ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Будущее самолётов Судного дня
Будущее самолётов Судного дня13-12-2019, 18:21. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Конец света, но не конец войныЕсть такие стратегические комплексы, проверять которые на практике совсем не хочется. Конечно, воздушных командных пунктов это касается не так сильно, как межконтинентальных баллистических ракет или баллистических ракет подводных лодок. Но всё же… Напомним, что «самолёты Судного дня» должны исполнять роль пристанищ для военно-политического руководства в случае ядерной войны. С их борта можно руководить как отдельными подразделениями, так и целыми видами вооруженных сил. Как же сложилась судьба старых машин? Несмотря на формальное и фактическое окончание холодной войны, самолеты «конца света» списывать никто не торопится. Одна из причин этого — остаточные явления противостояния США и СССР. А также набирающее обороты противостояние Соединенных Штатов и Китая: не столько идейное, сколько экономическое. Один из плодов этого противостояния — постоянное наращивание потенциала ВВС США. Напомним, сейчас Штаты уже модернизировали почти все свои истребители четвертого поколения и даже частично перешли на новое поколение — пятое. На подходе новые самолеты-заправщики и даже совершенно новый «стратег». Осталась модернизация старого парка воздушных командных пунктов Boeing E-4. Напомним, что всего произвели четырех таких самолета: один E-4B и три E-4A, которые позже модернизировали до версии «B». Внешне более новая версия отличалась наличием большого обтекателя, закрывавшего антенны спутниковой связи сверху фюзеляжа над верхней палубой. Какой самолет будет у СШАE-4B «Nightwatch» совершил первый полет 13 июня 1973 года, а эксплуатировать его начали в 1974 году. Речь идет о специальной версии пассажирского Boeing 747, имеющей три палубы. Экипаж может достигать 114 человек. В 2006 году экс-министр обороны США Дональд Рамсфилд заявил, что все E-4B выведут из эксплуатации, начиная с 2009 года. Однако, этому не суждено было сбыться. Уже в 2015 году главный финансист Минобороны США Майк МакКорд подал в Конгресс заявку, согласно которой и воздушные командные пункты, и президентские авиалайнеры VC-25 «Air Force One» (всего их произвели два) получат модифицированное коммуникационное оборудование и будут и дальше нести свою службу. В прошлом году Минобороны США объявило конкурс на модернизацию воздушных командных пунктов Boeing E-4B. Подрядчик должен будет обновить радиоэлектронное оборудование, установить новое программное обеспечение и новые системы защиты от зенитных ракет. «Данная работа охватывает: поддержку/модернизацию программного/аппаратного обеспечения систем национальной связи и связи с ядерными силами (N2CS), средства обеспечения полёта, комплектацию службы технической поддержки, поддержку и модернизацию систем N2CS, проектирование систем и модификаций N2CS», — сообщается в американском документе. Однако новые угрозы (прежде всего Россия и Китай) толкают Америку к все более решительным мерам. Фактически американцы уже дали старт новой программе, призванной найти замену для Boeing E-4B. В ноябре стало известно, что Военно-воздушные силы США начали поиск нового авиационного центра управления, контроля и связи, который заменит E-4B: сейчас военное ведомство запрашивает информацию у американских производителей. Уже в феврале пройдет мероприятие, где они будут проинформированы о деталях отбора претендентов в рамках новой программы. Единственное что известно сейчас — это то, что замену для E-4B и для Boeing E-6 Mercury (самолет управления и связи ВМС США, разработанный на основе авиалайнера Boeing 707, созданного еще в 50-е годы) хотят сделать на единой основе. Это позволит унифицировать многие системы и подсистемы и повысит экономичность комплексов. Известно также то, что ВВС запросили 16 миллионов долларов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в 2020 году. Начиная с 2021-го, финансирование хотят увеличить до 100 миллионов долларов в год. Общую стоимость программы сейчас, вероятно, не возьмется подсчитать никто. Само собой, что это потребует огромных вложений. Впрочем, у Пентагона деньги есть. А как насчет вероятных противников Соединенных Штатов? Какой самолет будет у РоссииКроме Соединенных Штатов, самолет Судного дня есть только у РФ. За все время построили четыре летающих командных пункта Ил-80 и два Ил-76СК, близкие по составу оборудования и задачам, которые они могут решать. Ил-80 базируется на основе пассажирского Ил-86, а Ил-76СК, как можно догадаться, на основе военно-транспортного самолета Ил-76. Весной 2019 года стало известно, что Россия модернизирует самолеты Судного дня Ил-80 и Ил-82. Тогда, напомним, стало известно, что российские специалисты завершили опытно-конструкторскую работу по модернизации летательных аппаратов. Ранее в качестве головного предприятия выбрали научно-производственное объединение «Полет», имеющее большой опыт в этом направлении. Напомним, речь идет об одном из самых больших машиностроительных предприятий современной РФ. Оно специализируется на авиационной и ракетно-космической технике. Модернизация будет затрагивать только внутренние компоненты самолетов: модифицированные машины станут вторым поколением воздушных командных пунктов. Третье поколение будет базироваться уже на новой платформе — ею должен стать модифицированный авиалайнер Ил-96-400. В 2016 году стало известно о завершении эскизно-технического проекта. Как тогда заявили в Объединенной приборостроительной корпорации, разработчики ожидают, какое решение примут чиновники Минобороны. В случае положительного решения авиастроители пообещали машину, которая будет полностью отвечать всем необходимым требованиям. Однако есть и более «оригинальные» идеи. Так, например, воздушный командный пункт могут создать на базе многоцелевого вертолета Ми-38. По словам замминистра обороны Алексея Криворучко, ведущую роль в этом направлении может сыграть научно-производственное предприятие «Полет»: соответствующие работы могут начать уже в 2019-м. Напомним, кстати, что совсем недавно Министерство обороны России получило первый вертолет Ми-38Т, а до конца года должен быть передан и второй. В целом, Россия, хотя и с большим «скрипом», все же доводит уже не самый передовой вертолет до рабочего состояния. За неимением других новый машин такого класса, возможно, не самый худший вариант. Что же касается воздушного командного пункта, то вертолет, конечно, не сможет заменить крылатую машину ни по дальности, ни по другим возможностям. Но гипотетически он сможет дополнить второе поколение ВКП на базе Ил-80 и Ил-76СК и третье поколение на основе Ил-96.
Вернуться назад |