ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Таинственные МиГ-29 вступили в прямое столкновение с Турцией
Таинственные МиГ-29 вступили в прямое столкновение с Турцией25-05-2020, 20:19. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
|
Из Ливии приходят давно не виданные сообщения о боевых действиях в море, причем с применением авиации. Неизвестные самолеты (предположительно, МиГ-29) атаковали в порту Триполи турецкое торговое судно, а в ливийских водах атаке подвергся военный фрегат турецких ВМС. Откуда могла возникнуть эта неожиданная подмога маршалу Хафтару и чем она может навредить Турции? Сторонники Ливийской национальной армии (ЛНА) маршала Хафтара на днях пообещали Правительству национального согласия (ПНС) в Триполи и его союзнику – туркам «масштабную воздушную войну». Более того, представители ЛНА уже заявляли, что «любые турецкие объекты в Ливии рассматриваются как военные цели». Увязано это заявление было с появлением в расположении ЛНА неустановленного количества (от четырех до восьми) Миг-29, которые по задумке в штабе Хафтара должны изменить ход боевых действий, который складывается сейчас не в пользу ЛНА. И вот теперь, похоже, угрозы ЛНА реализованы на практике. Однако прежде всего отметим, что после потери авиабазы Аль-Ватыя ЛНА продолжает откатываться на восток (сохраняя, правда, позиции у Триполи). На сторону ПНС переходят города южнее Гарьяны. «Съезды» местных племен, немного подумав, присягают правительству в Триполи. Это те же люди, которые еще недавно публично жгли турецкие флаги. При этом войска ПНС утверждают, что готовят наступление на Тархуну – основной транспортный узел и центр снабжения войск Хафтара, остающихся у Триполи. Триполитанцы просто забирают себе пустыню, оставшуюся бесхозной после отхода сил ЛНА с западного фронта. Это увлекательно, но не смертельно. Турецкие же СМИ при этом рукоплещут «наступлению на Мизду» (город в пустыне южнее Гарьяны). Употребляются формулировки типа «чистая земля Ливии освободится от сорняка». ЛНА, в свою очередь, бомбит мосты в Гарьяне. Там не то чтобы мосты (рек там нет – пустыня), а оставшиеся от Каддафи современные транспортные развязки с эстакадами и сложносочиненные серпантины через несколько перевалов. Если их удастся разрушить, то все усилия ПНС по занятию пустынных города типа Аласабы, о которых с гордостью говорят в Триполи, будет просто бессмысленны. В этих условиях, как обычно во время подобных военных действий, с обеих сторон расцвела дезинформация. Например, в штабе Хафтара утверждают, что за 72 часа сбили аж 13 турецких беспилотников «Байрактар» (по пять миллионов долларов штука). В англоязычной версии этого заявления даже изобретено новое слово – «беспилотникопад» (dronesfall). Некоторые наблюдатели утверждают, что это связано с переходом ЛНА на использование «Буков» вместо «Панцирей», которые они бездарно растранжирили у Аль-Ватыя. Также фальшивкой оказалось распространенное турецкими СМИ видео, на котором якобы сотрудники ЧВК «Вагнер» садятся в самолет на аэродроме Бени-Валид, чтобы покинуть Ливию. Очень быстро фейк оброс подробностями по мере того, как следующее СМИ по цепочке его перепечатывало. И вот уже в российских либеральных СМИ вовсю радуются «поражению России в Ливии». На деле выяснилось, что это видео двухлетней давности, причем самолет принадлежит ПНС. А вот что действительно было, так это атака МиГ-29 по двум морским целям: турецкому транспорту близ порта Триполи и по турецкому же военному фрегату в открытом море на траверсе Сирта. Боевые корабли турецких ВМС появились у ливийских берегов примерно в январе. Сейчас их два, и они идентифицированы как фрегаты Gabya 496 Gokova и 497 Goksu. Это старые американские фрегаты класса Oliver Hazard Perry постройки середины 1970-х годов (бывшие USS Samuel Eliot Morison и USS Estocin соответственно), переданные туркам в 2002 и 2003 годах. Для Турции их слегка модернизировали под собственную систему управления. Не самое страшное оружие, имеющееся в распоряжении турецких ВМС – но в Анкаре, видимо, считают, что для Ливии сойдет. Сами по себе турецкие фрегаты особого вреда ЛНА не наносят. Их «Томагавки» давно доказали свою неэффективность. С другой стороны, есть мнение, что турецкие фрегаты все-таки обладают достаточной ПВО, чтобы закрыть небо над Триполи. Следствием этого и стало то, что первый удар МиГи нанесли именно по морским целям. Со значительной долей вероятности можно утверждать, что по транспорту МиГ-29 попали. По крайней мере, черный дым был виден далеко. По утверждению людей Хафтара, этот транспорт перевозил оружие для войск ПНС. Одновременно, кстати, поступают сообщения, что два турецких военно-транспортных самолета доставили в Мисурату подкрепление из числа сирийских боевиков из Идлибской зоны. Однако фрегат, скорее всего, от ракеты увернулся и поставил дымовую завесу. На спутниковых снимках видно, что после отворота на 90 градусов и выхода из дымовой завесы на турецком корабле нет никаких видимых повреждений или пожара. В то же время нет оснований утверждать, что со стороны атаковавшего турецкий фрегат самолета это был «предупредительный выстрел». Фрегат находился в ливийских территориальных водах. Если в него не хотели попасть с целью потопить, то отогнать его на некоторое время удалось. Побочным эффектом атаки МиГов по морским целям стала небольшая паника среди нефтеналивных танкеров, скопившихся у Триполи и Мисураты. Часть из них снялась и ушла от греха подальше в открытое море, что серьезно ударило по планам Ливийской нефтяной компании (ЛНК), которую контролирует ПНС. Стратегически Хафтар стремится не столько бороться за каждый поселок в пустыне, а, во-первых, прекратить снабжения противника со стороны Турции, а во-вторых – серьезно увеличить риски для турок. Сейчас увернулся от ракеты, а завтра может и не увернуться. Турки не так критично относятся к потерям, как американцы или европейцы, но относительно недавние события в Идлибе показали, что потери крупного корабля с жертвами может быть довольно чувствительным ударом. Уже сейчас в Анкаре грозят страшными карами Хафтару, если «пострадает хотя бы один турецкий военнослужащий». Принадлежность МиГов так и не установлена. Конспирологические версии продолжают множиться. В Минске, например, некоторые оппозиционные источники убеждены, что самолеты белорусские, а летчики могут быть также из Минска, но допускается, что это, возможно, сербы. Никаких доказательств не приводится. Также бездоказательно утверждается, что в Минске уже так делали, то есть «сдавали самолеты в лизинг». В ОАЭ, например. Официальный Минск на такие публикации принципиально не реагирует. Нет интереса ввязываться в перепалки и Белграду. С другой стороны, эта версия выводит из-под внимания Россию.
Обычно бывает достаточно записей переговоров летчиков, но то ли они общаются жестами, то ли люди Сарраджа и турки просто не готовы вести мониторинг радиоэфира. Вообще история с самолетами вдруг выяснила, что ПНС не обладает никакими средствами слежения и до сих пор не может понять, откуда прилетела эта неполная эскадрилья. Ссылка на авиабазу Хмеймим (якобы МиГ-29 прилетели именно оттуда) оказалась высосана из сообщений, что некоторое время назад туда прилетели в рамках плановой ротации новые российские самолеты. Но у них есть бортовые номера и их вручную считают как минимум американцы и израильтяне. Просто так раствориться они не могут. Израиль вообще весь утыкан радарами двойного слежения, находящимися в постоянной готовности в рамках системы ПВО «Купол». Прозевать даже половину эскадрильи они не могли. Единственным логичным маршрутом перелета в таком контексте действительно остается «южный коридор»: из ОАЭ через Судан и Египет. Но и это тоже не точно. Так что вопрос о принадлежности МиГов будет еще долго всех интересовать. Пока что мы имеем дело с классическим случаем НЛО. Возможно, активность ВВС Хафтара будет нарастать по мере того, как таинственные МиГи получат техподдержку. Но в любом случае их одних недостаточно, чтобы снова развернуть ход боевых действий в пользу ЛНА. А вот серьезно попортить нервы туркам они могут. Вернуться назад |