Опубликованный на днях Комитетом по ассигнованиям Палаты представителей Конгресса США проект оборонного бюджета страны на будущий финансовый 2021 год многие уже назвали «сметой войны Демократической партии против Дональда Трампа». Что характерно, исключительно желание покруче «насолить» нынешнему хозяину Белого дома усмотрели в этом документе и некоторые отечественные эксперты.
Тем не менее за предвыборной борьбой американских политических кланов там вполне отчетливо просматриваются те вещи, которые должны вызвать беспокойство конкретно у России, причем весьма глубокое и подталкивающее к незамедлительной реакции.
Как угодно – лишь бы не по Трампу
Спору нет, многие положения очередной сметы на военные расходы Соединенных Штатов вызывают недоумение и явно представляют собой «камни в огород» действующего президента. В первую очередь речь о целом миллиарде долларов, который предлагается израсходовать на переименование различных военных объектов (баз армии США и прочих) по сей день продолжающих носить имена полководцев и других деятелей Южной Конфедерации времен Гражданской войны в США. То есть – «проклятых рабовладельцев». Во-первых, эта инициатива конгрессменов, выдержанная в лучшем духе «декоммунизационных» вывертов «нэзалэжной» попахивает элементарной дурью с точки зрения экономики: вот не на что больше сейчас, в условиях жесточайшего кризиса, царящего в стране, деньги тратить! Во-вторых, она вступает в прямое противоречие с заявлением Дональда Трампа о том, что он считает недопустимыми подобные затеи и немедленно ветирует военный бюджет, если туда будут вписаны ассигнования на замену табличек на воротах таких баз, как Форт Брэгг или Форт Роберт Ли.
Еще одну президентскую инициативу – установление контроля над нефтеносными районами и добывающими «черное золото» скважинами в Сирии и Ираке (якобы, для защиты их от возможного захвата недобитыми боевиками ИГИЛ) законодатели также твердо намерены «пустить под нож» _ Пентагону будет строжайше воспрещено тратить на подобные цели даже ломаный цент. Что, впрочем, ни в коем случае не стоит считать проявлением со стороны Вашингтона намерений убраться из этих регионов – 700 миллионов долларов предлагается выделить на «подготовку нерегулярных вооруженных формирований» в упомянутых странах. Фактически – на поддержку местных боевиков, угодных США.
Под ударом оказалось и еще одно «любимое детище» Трампа – проект строительства стены на кордоне с соседней Мексикой. Конгрессмены не только намерены запретить расходовать на возведение этого сооружения хотя бы доллар из средств, ассигнованных на военные нужды, но также собираются потребовать вернуть все еще неизрасходованные средства, перенаправленные туда из бюджета Пентагона-2020. Вдобавок президента хотят лишить правва принимать решения о переброске на тамошнюю границу воинских контингентов США. В основе этих инициатив лежит, помимо желания в очередной раз «прокатить» главу Белого дома еще и стремление потрафить потенциальным избирателям с латиноамериканскими корнями, количество которых в электорате Демпартии достаточно внушительно. Впрочем, во всех идеях от Конгресса США, даже в тех, которые на первый взгляд можно сгоряча принять чуть ли не за «мирные инициативы» отчетливо просматривается «двойное дно». К примеру, они предлагают отказаться от испытания ядерного оружия. Если в таковых «не будет крайней необходимости». Однако совершенно непонятно – кто будет таковую необходимость определять?
Все это – часть «двойной игры», которую сегодня Вашингтон пытается вести со всем миром, но, прежде всего – с Россией и Китаем. Совсем недавно спецпосланник президента США по вопросам контроля над вооружениями Маршалл Биллингсли снова выступил с заявлением о том, что «вот-вот» должны начаться переговоры с нашей страной «о заключении нового договора о сокращении стратегических наступательных вооружений». При этом мистер Биллингсли в который уже раз подчеркнул необходимость «участия в этой дискуссии» Китая. Сложно предположить, чтобы столь высокопоставленный чиновник Белого дома не был знаком со сделанным Пекином (конкретно – директором департамента по контролю над вооружениями МИД КНР Фу Цуном) заявлением о том, что никакого разговора не будет, пока США не сократят собственный ядерный арсенал до размеров китайского. То есть – никогда… Следовательно, все анонсируемые Биллингсли переговоры – чистой воды блеф.
О чем стоит задуматься России
Военный Бюджет Соединенных Штатов на 2021 год – ни в коем случае нельзя считать ничем иным, кроме как программой подготовки к удержанию позиций «мирового жандарма» и еще более активному противостоянию всем тем, кто такому положению вещей противится. Прежде всего, расходы на нужды Пентагона в очередной раз увеличены и должны достичь 695 миллиардов долларов без малого. Это на 1,3 миллиарда больше ассигнований нынешнего года и, между прочим, на 3,7 миллиарда превышает сумму, которую изначально запрашивала на эти цели государственная администрация США. Планируется увеличение личного состава армии (до 1 миллиона 350 с лишним тысяч человек), а также и резерва военнослужащих, который должен превысить 800 тысяч человек. Всей этой ораве в погонах размеры заработной платы намерены повысить на 3%. С учетом приведенных выше цифр, сумма «на выходе» получится совсем не маленькая. На закупку новых вооружений Пентагону собираются отпустить более 140 миллиардов.
Особое внимание в списке будущих приобретений стоит обратить на резко увеличившееся (почти до сотни) количество многоцелевых истребителей F-35 и на реализацию мер, направленных на резкое наращивание наступательной мощи ВМС США. Помимо закладки в будущем году первого атомного подводного ракетоносца нового класса Columbia планируется увеличить его силы еще парочкой ударных подводных лодок и двумя ракетными эсминцами. Неизвестно, какие там «атомные испытания» собрались запрещать в Конгрессе, но в то же самое время его члены намерены выделить Пентагону на научно-исследовательские программы, включающие в себя прежде всего разработку новых вооружений, около 105 миллиардов долларов. В приоритете – «гиперзвук», новые ракеты и другие средства доставки ядерного оружия, а также космические программы тоже отнюдь не мирного характера.
Требуя от России «отказаться» от тех же «Буревестника» или «Посейдона», Вашингтон не жалеет ни сил, ни средств на то, чтобы догнать, а, по возможности и опередить наши разработки в этих областях. Впрочем, это тоже далеко не все. Серьезную тревогу не могут не вызывать намерения Соединенных Штатов в который раз нарастить объемы военной помощи Украине – с 250 до 275 миллионов долларов в будущем году. Что характерно, данные ассигнования должны быть потрачены не только на закупки вооружений (понятное дело, американских) и «подготовку вооруженных сил Украины в соответствии со стандартами НАТО» но также и на оказание «нэзалэжной» со стороны США «помощи в сфере разведки». Как видим, кто бы не определял военную политику Соединенных Штатов – республиканцы, демократы ли, суть остается неизменной: Украину и далее намерены продолжать превращать в форпост антироссийских действий, как шпионских и провокационных, так и, вполне возможно в некоем обозримом будущем – вполне реальной войны. Недаром же представители Пентагона не так давно упомянули именно эту страну в качестве «стоящей на переднем кране противостояния России». Откровеннее, по-моему, уже некуда.
В том, что опасения относительно агрессивных планов Соединенных Штатов относительно нашей страны ни в коем случае нельзя считать пустой перестраховкой, свидетельствуют еще кое-какие цифры, имеющие отношение к планируемым этим государством военным затратам. Так, в рамках обсуждаемого нами бюджета более 130 миллионов долларов планируется выделить на скорейшее восстановление и приведение в оперативную готовность для размещения там американских боевых самолетов базы ВВС Кампия-Турзий в Румынии. При этом совершенно не скрывается тот факт, что дислоцированные на данном военном объекте силы и средства нацелены будут в первую очередь, против группировки Вооруженных сил России в Крыму. При этом не стоит забывать о том, что в нынешнем году Румыния (впервые за послевоенный период) в собственной оборонной доктрине отнесла Россию к числу «враждебных государств». Можно не сомневаться – проблем с размещением в этой стране своей ударной авиационной группировки (в том числе и оснащенной ядерным оружием) у США не возникнет.
К тому же серьезные суммы (пусть и в несколько меньших объемах, 59 и 61 миллион долларов соответственно) тем же финансовым документом должны быть выделены и на срочную модернизацию для потребностей ВВС США авиабаз в Испании и Германии. О чем может свидетельствовать стремление Пентагона нарастить собственный «воздушный кулак» в Европе, да, к тому же, максимально приблизить его дислокацию к границам нашей Родины? Вопрос, пожалуй, риторический. Впрочем, ответом на него в определенной степени можно считать речь руководителя военного ведомства Соединенных Штатов Марка Эспера, ознаменовавшее первую годовщину его пребывания в этой должности. Выступая перед подчиненными глава Пентагона заявил о том, что, по его мнению, ведомству «за отчетный период» вполне успешно удалось справиться с главной задачей: «сдерживанием агрессивных стран-изгоев». Что характерно, перечисляя «супостатов», мистер Эспер в числе «изгоев» помимо традиционно относимых к ним Ирана и Северной Кореи назвал также Россию и Китай! Оговорившись, что эти государства «ничем не отличаются» от тех, с которыми в Вашингтоне спят и видят «разобраться» с помощью военной силы.
Американские политики могут сколько угодно делить власть, устраивать между собой «разборки», переименовывая военные базы, строить или ломать стены на мексиканской границе, однако курс на максимально жесткое противостояние с нашей страной будет оставаться для Соединенных Штатов неизменным при любой внутренней повестке. По-другому не будет до тех пор, пока это государство не исчезнет с политической карты мира, либо не пройдет через системное «переформатирование». Надеяться на нечто подобное в ближайшем обозримом будущем России вряд ли стоит. Разумнее будет готовиться к дальнейшему ужесточению конфронтации.