Ту-160

Российские ВВС, входящие сегодня в состав Воздушно‑космических сил РФ, отпраздновали 12 августа 107‑ю годовщину со дня своего образования, были отмечены и еще две юбилейные даты. 29 июля исполнилось 80 лет одному из ведущих авиационных конструкторских бюро России – ОКБ им. П.О. Сухого, которое получило множество поздравлений с этой годовщиной. А 2 августа Жуковская летно‑испытательная и доводочная база (ЖЛИ и ДБ) «Туполев» отметила свой 70-летний юбилей.

На площадках этих организаций, каждая из которых вносит огромный вклад в развитие обороноспособности России и в укрепление ее воздушного щита и меча, в начале текущего месяца было сказано о некоторых направлениях развития военной авиации.

Будущее истребительной авиации ВКС

1 августа на базе ПАО «Сухой» была проведена научно‑практическая конференция, на которой обсуждались перспективные направления развития оперативно‑тактической авиации (ОТА) ВКС России. Участники форума обсудили целый ряд вопросов, включая боевое применение различных группировок такой авиации, расширение боевых возможностей существующих авиационных комплексов (АК), предложения по использованию научно‑технического задела по наращиванию боевых возможностей таких комплексов в будущем, основные направления совершенствования существующих и создания перспективных авиационных средств поражения.

Замминистра обороны Алексей Криворучко, обращаясь к участникам конференции, отметил, что в МО началась работа по формированию новой государственной программы вооружений. «Созданный научно‑технический задел и технологии, позволяющие нам сегодня создавать самолеты 5‑го поколения, будут положены в основу новой ГПВ в части авиационной техники», – заявил Криворучко.

Говоря о надежности поступающих на вооружение современных АК, он отметил, что конфликт в Сирии позволил оценить возможности современной авиации. «Авиационные средства хорошо себя показали. Промышленность осуществляла качественный и своевременный ремонт, восстановление техники, поддержание исправности на высоком уровне. В режиме реального времени получали обратную информацию, что позволило оперативно проводить качественную модернизацию», – подчеркнул замминистра.

«Сегодня мы с вами закладываем фундамент для выхода в ближайшем программном периоде на качественно новый уровень развития авиационной техники как в области конструкционных материалов, двигателей, авиационных средств поражения, так и в области передовых систем взаимодействия, управления и информационного обмена», – заявил замглавы оборонного ведомства.

Завершая встречу, он поблагодарил участников совещания за конструктивную дискуссию и поздравил руководство и сотрудников ОКБ «Сухого» с их праздником.

Каких‑то подробных сообщений о совещании и содержании выступлений его участников по понятным причинам найти не удалось. Однако совершенно очевидно, что на этом форуме говорилось и о истребителе 5-го поколения Су‑57. 17 июля в интервью информационному агентству Интерфакс вице‑премьер Юрий Борисов заявил, что РФ приступает к серийному производству этих истребителей, поставки которых в войска начнутся уже в этом году. «Первые серийные поставки истребителей в этом году будут идти с двигателем первого этапа. С последующей заменой на двигатель второго этапа», – сказал зампред правительства России и добавил, что работы по двигателю второго этапа для Су‑57 идут в срок. «Понятно, что Вооруженным силам нужен Су‑57 с одним типом двигателей. В настоящее время двигатель второго этапа проходит заводские испытания, и в дальнейшем будет установлен на самолет для проведения государственных испытаний», – сообщил Борисов. Отвечая на вопрос о внутрифюзеляжном вооружении на истребителе, вице‑премьер сказал, что «с внутрифюзеляжным вооружением у Су‑57 все в порядке». А министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров на форуме «Армия‑2019», проходившем в конце июня, сообщил агентству, что Министерство обороны РФ в рамках подписанных контрактов получит 76 таких истребителей.

Су‑57 (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, ПАК ФА, Т‑50) – российский многоцелевой истребитель 5-го поколения, разрабатываемый ОКБ Сухого, предназначен для уничтожения всех видов воздушных целей в дальних и ближних боях, поражения наземных, надводных целей противника с преодолением систем ПВО противника, осуществления мониторинга воздушного пространства на больших удалениях от места базирования, разрушения системы управления действиями авиации противника.

Новые истребители установочной партии будут выпускаться уже в серийном варианте, но с двигателями предыдущего поколения. Двигатель второго этапа, производства Объединенной двигателестроительной корпорации, который обеспечит Су‑57 сверхзвуковую крейсерскую скорость, поступил на летные испытания в декабре 2017 года. По существующим планам программа его испытаний завершится через пять лет, а с 2023 года начнутся серийные поставки этих истребителей уже с новыми двигателями.

В сентябре прошлого года гендиректор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) Борис Обносов сообщил Интерфаксу, что Су‑57 получит на вооружение сверхдальнюю гиперзвуковую ракету Р‑37М. Кроме того, по некоторым данным, вооружение, размещенное во внутренних отсеках истребителя, что является одним из основных требований к этой машине, уже прошло соответствующие испытания.

Новый стратегический ракетоносец «Тень»

Как сообщила 2 августа пресс‑служба ЖЛИ и ДБ, на предприятии пройдут испытания перспективного авиационного комплекса Дальней авиации (ПАК ДА), разрабатываемого для ВКС РФ. Выступая на торжественном собрании ветеранов и сотрудников Жуковской базы, генеральный директор ПАО «Туполев» Александр Конюхов сказал: «Впереди большие планы по испытаниям и доводкам на ЖЛИ и ДБ глубоко модернизированных самолетов Ту‑22М3М, Ту‑160 и Ту‑95МС, большая работа по испытаниям перспективного комплекса Дальней авиации».

Начало поставок дальнего бомбардировщика на вооружение запланировано на 2025–2030 годы после проведения испытаний. В январе Конюхов сообщал, что сроки создания ПАК ДА будут сопоставимы со сроками создания сверхзвукового пассажирского лайнера Ту‑144 и составят около пяти‑семи лет.

В то же время вице‑премьер РФ Юрий Борисов, занимавший тогда должность заместителя министра обороны РФ, сообщал, что новый стратегический бомбардировщик может подняться в воздух в 2025–2026 годах и пойти в серию в 2028 году или 2029 году.

Контракт на проведение НИОКР по созданию ПАК ДА сроком на три года был подписан МО и компанией «Туполев» в августе 2009 года. По заявлениям генерального конструктора компании «Туполев» Игоря Шевчука, «научно‑исследовательские работы надо рассматривать как создание некоего научно‑технического задела по данной тематике. Это не только и не столько военная тематика, сколько проработка вопросов аэродинамики, прочности, новых материалов и технологий». В августе 2012 года было объявлено, что аванпроект ПАК ДА уже завершен и утвержден и начинается этап опытно‑конструкторских работ. Окончательно проект бомбардировщика был утвержден в марте 2013 года.

При рассмотрении аванпроекта среди концепций, разработанных коллективами ЦАГИ и КБ Туполева, предпочтение было отдано последнему. Самолет выполнен по схеме «летающее крыло». Значительный размах крыльев и особенности конструкции не позволят ему преодолеть скорость звука.

В апреле 2014 года стало известно, что КБ Туполева завершило этап предэскизного проектирования. В июне 2014 года появились сведения о предполагаемом разработчике двигательной установки нового ракетоносца. Новый двигатель должен быть создан самарской двигателестроительной фирмой «Кузнецов», которая выиграла конкурс на соответствующую работу. Двигатель будет создан с использованием технологий газогенератора двигателя НК‑32.

14 февраля 2019 года разработчики и заказчики утвердили окончательный эскизный проект ПАК ДА. Согласованы все характеристики самолета. Как сообщили прессе источники в российском ОПК, «подписаны все контрактные документы, необходимые для производства опытных образцов».

Бомбардировщик получил наименование «Тень». В его конструкции в максимальном масштабе будут использованы технологии «стелс», обеспечивающие самолету малую радиолокационную заметность. Разработкой уникального противорадиолокационного покрытия занимается сразу несколько научных центров. Изготовление опытных образцов и развертывание серийного производства предполагается осуществлять на казанском авиазаводе «КАПО им. Горбунова», который является производственным филиалом ОАО «Туполев».

Авиационная техника ВКС 20 лет спустя

Прогноз развития военной авиации на ближайшие два десятилетия 2 февраля сделал в интервью журналу «Горизонты» Владимир Михайлов, Герой России, генерал армии в отставке, в 2002–2007 годах занимавший пост главкома ВВС.

– Пройдя через тяжелые для отечественной авиации 1990‑е годы, активную работу в первое десятилетие XXI века, в ГПВ‑2020 (Государственной программе вооружения на период 2011–2020 годов. – «НВО») были подписаны контракты на поставку до 2020 года предприятиями ОАК более 500 новых самолетов, в том числе почти 400 боевых и учебно‑боевых. С 2011 по 2015 год была продемонстрирована устойчивая динамика роста поставок новых боевых и учебно‑боевых самолетов предприятиями ОАК: в 2011 году было поставлено 19 самолетов, в 2012‑м – 35, в 2013‑м – 66, в 2014‑м – 88 и в 2015-м – около сотни. Таким образом, с началом реализации ГПВ‑2020 с 2011 года ОАК ежегодно демонстрировала практически двойное увеличение поставок новых самолетов. Успешно выполнен ряд экспортных контрактов по поставке боевых и учебно‑боевых самолетов. В настоящее время темп производства сохраняется на уровне, близком к оптимальному, и определяется потребностями внутреннего и внешнего рынков. Среднесрочные перспективы военной авиации, несомненно, связаны с программой закупки, поддержки эксплуатации и модернизации истребителя 5-го поколения Су‑57. Кроме того, предстоит завершить разработку и начать серийное производство ПАК ДА (перспективного авиационного комплекса Дальней авиации), а также военно‑транспортных самолетов легкого класса Ил‑112В, среднего ВТС (военно‑транспортного самолета) и в перспективе – ВТС тяжелого класса, комплексов специального назначения на их базе. Запланировано проведение комплексных исследований по созданию научно‑технического задела в интересах разработки образцов авиационной техники и вооружений нового поколения, прежде всего истребителя 6-го поколения, как и беспилотных авиационных комплексов различного назначения. Наша авиационная промышленность в советские времена была способна разрабатывать и производить весь спектр военной и гражданской авиатехники и соответствовала статусу великой авиационной державы. В будущем, я надеюсь, мы сохраним лидирующие позиции России в мире.

– Как вы видите развитие фронтовой авиации на ближайшие десятилетия?

– Среди самолетов фронтовой авиации останутся востребованными малозаметность, многофункциональность и сверхманевренность. Это делается не ради показательного пилотажа, не ради выставок и шоу, а прежде всего для создания тактически выгодного положения для применения своего вооружения и выполнения маневра уклонения от выпущенной по самолету ракеты. Сверхманевренность дает истребителю дополнительное преимущество при ведении обычного воздушного боя. Например, Александр Харчевский из Липецкого учебного центра летал со своими подчиненными в США и Южную Африку, где они проводили учебные бои с современными зарубежными истребителями и ни одного боя не проиграли: 62 боя на Су‑27 и 36 – на МиГ‑29. Этих побед они добились в основном за счет высокой маневренности наших машин. Будущее фронтовой авиации за истребителем 6-го поколения, концептуальный облик которого прорабатывается уже сейчас.

– Одно время бытовало мнение, что фронтовой самолет следующего, 6-го, поколения будет беспилотным. Если учесть, что работы по этому поколению, безусловно, будут вестись в следующие два десятилетия, то, как вы считаете, возьмут ли за этот период беспилотники на себя большую часть задач военной авиации?

– Беспилотная военная авиация будет активно развиваться за следующие 20–30 лет. Я положительно отношусь к этой теме. В свое время мы были лидерами по беспилотникам, сейчас в России идет возрождение этой компетенции. Боевые беспилотники, несомненно, будут способствовать росту боевой мощи ВВ, однако пока они все еще далеки от действительно эффективных ударных пилотируемых систем. Из‑за свойственных им недостатков их роль как сейчас, так и в ближайшие 15–20 лет будет заключаться главным образом в обеспечении действий боевой пилотируемой авиации, а также в нанесении ударов по объектам противника в относительно несложной обстановке. Но беспилотная авиация не может пока заменить все виды обычных самолетов, да это попросту и не требуется. Сделать беспилотный фронтовой истребитель можно хоть сегодня, но его стоимость будет несравненно большей, чем стоимость обычного самолета, например Су‑57. Даже США, обладающие огромным военным бюджетом, не рассматривают в ближайшем будущем возможность массового производства беспилотных фронтовых истребителей.

– Каковы среднесрочные перспективы у «стратегов»?

– Стратегическая авиация претерпит существенные изменения. Старые самолеты этого класса, летный ресурс которых пока далек от завершения, еще долго будут оставаться в строю. Сам по себе их планер великолепный: он отвечает всем современным требованиям, будет отвечать им и через 15–20 лет. Этим самолетам потребуется только модернизация. В их прекрасных фюзеляжах потребуется заменить старое электронное оборудование на новое, технологический уровень которого сегодня значительно вырос. Эти системы позволят заблаговременно обнаруживать все потенциальные угрозы, а также обеспечат возможность применения новых видов вооружений. Пока это наиболее дешевый, экономичный путь для достижения новых высот в этом роде авиации. Системы вооружений для стратегической авиации также выходят на новый технологический уровень и будут развиваться в ближайшее время быстрыми темпами, в том числе за счет образцов, построенных на новых физических принципах. В России восстановлено производство сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков семейства Ту‑160, но крейсерский полет на сверхзвуке для машин такого класса не играет сегодня принципиального значения. Раньше считалось, что машина такого класса должна быстро долететь до территории противника для нанесения сокрушительного удара, но современные крылатые ракеты, обладающие дальностью полета более 1 тыс. км, не требуют этого и могут быть запущены вне досягаемости систем ПВО (противовоздушной обороны) противника. Продемонстрированы уже образцы гиперзвукового оружия, поэтому скорость самолета‑носителя теперь не принципиальна. Так что российский перспективный авиационный комплекс Дальней авиации разрабатывается сегодня дозвуковым, благодаря чему он будет значительно дешевле в разработке и производстве, экономичнее в эксплуатации. Та же ситуация будет, я считаю, в ближайшее время и в гражданской авиации: сверхзвуковые пассажирские лайнеры не будут настолько же востребованными и эффективными, как существующие на сегодня дозвуковые.

– Какие другие ключевые направления, с вашей точки зрения, будут развиваться в российском военном авиапроме?

– Сегодня нам нужно предпринять очень большие усилия по производству малой и учебной авиации. Стоит обратить серьезное внимание на военно‑транспортную авиацию. Раньше в этой области у нас доминировала фирма «Антонов»: мы летали на Ан‑12, Ан‑26, Ан‑124, но сейчас эта кооперация рассыпалась. России предстоит самостоятельно закрыть ниши легкого и среднего военно‑транспортных самолетов. Необходимо проведение эффективных мероприятий по устранению отставания в сфере беспилотных авиационных комплексов, особенно боевых. Для этого необходимы новые инновационные подходы в сфере информационных цифровых технологий, искусственного интеллекта, расширение возможностей интеграции и взаимодействия в рамках единой информационно‑командной системы сил и средств пилотируемой и беспилотной авиации. Считаю, что к 2035 году это должно быть сделано.