модернизации бомбардировщиков Су-24М при помощи подсистемы СВП-24. Эта техника принадлежит 43-му отдельному морскому штурмовому Севастопольскому авиаполку, базирующемуся в Крыму. Работы по модернизации были выполнены еще в начале года, и тогда же летчики приступили к освоению новой аппаратуры.


Не только Черноморский


В настоящее время 43-й омшап является единственной частью морской авиации, располагающей самолетами Су-24М с «Гефестом». В ближайшем будущем полку предстоит опробовать модернизированную технику в рамках крупных учений. В сентябре летчики-черноморцы примут участие в маневрах «Кавказ-2020», и Су-24М не останутся без работы.

Сообщается о подготовке к модернизации техники еще двух флотов – Балтийского и Северного. В составе морской авиации Балтфлота самолеты Су-24М несут службу в 4-м отдельном гвардейском морском штурмовом авиаполку, воссозданном в 2017 г. Вместе с ними полк эксплуатирует современные истребители Су-30СМ, поставленные в последние годы.

Также модернизацию пройдут бомбардировщики 98-го отдельного гвардейского смешанного авиаполка 45-й армии ВВС и ПВО Северного флота. В составе этого полка имеются две эскадрильи на бомбардировщиках Су-24М и разведчиках Су-24МР. Их модернизация тоже приведет к понятным последствиям.

По данным справочника The Military Balance 2020, в морской авиации ВМФ России служит 41 бомбардировщик Су-24М и 12 разведывательных самолетов Су-24МР. Учитывая достигнутые успехи в деле переоснащения и модернизации самолетов ВКС, можно предполагать, что в ближайшие годы будет выполнено полное обновление парка флотских Су-24М/Р с получением всех желаемых возможностей.

«Гефест» над морем


Как и ВВС / ВКС несколькими годами ранее, авиация ВМФ выполняет переход на современное бортовое оборудование, повышающее боевые качества техники. Пока она отстает от «сухопутных» коллег, но ситуация постепенно меняется к лучшему.


Су-24М на учениях морской авиации Северного флота, январь 2020 г.

По известным данным, к настоящему времени подсистему СВП-24 «Гефест» получило некоторое количество палубных истребителей Су-33. В прошлом году сообщалось о начале модернизации патрульных самолетов Ту-142М, тоже предусматривающей установку «Гефеста». Несколько месяцев назад в строй вернулись первые из обновленных Су-24М. Из всех совместимых типов, такую аппаратуру пока не получили только Су-25УТГ – однако решение о начале модернизации (или об отказе от нее) может быть принято в любое время.

Точное количество модернизированных «морских» самолетов пока не называлось. При этом технические особенности СВП-24 и возможности ВМФ вполне позволяют за несколько лет провести обновление всех наличных совместимых самолетов в количестве нескольких десятков.

Морские выгоды


Специализированная вычислительная подсистема «Гефест» предназначается для повышения эффективности применения неуправляемых авиационных средств поражения «воздух-поверхность». Приборы из ее состава принимают данные от ряда датчиков и устройств, вырабатывают данные для применения оружия и обеспечивают сброс / стрельбу в оптимальный момент времени. За счет этого бомбы или ракеты показывают максимально возможную точность.

СВП-24 выполняется в виде набора изделий для установки на имеющийся самолет. Серьезная перестройка техники не требуется. Установка аппаратуры может осуществляться как на ремонтном заводе одновременно с восстановлением техники, так и в условиях техчасти. В последнем случае все процедуры занимают всего несколько дней.

При использовании на Су-24М подсистема СВП-24 повышает точность применения АСП до трех раз. Такие возможности неоднократно подтверждались в условиях полигонов, а затем были проверены в Сирии. «Гефест» на практике позволил решать те же боевые задачи быстрее и с меньшим расходом оружия, причем относительно дешевого неуправляемого.


В задачи морской авиации входит поражение различных надводных или наземных целей с применением всего доступного спектра АСП. Так, бомбардировщики Су-24М должны применять управляемые и неуправляемые ракеты и бомбы против береговых сооружений, техники, кораблей и плавсредств. Часть этих задач эффективно решается неуправляемым оружием, а «Гефест» повышает вероятность поражения с минимальным его расходом.

Истребители Су-33 тоже способны атаковать береговые или надводные цели. В их случае СВП-24 полностью себя оправдывает. Наибольший интерес представляет установка «Гефеста» на противолодочные самолеты Ту-142М. Работа таких машин тоже связана со сбросом полезной нагрузки, однако в их случае это радиогидробуи, взрывные источники звука и противолодочные бомбы или мины. Высокая точность сброса буев или бомб имеет большое значение для эффективного решения боевых задач – и применение СВП-24 тоже полностью оправдано.

Пути модернизации


Последние новости о модернизации Су-24М из состава Черноморского флота и ожидающемся обновлении техники других флотов полностью соответствуют общей стратегии развития боевой авиации вооруженных сил России. В интересах ВКС и ВМФ осуществляются закупки и поставки совершенно новых самолетов современных моделей, а параллельно выполняется модернизация наличной техники.

По срокам и темпам перевооружения и модернизации морская авиация пока уступает ВКС. В частности, внедрение «Гефеста» началось с опозданием в несколько лет, и пока речь идет только об одном полку. Тем не менее, необходимые процессы запущены и выполняются. В обозримом будущем на вооружении морской авиации ВМФ будет состоять сразу несколько образцов авиационной техники разного назначения, но с близкими возможностями по применению оружия «воздух-поверхность».

Вернуться назад