«Альтиус» – это тяжелый российский беспилотник дальнего радиуса действия с максимальной боевой нагрузкой более тонны. Свой первый полет БЛА совершил в августе 2019 года. В феврале 2020 года официальный сайт Минобороны России сообщил о том, что окончательный вариант беспилотника получил название «Альтиус-РУ». Развертывание производства тяжелого разведывательно-ударного беспилотника планируется осуществить на мощностях Уральского завода гражданской авиации, который в настоящее время занимается опытно-конструкторскими работами по данной теме.
«Альтиус» научат думать
Скоро в арсенале ВКС России появится новый тяжелый разведывательно-ударный беспилотник «Альтиус», который получит элементы искусственного интеллекта (ИИ). БЛА сможет работать автономно без участия оператора, а также самостоятельно взаимодействовать с перспективным российским истребителем пятого поколения Су-57. Сообщается, что новый разведывательно-ударный беспилотник сможет без помощи человека-оператора самостоятельно прокладывать маршрут до цели или заданного района патрулирования в обход зон ПВО вероятного противника, а также обнаруживать и атаковать важные наземные цели: пусковые установки ракет, узлы связи, штабы. Аппарата с подобными возможностями в распоряжении ВКС России пока что нет. По словам экспертов, новый беспилотник станет по-настоящему универсальным оружием.
Как сообщает газета «Известия» со ссылкой на собственные источники в ВПК, в стране уже начались работы по созданию обновленной версии тяжелого разведывательно-ударного беспилотника «Альтиус-РУ». Новый беспилотник получит элементы системы ИИ, а дистанционно управлять аппаратом можно будет и с борта истребителя Су-57. Сообщается, что все необходимое оборудование, которое подарит БЛА свои «мозги», будет установлено на аппарате до конца 2020 года, после чего начнется период проведения технических испытаний новинки.
Предполагается, что элементы искусственного интеллекта подарят аппарату новые возможности, в том числе возможность атаковать наземные цели самостоятельно. Получив координаты цели, БЛА при помощи своего бортового компьютера сможет составить алгоритм поиска оптимального маршрута до цели атаки, а также рассчитает наиболее подходящую точку для сброса бомб. Всё это беспилотник сможет сделать без помощи оператора, при этом боевой дрон будет в режиме реального времени получать всю информацию из штаба о воздушной обстановке и расположении объектов ПВО противника и строить свой полет, обрабатывая поступающие сведения. Выполнив боевую задачу, тяжелый беспилотник сможет вернуться на базу в автоматическом режиме по наиболее безопасному маршруту или вернуться в зону патрулирования и продолжить решать разведывательные задачи.
Стоит отметить, что в настоящее время военные беспилотники на всех этапах полета стараются контролировать операторы, работающие с земли. Установленные на «Альтиус» элементы ИИ должны помочь снизить нагрузку на операторов беспилотных комплексов, что особенно важно при длительных полетах и долгом патрулировании. Для большого разведывательно-ударного аппарата это особенно актуально, так как такой БЛА в состоянии находиться в небе больше суток.
Использование беспилотника совместно с современным истребителем пятого поколения — также очень важная функция. В сентябре 2019 года Минобороны России впервые продемонстрировало пример такого взаимодействия с участием Су-57 и 20-тонного ударного беспилотника С-70 «Охотник», являющегося на данный момент времени самым крупным подобным аппаратом в нашей стране. Такой же возможностью взаимодействия с пилотируемым самолетом оснастят и беспилотник «Альтиус». Специалисты отмечают, что благодаря имеющимся в его распоряжении приборам летчик сможет находить цели и по защищенной линии связи передавать их координаты на борт БЛА. После получения информации от пилота беспилотник сможет приступить к выполнению боевой задачи в самостоятельном режиме без участия оператора.
Российские эксперты отмечают, что современные российские беспилотники, к которым относят «Форпост» и «Альтиус», по своим характеристикам уже сопоставимы с западными аналогами. К примеру, по своим характеристикам «Альтиус» может конкурировать на мировом рынке вооружений с американским БЛА MQ-9 Reaper («Жнец»). При этом использование беспилотников в армиях всех стран в будущем будет только возрастать. Беспилотники уже сейчас отлично проявляют себя в разведывательных миссиях, позволяя обнаруживать важные цели, которые могут самостоятельно же поразить. Разработка, строительство и широкое применение разведывательно-ударных беспилотников поможет в перспективе сохранять человеческие жизни, уберегая людей от ненужного риска.
Технические возможности беспилотника «Альтиус-РУ»
Современный российский беспилотный летательный аппарат «Альтиус-РУ» (разведывательно-ударный) представляет собой финальный вариант создаваемого с 2011 года беспилотника «Альтаир», на заключительном этапе работ он также был известен как «Альтиус-У» (ударный). По своей конструкции дрон «Альтиус-РУ» представляет собой тяжелый турбовинтовой беспилотный летательный аппарат большой дальности.
При этом сегодня по-прежнему известны не все технические данные беспилотника. К примеру, в феврале 2018 года официальный сайт Минобороны РФ сообщал о том, что тяжелый беспилотник «Альтиус» сможет нести до двух тонн боевой нагрузки. Но сегодня в прессе, в том числе на тематическом сайте Минобороны «Звезда», все чаще можно встретить другие данные о полезной нагрузке аппарата – до 1000 кг.
Новый российский беспилотный летательный аппарат «Альтиус» построен по классической аэродинамической схеме с высоко расположенным крылом большого размаха и V-образным хвостовым оперением. Известно, что «Альтиус» построен с широким использованием композиционных конструкционных материалов. Силовая установка аппарата представлена двумя турбовинтовыми двигателями, расположенными на консолях крыла, двигатели приводят в движение два тянущих винта. По всей видимости, речь идет о двигателях ВК-800С, разработанных в КБ имени Климова. Данный двигатель предназначен для установки на легких самолетах и вертолетах (версия ВК-800В) и выдает взлетную мощность 800 л.с. Примерный размах крыла беспилотника – до 30 метров, длина – около 12 метров, взлетная масса – более шести тонн.
В 2019 году завод УЗГА представил доработанную версию беспилотного аппарата, которая получила систему спутниковой связи. С использованием такой системы дальность полета БЛА «Альтиус» ограничивается лишь запасом топлива на борту. Как отмечают специалисты, появление такой системы позволяет разведывательно-ударному беспилотнику вести разведку и атаковать цели на удалении за сотни или тысячи километров от места своего базирования. Известно, что в небе «Альтиус» может находиться от 24 до 48 часов, а максимальная дальность его полета должна составить 10 000 километров. При этом вести разведку аппарат сможет с высоты 12 тысяч метров.
К особенностям аппарата также относят его оснащение инерциальной навигационной системой СП-2, которая должна снизить возможности обнаружения аппарата в воздухе, обеспечив БЛА дополнительную устойчивость к наводимым помехам и работе в условиях радиоэлектронного противодействия со стороны противника. Предполагается, что в качестве вооружения беспилотник сможет нести планирующие бомбы «Гром-2» общей массой 598 кг (масса боевого заряда 480 кг) и дальностью пуска 10-50 км или управляемые ракеты «Гром-1» стартовой массой 594 кг (масса боевого заряда 315 кг) с дальностью пуска до 120 км. Такое предположение выдвинули журналисты «Известий».
«Альтиус» создают уже девять лет
«Альтиус» относят к тяжелым беспилотникам, он входит в тройку больших ударных дронов, разрабатываемых в настоящее время в России. При этом «Альтиус» — аппарат очень сложной судьбы. Работа над ним началась еще в 2011 году, но спустя девять лет аппарат по-прежнему не запущен в серийное производство, а весь процесс его разработки сопровождался различными проблемами и громким скандалом, эхо которого гуляет по Казани до сих пор.
Первоначально (в 2011 году) заказ на разработку тяжелого беспилотного аппарата весом до пяти тонн был выдан специалистам АО «НПО Опытно-конструкторское бюро имени Симонова» в Казани. Работы велись совместно с компанией «Транзас» из Санкт-Петербурга. Первая публичная демонстрация модели будущего беспилотника состоялась в феврале 2013 года. На тот момент беспилотник назывался «Альтаир».
Далее проект постигли сразу два удара. Первый – это введенные против России в 2014 году санкции, которые оставили аппарат без немецких дизельных авиационных двигателей, которыми планировалось оснащать все беспилотники. Информация о начале летных испытаний экспериментальных образцов появилась только в 2016 году, а в 2017 году стало известно, что ОКБ имени Симонова испытывает нехватку денежных средств на доведение проекта и продолжение работ.
Далее последовал второй удар. В дело включился бессмертный российский сюжет. В апреле 2018 года суд арестовал генерального директора ОКБ им. Симонова Александра Гомзина, которого следствие заподозрило в хищении 900 миллионов рублей, выделенных на разработку тяжелого беспилотника. Эта история не закончилась до сих пор. При этом ОКБ им. Симонова находится под угрозой банкротства, а в конце 2019 года Арбитражный суд Москвы принял иск Минобороны России к бывшему разработчику беспилотника «Альтиус» – АО НПО «Опытно-конструкторское бюро (ОКБ) им. Симонова» на общую сумму 643,8 миллиона рублей.
На фоне разгорающегося скандала и начавшегося судебного разбирательства разработка нового беспилотника была перенесена из Казани в Екатеринбург. В декабре 2018 года во время визита в Казань Алексей Криворучко, являющийся заместителем министра обороны РФ, курирующим вопросы материально-технического обеспечения вооруженных сил, рассказал, что работы над тяжелым беспилотником были переданы новому подрядчику. Которым стал «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА), освоивший серийную сборку беспилотника «Форпост», а также его локализованной и модернизированной версии «Форпост-Р».
В декабре 2019 года Минобороны России заключило с АО «УЗГА» новый контракт на выполнение ОКР по беспилотному летательному аппарату «Альтиус-РУ». Это окончательный вариант БЛА, к которому военные и разработчики пришли по итогам всех испытаний уже выпущенных прототипов тяжелого беспилотника. Сообщается, что данная версия объединит в себе все требования военных и последние российские достижения в области создания беспилотной авиации. Данная версия должна стать основной для развертывания серийного производства и поставок в Вооруженные силы РФ. Планируется, что именно «Альтиус-РУ» поступит на вооружении не только ВКС, но и ВМФ России.