ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > «Белый лебедь» улетел на Север: Ту-160 отправились к границам США

«Белый лебедь» улетел на Север: Ту-160 отправились к границам США


15-08-2019, 14:26. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

«Белый лебедь» улетел на Север: Ту-160 отправились к границам США

Российские стратегические бомбардировщики перебазировали на Чукотку, откуда до Америки — рукой подать

На фото: стратегический бомбардировщик Ту-160
На фото: стратегический бомбардировщик Ту-160 (Фото: Марина Лысцева/ТАСС)

На самом деле аэродром Анадырь на Чукотке местом постоянного базирования «стратегов» Дальней авиации ВКС не станет, скорее это аэродром «подскока», с которого в случае необходимости можно в кратчайшие сроки долететь до США. Там расстояние до ближайшей точки границы всего-то 600 километров, что для сверхзвукового бомбардировщика Ту-160 — плевое дело, а с учетом его вооружения, так и лететь никуда не надо, достаточно просто подняться в воздух для нанесения ударов.

Сейчас Минобороны в рамках планового летно-тактического учения перебросили на Чукотку десять самолетов, среди которых стратегические бомбардировщики Ту-160 «Белый лебедь», Ту-95МС и самолеты-заправщики Ил-78. Сообщается, что самолеты без дозаправки в воздухе преодолели более шести тысяч километров. Как сообщил командующий Дальней авиацией ВКС России генерал-лейтенант Сергей Кобылаш: «В ходе учений будут отработаны задачи перебазирования на оперативные аэродромы, а также полеты с выполнением дозаправки в воздухе». То есть произойдет лишь обкатка аэродрома Анадырь военной авиацией, но надо полагать, что стратегические бомбардировщики будут появляться здесь достаточно часто — место удобное, откуда можно контролировать побережье Арктики, а заодно и Аляску.

Американцев полеты Ту-160 и Ту-95 в этом регионе крайне нервируют, и любое появление в небе российских самолетов заставляет принимать какие-то меры. Как, например, в начале года в Арктике близ канадской границы для перехвата над Северным ледовитым океаном двух «Белых лебедей» были подняты четыре истребителя (F-22 и CF-18), а также самолет дальнего радиолокационного обнаружения E-3 AWACS. Это обычная реакция ВВС США, впрочем, как и российских истребителей, которые «гоняют» здесь «вражеские» самолеты-разведчики. С возможностью совершать вылеты из Анадыря, Дальняя авиация ВКС получает большое временное преимущество и фактор неожиданности. Засечь самолеты, конечно, можно, но успеть отреагировать на их появление в небе гораздо проблематичнее.

Если следовать сообщениям российских военных, то на Чукотке сейчас проходят именно учения и произошла лишь переброска авиационной группировки. Однако десяток ударных стратегических бомбардировщиков, способных нести, в том числе, и ядерное вооружение, могут разнести в клочья если не всю Америку, то западное побережье точно. Понятно, что в США по этому поводу выразили беспокойство, но предъявить претензии не могут — Российская территория. Значит, Вашингтон продолжит наращивание сил, в первую очередь авиации, в арктическом регионе. Их и так достаточно, объединенная база «Эльмендорф-Ричардсон» в Анкоридже на Аляске, располагает мощным авиационным крылом.

Начинают США возрождать и свои северные базы времен холодной войны, как, например, на наиболее близком к России острову Атту (Алеутские острова США), острове Адак на Аляске. Там есть аэродромы способные принимать истребительную и стратегическую авиацию, до 2010 года действовали радионавигационные системы LORAN. Можно вспомнить и другие «ворота» Арктики со стороны Норвегии. Вот и командующий Северным флотом ВМФ РФ адмирал Евменов констатирует тот факт, что американцы плотно заполняют пространство этой страны. На авиабазе Аннейя размещается эскадрилья самолетов базовой патрульной авиации «Посейдон». Идет строительство радиолокационной станции ПРО «Глобус-3», расположенной в 25 километрах от российской границы на острове Вардё. Активно проводится модернизация аэродромов Бардуфосс, Эвенес, Банак, Эрланн и Рюгге.

России тоже не нравится, что американские стратегические бомбардировщики В-52 находятся в постоянной готовности к боевому применению. Например, на авиабазе Андерсен на острове Гуам, куда не так давно американцы перебросили шесть В-52. Это одна из четырех позиций стратегических бомбардировщиков ВВС США. Местоположение этих баз обеспечивает прямую поддержку экипажам бомбардировщиков для развертывания сил в Европе, Юго-Западной Азии и в Тихоокеанском регионе. Андерсен считается одной из важнейших военных баз США в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Так что нет ничего удивительного в том, что и Россия стремится к тому, чтобы приблизить свои стратегические бомбардировщики не просто к границам США, а именно для наиболее активного контроля арктического пространства. Вот и на острове Котельный ведутся активные работы по восстановлению ВПП аэродрома Темп, который сможет принимать тяжелую авиацию (пока там садятся только транспортные Ан-72). Чукотку летчики ВКС облюбовали еще в прошлом году, когда в Анадырь прилетела пара Ту-160, сейчас эту задачу повторили, но уже в составе группировки.

Основным местом базирования российских стратегических бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95 МС является авиабаза ВКС в Энгельсе Саратовской области. Именно отсюда они «ходят» на боевое патрулирование практически в любой регион мира. Дальность их практического полета составляет порядка 12 тысяч километров, при дозаправке в воздухе они способны находиться в воздухе более суток. В 2018 году был установлен рекорд — дальность полета составила 18 тысяч километров. То есть до Штатов долететь можно запросто, но и человеческий фактор нужно учитывать — на бомбардировщике не поспишь, стюардесса кофе с булочкой не принесет, да и, пардон, нужду справлять нужно. Поэтому аэродром «подскока» представляется довольно важным делом в дальних маршрутах «стратегов».

Один из таких аэродромов действует в Оленегорске в Мурманской области, через него, кстати, «Белые лебеди» летали в Венесуэлу. Опробованы для посадки стратегических бомбардировщиков и еще несколько аэродромов — под Воркутой, Владивостоком, белорусскими Барановичами, на авиабазе Кант в Киргизии. Однако именно аэродромы «подскока» не просто могут принимать тяжелые самолеты, они оснащены запасами топлива, ракетно-бомбового вооружения, материально-техническими средствами, местами отдыха экипажа. На такой «точке» можно сутками находиться в ожидании команды на вылет. Представляется, что и в Анадыре летчики ВКС будут проводить значительное время, чтобы в случае необходимости совершить экстренный вылет.


Вернуться назад