Славу нашему оружию в Африке приносят не только чужие пираты и ворье из «Укрспецэкспорта», но и наши военспецы. Не командированные Минобороны, а те, кто торгует своими боевыми навыками на собственный страх и риск. «Дикие гуси». Иными словами – наемники.
«Потому что мы – пилоты»
Василий раскладывает на столе несколько фотографий: группа людей у бассейна, в ресторане вместе с чернокожими чиновниками, та же группа в холле дорогого африканского отеля. «Вот этот сейчас – в Чаде. Этот – в Афганистане на американцев работает. Этот – готовится улететь в Конго. Этот – только что из Конго вернулся». На первый, второй и третий взгляд – средней руки бизнесмены. На самом деле на снимках – украинские наемники, пилоты, полулегально или нелегально работающие в горячих точках мира.
«Когда я в начале 90-х вернулся с прошлого места службы в Украину, мне заявили, что пилоты государству не нужны и предложили... подождать 5 лет», – вспоминает Василий. Но по-настоящему хорошо офицер умел только одно – пилотировать боевой вертолет. Перебиваясь случайными заработками, все лихие девяностые он ждал своего шанса.
Шанс пришел спустя почти десять лет. Позвонил бывший командир и предложил незаконное, но прибыльное дело. Первый полугодичный контракт Василия стоил $2,5 тыс. в месяц.
Стрелять — в крайнем случае
Служил он в одной из стран на побережье реки Конго: «Там не было постоянной войны в привычном понимании. Просто там всегда кто-то с кем-то собачился. То какие-то повстанцы на столицу попрут. То американцы начинают провоцировать людей на переворот. Весело». Эскадрилья Ми-24 под пилотированием украинских и белорусских наемников выполняла роль своеобразной психологической помощи для повздоривших с правительством племен и кланов.
«Мы пытались стрелять только в крайних случаях. По правде говоря, обычно было достаточно только показаться, чтобы умерить повстанческий пыл. В крайнем случае пускали очереди в сторону. Обычно этого хватало. Африканцы – это не чеченцы и не афганцы. Пороху у них немного. А нам что? Нам главное – побольше часов намотать и деньги получить».
На поражение били крайне редко не только из-за врожденного благородства. Исполнять приказы начальства надо было весьма избирательно. «Был один страшный случай с человеком, который слепо выполнял приказы начальства. Это был россиянин, летал на «граче» (истребитель Су-25. – «24»). Ему приказали полететь в один город и сбросить 500-килограммовую бомбу на самое высокое здание. К сожалению, самым высоким зданием там оказалась церковь. В ней как раз проходила служба». После этого случая пилот ушел в запой и уехал из Африки.
Бельгийское наследство
Никаких тайных лагерей у пилотов, конечно же, не было. Жили в городе, в арендованном здании или в отеле. «Все про нас знали. С ооновцами постоянно пересекались на улицах». В качестве обслуживающего персонала за группой пилотов были закреплены несколько переводчиков, которые одновременно выполняли функции поваров. Достаточно часто пилотам приходилось дежурить на виллах в джунглях – охранять подступы к столице.
«Это были заброшенные бельгийские военные базы. Нас всегда удивляло, насколько они были хорошо построены. Представляете, за сорок лет сквозь асфальт взлетно-посадочной полосы ни травинки не пробилось», – рассказывает Василий. Обычно именно пребывание на этих виллах было сопряжено с самым большим риском. Группа Василия один раз попала под обстрел. «Не верьте, когда люди говорят, что им в такие минуты не страшно. Началась какая-то заваруха между очередной группой повстанцев и правительственными войсками прямо рядом с виллой. Пули свистят. Оружия у нас нет – не выдавали. Да и мы особо брать его не хотели. Даже застрелиться нечем, если что. Похватали вилки и ножи столовые и стали ждать. Слава богу, тогда «наши» вверх взяли».
Своих не бить
«В принципе, во время боев люди у нас не гибли», – рассказывает Василий. Хотя иногда некоторых пилотов спасало только чудо: «Представляете, во время полета один мой товарищ нагнулся переключить тумблер, а когда разогнулся, в стекле кабины, прямо на уровне его виска зияло пулевое отверстие». Кроме того, иностранных специалистов пытались не трогать и стороны конфликта, осознавая, чем чреват гнев целой эскадрильи истребителей или вертолетов. «Самое смешное получалось, когда в воздушной атаке противоборствующих лагерей встречались два истребителя с нашими пилотами. Они переходили на скрытую частоту и имитировали бой, выпускали боекомплект и возвращались за боевыми деньгами. С земли это выглядело очень живописно».
По словам Василия, за десять лет нашелся только один русский экипаж, который скинул боевые бомбы на «вражий», а по сути – тот же русский, аэродром. Потом их самолет сгорел, а самим пилотам пришлось спешно убираться из Африки с многочисленными переломами. По-настоящему опасными для иностранных специалистов являются только перевороты – тогда повстанцы убивают всех, кто работал на правительство.
«Для нас в Африке опасны не столько пули, сколько водка. В этом климате злоупотребление чревато многими проблемами. Кроме того, случаются и банальные несчастные случаи. Техника старая. Но от них никто не застрахован и здесь. Во времена Союза мы в год теряли от 30 до 60 пилотов на ровном месте».
«Брошу это все и вернусь в Африку, – говорит в конце разговора Василий. – А знаешь почему? Дело не в деньгах. Я их и здесь столько же зарабатываю. Просто в Украине я – никто, а там – «господин полковник».
Белый и черный найм
По сведениям наемников, в Украине насчитывается около 50 – 60 военных специалистов, пилотов и операторов систем ПВО, регулярно работающих на иностранные государства. Служат они по так называемым белым или черным контрактам. Белый контракт предполагает официаль-ное трудоустройство на транспортные вертолеты или самолеты. Самым популярным для украинцев белым регионом является Афганистан: американские войска нанимают наших пилотов для работы на транспортных вертолетах.
Черные контракты, предполагающие участия в боевых действиях, абсолютно незаконны. Черный найм полностью основан на личных контактах отставных советских офицеров с вооруженными силами африканских стран. По данным наемников, украинских солдат удачи на Кавказе нет: Африка безопаснее и прибыльней
Схема найма
Представитель нанимателя выходит на контакт с доверенным лицом в Украине, обычно в этой роли выступают отставные офицеры, в советское время работавшим в иностранных государствах в качестве инструкторов или советников. Украинский посредник подбирает возможных участников партии – знакомых, проверенных специалистов. Наиболее востребованы пилоты и операторы систем ПВО.
Окончательная вербовка, подписание контракта и получение задатка наемникам производится в соседнем государстве, чаще - в Польше или России. Это делается для того, чтобы избежать возможных проблем с органами: для уголовного преследования нанимателя необходимо, чтобы вербовка украинских граждан проходила на территории Украины. Пилоты возвращаются в Украину. Делятся частью задатка с посредником и ждут нового вызова.
Чем это грозит Статья 447 Уголовного кодекса Украины: вербовка, финансирование, материальное обеспечение, обучение наемников с целью использования в вооруженных конфликтах в других государствах карается лишением свободы от 3 до 8 лет. За участие украинцев в вооруженных конфликтах в других государствах с целью получения материальной выгоды – лишение сво боды на срок от 5 до 10 лет
Вернуться назад
|