ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Сорвавшийся с цепи
Сорвавшийся с цепи3-10-2010, 22:34. Разместил: VP |
Крейсер "Мурманск", который сбежал и не сдается
Игорь Воеводин (Сервар-Мурманск)
Флагман Северного флота после побега (фото: drugoi.livejournal.com)
Бывший флагман советского Северного флота, крейсер "Мурманск", в 1994 году продали в Индию для разделки на металл - говорят, на иголки. Однако уничтожить себя корабль не дал. Во время шторма он оборвал буксировочные тросы и выбросился на мель у норвежского местечка Сервар, что на острове Соройя, где и сидит уже 16 лет. Крейсер до сих пор ведет себя в Норвегии как настоящий русский: он почти умер, он всем надоел, но не сдается и дерзит, вызывая досаду, изумление и уважение.
Сколько миллиардов иголок может получиться из двенадцати тысяч тонн железа, я подсчитать не в состоянии. Но только ли железо боевой корабль? Только ли груда старого ржавого металла эта махина, что в полном вооружении и порядке, грозно покачивая дулами орудий главного калибра, то скрывается в прилив под прозрачной водой - так, что виднеется лишь мачта, то в отлив вырастает до ватерлинии на норвежской мели?
- Есть ли душа у корабля? - задумчиво переспрашивает меня Виктор Нечипоренко, капитан первого ранга в отставке, "кап-раз", как говорят на флоте. Когда-то лейтенантом он начинал на крейсере "Мурманск" свою службу. Теперь мы разговариваем в госпитале ВМФ - с возрастом не поспоришь. Здесь не принята бравая белая форма корабельного экипажа, нет отдраенной палубы, не сияет медь рынд - колоколов, отбивающих склянки, не помогают мощь и несокрушимость флагманских орудий. Зато поют птички в госпитальном саду, цветет шиповник, лиловеет сирень.
- Есть у корабля душа. Не меньше, чем у каждого человека, - наконец отвечает "кап-раз", а я пытаюсь представить себе, как разворачивались события той рождественской ночи 1994 года на норвежском острове Соройя.
Погода выдалась ветреной и дождливой. Шквалы воды вперемешку со снегом обезумели, как ведьмы. Ветры выли, как бесы, сорвавшиеся с цепи, и гнали стены воды на камни. Но тихо и уютно в домах. Горят камины и очаги, отливают золотом и серебром игрушки на елочках, изумрудом - иголочки, темной кровью - бокалы. Веселы дети, счастливы родители.
Именно в эту ночь влекомый на забой крейсер "Мурманск" оборвал цепи и буксировочные концы. Как отчаявшийся зверь, в жутком последнем усилии он вырвался в черно-белое море, исчез из виду и выбросился на скалы у деревни Сервар. Незамеченным, неопознанным, непостижимым, он прошел между радарами НАТО, что бугрят свои купола-антенны на окрестных холмах.
Ах, какая тишь и гладь, и Божья благодать в первозданных этих местах! Какая покатость сопок, какая прозрачность воды! И собаки. Повсюду собаки. Местные считают, что оставлять их дома одних - травмировать психику животных. Вот и таскают повсюду с собой - в магазин, на почту и в кабак. Впрочем, местные не ходят, а ездят. И из каждой машины торчит лохматая собачья морда...
- Мы почувствовали запах нефти, - говорит Хенрик, местный рыбак. - Рано поутру. Откуда бы, казалось? Выглянули в окошко - а под носом русский корабль. Настоящий, с пушками. Накренился чуть, но все равно боевой - не "рыбак". Мы, честно говоря, все подумали, что вчера это... того... Ну, сами знаете - праздник. Честно говоря, подлечились... Но призрак остался.
- Вы, русские, странные люди, - цедит из-за стакана с виски двухметровый норвежский водолаз. Мы сидим в холле местного отеля, негромкая музыка и запах жареного лосося из ресторана. - Вы все немного того... Достоевского начитались. Не обижайтесь, не обижайтесь. Что вы все спрашиваете про этот "Мурманск"? Это просто груда старого хлама, я там был, обследовал его. Нужно все это разрезать и пустить металл в дело...
...А дни летели, и волны шли и смывали следы на песке. А следов было много. Сначала потрясенные жители Сервара толпились на берегу, затем норвежские военные, потом молодежь повалила в Сервар валом со всей Европы - кораблю в интернете посвятили несколько сайтов, и практичные западные люди поначалу решили сделать на крейсере дискотеку. Почему бы нет? Ведь устроили же китайцы на проданном Украиной авианесущем крейсере "Киев" Диснейленд? Но дискотеке воспротивились местные старики. Нормальный человек не будет плясать на чужом боевом корабле, даже хоть и вражеском, если не взял его только что на абордаж.
Тогда крейсер решили сдернуть с мели и пустить под нож - благо хозяина нет. Никто не заявил своих прав на корабль, открестились от него владельцы и русские, и индийские.
И тут в этой истории произошла одна странность. "Мурманск" вел себя смирно, пока на него забирались зеваки. Но как только на нем появились люди с техникой для резки и транспортировки - выпустил в море несколько тонн мазута. Оказалось, в танках "Мурманска" почему-то остались четыреста тонн топлива. Аккурат столько, чтобы хватило убить всю рыбу в округе лет на сто вперед. И от корабля отвязались, махнули на него рукой.
Надо прямо сказать, что для норвежцев этот крейсер до сих пор гость хотя и незваный, но и не самый надоедливый. В их списке опасных объектов, если верить местной прессе, он значится под номером двадцать четыре. На первом - потопленная германская подлодка времен войны, полная контейнеров с ртутью, которую рейх собирался доставить в Японию. Норвежцы денег на утилизацию страшных осколков войны не жалеют, и есть у них дела поважнее "Мурманска". Но вот не так давно забила тревогу некая экологическая организация - якобы на русском крейсере есть радиоактивные отходы.
- Волну погнала мэр Хасвика, центра острова Соройя, - рассказывал мне Андрей Мантула. Андрею чуть за пятьдесят, он родом из Севастополя. Двадцать три года на Северах, штурман. Сейчас - коммерсант. У него кафе в Питере, на Невском проспекте. - Якобы на острове за эти шестнадцать лет уже два человека умерли от рака... А "Мурманск"-то тут при чем? Для местных крейсер - уже часть пейзажа, достопримечательность, они хоть на туризме стали зарабатывать...
- Ты зачем флаг на "Мурманске" поднял? - спросил я его.
- Отцу слово дал, - не задумываясь, ответил Мантула. - Отец мой, Владимир Андреевич, в первом экипаже крейсера служил старшиной трюмных машинистов. Потом сорок четыре года на атомоходах - на "Ленине" в первом экипаже, на "Сибири", на "Вайгаче". Нет, он жив-здоров, да больно ему, - продолжил Андрей, помолчав. - Корабли же живые, поверь мне, я и сам моряк...
- Живые, - поддержал Нечипоренко, когда я рассказал ему об этом разговоре. - В море ведь слышишь - у каждого корабля своя музыка, свой голос, свое дыхание.
Андрею Мантуле ветераны крейсера, что создали сайт, посвященный кораблю, и общаются на нем, хотели собрать денег на дорогу, когда узнали, что он собирается поехать в Сервар и поднять на крейсере военно-морской флаг. На этом корабле служили тысячи людей. На сайте встречаются сотни. Есть те, у кого жизнь не задалась. Есть те, что держат жар-птицу за хвост. Но души в полоску - у всех.
- Я отказался, - говорит Мантула. - Поехали вдвоем с женой на свои. Аккурат ко Дню ВМФ. Норвежцы приняли хорошо, хозяин местной гостиницы, Тур его звать, не взял с меня денег, на катере бесплатно отвез к кораблю. Вернее, сначала сумму немалую заломил, а когда про флаг узнал - отказался брать. И обещал присмотреть, чтобы флаг не спустили, а то некоторые наивные просили им знамя продать. А когда отказался, заявили, что снимут с мачты, когда уедем...
- Как местные относятся к кораблю?
- Да за исключением пары энтузиастов, что все на драку нарывались, все всё понимают. Как-то они чувствуют, что Россия - это не только "водка, Горби и "калаш"..."
- Так ты флаг поднял, в Норвегию ездил только из-за отца? Ведь ты же на "Мурманске" не служил...
Он долго молчал.
- Не понимаешь ты... А если не понимаешь, то и объяснить я не смогу.
Надо сказать, что после этих разговоров я наводил справки в норвежском посольстве в Москве. Средства на утилизацию крейсера, да, властями предусмотрены, порядка сорока миллионов евро. Но у местной коммуны нет таких денег, к тому же выяснилось, что "Мурманск" не представляет собой такой радиационной опасности, как представлялось. В общем, сейчас возводятся дамбы для осушения участка моря, где находится корабль, но что делать с ним дальше - пока неизвестно. Однако лично для меня в океане высокой политики и в фарватере низкой коммерции нет-нет да блеснет вдруг лучик надежды - может, выиграет "Мурманск" свой последний бой? Вернется каким-то чудом домой, где из него можно было бы сделать музей, как это принято в странах, которые гордятся своим прошлым?
В свое время я сам ездил в Сервар. Разговаривал там с местным таксистом Олафом. Ему за шестьдесят. Рослый и крепкий мужик.
- Когда мы утром, на Рождество, увидели корабль, мне захотелось иметь что-нибудь на память с него - я ведь впервые видел русский боевой крейсер так близко, - рассказывал мне Олаф. - И вот на берегу я нашел маленький такой ящичек, очень красивый. Я подобрал его и храню. Я не знаю, чей он и для каких надобностей служил. Но на нем есть надпись по-русски. Мне долго никто не мог ее перевести. Потом сумели.
- И что там написано?
- НЕ БРОСАЙ!
СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"
Крейсер "Мурманск", серия 68-бис.
Флагман Северного флота СССР.
Спущен на воду 24 апреля 1955 года.
В 1970-1971 годах принимал участие в боевых действиях в Египте.
Продан на металлолом в Индию в 1994 году.
Длина - 210 метров.
Ширина - 22 метра.
Высота - 6,9 метра.
Экипаж - 1250 человек. Вернуться назад |