О том, что работы по интеграции Су-57 и «Охотника» ведутся, стало известно весной нынешнего года. На киле одного из «пятьдесят седьмых» появилась небольшая картинка. Она изображала силуэты истребителя и дрона, соединенные молнией. Правда, тогда не совсем понятно было, на какой стадии находятся работы, а также их приоритет в общей программе создания новейшего беспилотника.
«Охотник» – одна из самых загадочных перспективных машин в арсенале Воздушно-космических сил России. В информационном пространстве этот ударный дрон появился достаточно внезапно. Весной нынешнего года были представлены фотографии уже готового БЛА, выполнявшего пробежки на аэродроме Новосибирского авиазавода. А уже летом машина начала выполнять первые полеты.
Ожидается, что к 2022 году в ВКС будут сформированы два отряда новейших беспилотников, которые войдут в состав Западного и Южного военных округов. «Охотник» станет универсальной машиной. Помимо ведения разведки, новейший БЛА сможет поржать цели широкой номенклатурой авиационных средств поражения, начиная от корректируемых авиабомб и заканчивая крылатыми ракетами. Фактически в настоящее время «Охотник» – это один из самых амбициозных проектов боевого БЛА не только в России, но и во всем мире.
Его конкурентом можно назвать только загадочный американский RQ-180. Однако проект корпорации Northrop Grumman настолько засекречен, что пока даже не представлено схематического изображения БЛА, не говоря уже о видео полетов. Хотя в американских средствах информации этому проекту приписывают уникальные возможности.
Охотниками становятся
“ В ходе воздушного боя часть важных объектов противника может быть поражена и самим «Охотником», для чего он оснащается управляемыми ракетами и бомбами ”
Работы по созданию тяжелого многофункционального беспилотного летательного аппарата начались в России еще в середине 2000-х годов. Наиболее перспективными на тот момент выглядели два проекта. ОКБ Микояна и Гуревича предложило «Скат», макет которого впервые был показан в 2007-м на авиасалоне «МАКС». Второй проект формально исходил от ОКБ Яковлева, хотя фактически его вела корпорация «Иркут» (Яковлевское КБ входило в ее состав). Официальное название БЛА – «Прорыв», но в некоторых источниках он именовался как Як-133, но насколько достоверен этот индекс, пока неизвестно.
Изначально «Прорыв» выглядел более перспективным, чем «Скат». ОКБ Яковлева предлагало не только универсальную разведывательно-ударную машину, но и целую линейку беспилотников на ее базе. По словам нескольких собеседников «Военно-промышленного курьера», в 2008 году Минобороны остановило работы по тяжелым разведывательно-ударным беспилотным летательным аппаратам. Точную причину такого решения источники «ВПК» назвать не смогли. Вероятно, военных пугала сложность реализации проектов. Но в 2013 году по требованию военного ведомства работы по машинам возобновились, причем Минобороны сформулировало обновленные тактико-технические требования для нового беспилотника.
В 2016 году «Прорыв» совершил свой первый полет. Для того чтобы поднять в воздух новый БЛА, к работам были подключены специалисты Роскосмоса, задачей которых стало комплексирование новой машины, так как «Прорыв» отличался сложной аэродинамической формой.
Но в этом же году после обсуждения между авиастроителями и Минобороны было принято решение свернуть отдельные работы по тяжелым БЛА и объединить их в один совместный проект, возглавлять его поручалось ОКБ Сухого. Такое решение позволяло объединить наработки, полученные в рамках «Прорыва» и «Ската», а также программы ПАК ФА. С этого момента и началась история БЛА «Охотник».
Что может «призрак»
Для чего российским Воздушно-космическим силам нужен БЛА «Охотник»? Эта машина призвана решать те же задачи, что и ее американский конкурент RQ-180. Речь идет о ведении разведки и поражении особо важных целей, прикрытых эшелонированной системой противовоздушной обороны. Также новейший БЛА должен уверенно выполнять задачи даже там, где в воздухе действуют самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и радиотехнической разведки.
Действовать «Охотник» будет против высокотехнологичного противника, то есть против стран НАТО. Отсюда и выбор мест дислокации двух отрядов новейших беспилотников. Западный военный округ противостоит группировке Североатлантического союза в Прибалтике и Польше. ЮВО контролирует Черное море – там, где активность проявляет южный фланг НАТО, группировки войск в Болгарии и Румынии. Также нельзя забывать, что на этом направлении развернуты и позиции американской системы противоракетной обороны.
Можно предположить, что помимо обычных оптико-электронных систем на борту «Охотника» будут размещены сложные комплексы радиотехнической разведки. Эту версию подтверждает и видео полетов «Охотника». На фюзеляже БЛА можно рассмотреть характерные выступы, в которых скорее всего и станут прятаться антенны станций радиотехнической разведки.
Минобороны России в своем официальном заявлении указало, что на борту «Охотника» размещена радиолокационная станция. Скорее всего, РЛС можно будет использовать как для обзора наземных целей, так и для поиска воздушных объектов.
Для борьбы с различными террористическими организациями «Охотник» также можно будет теоретически задействовать. Но с экономической точки зрения такое решение окажется вряд ли целесообразным, поскольку «Охотник» – беспилотник весьма дорогой. Судя по всему, его стоимость в полной комплектации будет ненамного меньше, чем у истребителя пятого поколения Су-57.
Кто водитель?
Для чего «Охотнику» нужны системы взаимодействия и обмена информации с самолетом-лидером Су-57? Ответ на этот вопрос достаточно прост. Новейший БЛА нужен для взлома авиационной группировки противника. Рассмотрим, как это будет выглядеть на практике.
Эскадрилья Су-57 действует против авиации НАТО. Помимо самолетов ДРЛО, боевую работу самолетов Североатлантического союза обеспечивают наземные радиолокационные станции и зенитные ракетные системы. Вперед выдвигается «Охотник», который незаметно входит в воздушное пространство и начинает собирать информацию. Его средства радиотехнической разведки позволяют обнаружить не только активные радиолокационные станции, но системы связи штабов и пунктов управления.
Данные в режиме реального времени передаются истребителям, что позволяет еще до начала атаки распределить цели между ними и спланировать последовательность ударов. Также в ходе воздушного боя часть важных объектов противника может быть поражена и самим «Охотником», для чего он оснащается управляемыми ракетами и бомбами.
Технически для работы с «Охотником» на Су-57 требуется установить мощную систему управления с высокой степенью криптозащиты, и скорее всего не все «пятьдесят седьмые» получат такие устройства.
Между тем интеграция столь сложных машин требует высокой степени автоматизации, а также внедрения элементов искусственного интеллекта. В полете пилот истребителя должен указать БЛА маршрут и время его прохождения и расставить приоритеты для мест поиска. В случае необходимости он может вмешаться в программу, изменив параметры. Также пилот скорее всего сможет самостоятельно назначать БЛА цели для поражения.
Но дальше «Охотник» все должен делать сам, в том числе выбирать оптимальный вариант захода на цели или сообщать об опасности обнаружения радиолокационными средствами. В БЛА скорее всего будет заложен типовой набор манеров, которые он станет выполнять либо самостоятельно, либо по команде с истребителя-лидера. Но система управления БЛА должна автономно оценивать обстановку и параметры полета, частично заменяя пилота.
Еще несколько лет назад иностранные специалисты и журналисты отмечали успехи России в области создания БЛА, но при этом констатировали факт, что для создания таких сложных беспилотных систем, как RQ-4 и RQ-170, Москве очень далеко. Поэтому появление «Охотника» и стало для наших недругов неприятным сюрпризом.
Фактически наши ВКС получат уникальный боевой комплекс, которому по возможностям пока нет равных в мире машин.