ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Грозный «Ламантин». Зачем России два суперавианосца?

Грозный «Ламантин». Зачем России два суперавианосца?


30-07-2019, 11:25. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Грозный «Ламантин». Зачем России два суперавианосца?

Что нам показали?


Десятого июля этого года ТАСС сообщило о том, что Невское проектно-конструкторское бюро, которое входит в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), показало модель перспективного авианосца проекта 11430Э «Ламантин». Презентация состоялась в рамках Санкт-петербургского международного военно-морского салона.




Известны предположительные характеристики. Согласно стенду самого Невского бюро, водоизмещение авианосца составит 80-90 тысяч тонн, а максимальная длина будет равна 350 метрам. Автономность составит примерно 120 суток, скорость полного хода — около 30 узлов. Экипаж авианосца — 2800 человек, в состав авиагруппы будут входить 800 человек. Срок службы корабля будет составлять свыше 50 лет.

Авианосец получит трамплин, две электромагнитные катапульты и четыре аэрофинишера. Общее число летательных аппаратов, которые будут базироваться на его борту, превысит полсотни: сейчас говорят про 60 самолетов и вертолетов, но эта цифра может измениться. Впрочем, как и могут измениться многие другие предполагаемые характеристики по мере разработки корабля. Важно отметить, что в составе авиагруппы корабля предполагают разместить авиационные комплексы радиообнаружения и наведения. Существенный плюс к боевым возможностям, особенно на фоне «Адмирала Кузнецова».

Вопросы концепции


Несмотря на возможные изменения, общая концепция, в целом, понятна. Корабль будет меньше новейшего американского авианосца типа «Джеральд Р. Форд», водоизмещение которого, напомним, составляет примерно 100 тысяч тонн. Однако существенно больше тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» и единственного находящегося сейчас в эксплуатации французского авианосца — «Шарль де Голль». Его водоизмещение составляет «скромные» 42 000 тонны, а авиационная группа включает в себя в сумме до 40 самолетов и вертолетов. Примерно столько же несет и новейший британский авианосец «типа «Куин Элизабет», однако не стоит забывать, что в отличие от «Кузнецова» и «Шарль де Голля» на его борту базируются новейшие малозаметные истребители пятого поколения F-35B. Несмотря на весьма ограниченный боевой радиус, это веский аргумент в любом военно-морском «споре».

Официальное описание «Ламантина» весьма сдержанное и могло бы подойти к описанию вообще любого авианесущего корабля. «Авианосец "Ламантин" предназначен для обеспечения базирования и боевого применения авиагруппы, включающей корабельные летательные аппараты (ЛАК) различных типов, способных применять оружие и вооружение против воздушных, морских (подводных и надводных) сил, а также сухопутных войск и наземных объектов противника в океанской, морской и прибрежных зонах, а также для обеспечения боевой устойчивости корабельных группировок ВМС и прикрытия войск морского десанта и сил его высадки от ударов и атак средств воздушного нападения противника», — говорится в презентации.

Так что же именно может собой представлять новый корабль? На этот вопрос, как ни странно, можно дать один конкретный четкий ответ — прямой аналог тяжелого авианесущего крейсера «Ульяновск», который разобрали на стапеле в 1992 году. И который должен был стать первым «настоящим» советским авианосцем. Напомним, что новый корабль проекта 1143.7 должен был получить то, чего так не хватало предыдущим советским авианесущим кораблям: стартовую катапульту. Его хотели оснастить двумя паровыми катапультами «Маяк», которые позволяли бы, например, поднимать самолеты ДРЛОиУ. А общее число истребителей Су-33 на «Ульяновске» должно было составлять 60 единиц. Примерно столько, сколько нес американский «Нимиц»: в его случае, правда, это были более многофункциональные F-14 и F-18.



Конечно, «Ламантин» и «Ульяновск» это все-таки не совсем одно и то же. Технологии за прошедшие годы не стояли на месте: это касается, прежде всего, электроники. Но родство между кораблями видно невооруженным глазом.

Битва русских авианосцев


Стоит напомнить, что еще в июле 2013 года специалистам в закрытом режиме в рамках военно-морского салона в Санкт-Петербурге впервые продемонстрировали масштабную модель российского авианосца «Шторм», работы над которым начали в Крыловском государственном научно-исследовательском центре. Длина корабля должна составлять 330 метров, ширина — 40 м, а водоизмещение — до 100 тысяч тонн. Важным отличием «Шторма» от «Ламантина» является схема с двумя палубными надстройками по типу того, что мы видим на новых британских авианосцах. Это решение не совсем понятное, так как усложняет эксплуатацию самолетов и, в целом, делает проект более сложным и дорогим.



Авиагруппа «Шторма» выглядит внушительней, чем у «Ламантина»: до 90 летательных аппаратов против 60-ти. Вообще, ситуация с ней весьма странная и загадочная. Для более старого проекта не пожалели сделать модели истребителя пятого поколения Су-57: предполагалось, что когда-то может появиться палубная версия российской «пятерки». А вот в случае с проектом 11430Э «Ламантин» ограничились моделями истребителей Су-33 и МиГ-29К. Это при том, что Су-33 уже не производят, а находящиеся в эксплуатации машины доживают свой ресурс. Словом, советское наследие и здесь дало о себе знать, что еще сильней укрепило связь с «Ульяновском».

Впрочем, простые любители морской техники могут быть благодарны, что им хотя бы это показали. Согласно «славной» традиции постсоветского ВПК, все могло бы ограничиться парой скупых заявлений чиновников и репортажами ведущих СМИ про «не имеющий аналогов в мире».


В целом, «Ламантин» можно рассматривать как ответ ОПК на новые реалии. Когда стране приходится с утроенной силой считать деньги и реализации новых военных «суперпроектов» ждать не следует. То есть, авианосец проекта 11430Э стал своего рода урезанным «Штормом»: по сути, возвратом к советским традициям кораблестроения. В этом смысле, пожалуй, у него больше шансов на хоть какую-то реализацию, чем у более ранних проектов. Говоря еще проще, в будущем флот может получить своего рода «Кузнецов 2.0». Не самый мощный авианосец, но и не странное непонятно что, а вполне боеспособный корабль, который можно уверенно отнести к определенному классу.



Сама же необходимость авианосца для крупной державы, имеющей выход к морю, совершенно очевидна. Так как в нынешних реалиях без воздушного прикрытия любой, даже самый мощный боевой корабль, является просто большой и удобной мишенью. В том числе для палубной авиации вероятного противника.
Автор:
Илья Легат

Вернуться назад