ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Сможет ли F-35 сдержать русскую атаку?

Сможет ли F-35 сдержать русскую атаку?


6-03-2019, 10:40. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Сможет ли F-35 сдержать русскую атаку?

Главком силами НАТО в Европе генерал Скапаротти: F-35 в Европе сдержит Россию
Александр Запольскис

Одной из базовых функций оружия является устрашение. Все эти демонстрации флагов, показательные учения по высадке, демонстративные тренировки по отражению и просто военные парады стремятся показать всем, кого это касается, наличие возможности им настучать по сопатке.  Афоризм – «боится, значит, уважает» – придуман вовсе не вчера. Демонстрация возможной угрозы издревле служит инструментом распространения геополитического влияния, так сказать, без непосредственной войны.

Американская стратегия национальной обороны основана на широкой эксплуатации принципа устрашения в сочетании с всемерным подчеркиванием непревзойденности своего военно-технического превосходства над любым геополитическим противником. Она также известна под сленговым обозначением "стратегия серебряной пули". Они, безусловно, дороги, но по эффективности на две головы превосходят все, что имеет враг. Даже то, что он может иметь в обозримом будущем. Превосходство Соединенных Штатов все равно было, есть и всегда останется, абсолютно неоспоримым. Бойтесь. И трепещите!

Абсолютной убервафлей в воздухе должен был стать истребитель-бомбардировщик "пятого поколения" F-35 Lightning II (еще называемый "Супермолния") производства корпорации Lockheed Martin. На протяжении последних полутора десятков лет реклама превозносила его чуть ли не как абсолютное оружие. Невидимый для радаров. Способный применять все существующую гамму авиационных боеприпасов (свыше 30 наименований типов бомб и ракет, как стоявших на вооружении, так и самых перспективных). Умеющий взаимодействовать в группе на цифровом поле боя.

И даже чуть ли не сам себя чинящий почти без помощи человека. Система мониторинга состояния узлов и блоков должна была втрое сократить эксплуатационные расходы,  вчетверо объемы складского запаса запасных частей и почти на порядок уменьшить время межполетного технического простоя. Из-за которого в американской авиации в любой момент времени боеспособными являются лишь 51% списочного состава самолетов в мирное время и только 32% в условиях боевых действий.

На этом фоне рост конечной цены до 100 млн долларов за машину (на 1 февраля 2019 года F-35A (версия для ВВС) - 83.4 млн, F-35B (с вертикальным взлетом для морской пехоты) - 108.1 млн, F-35C (палубный для флота) - 93,3 млн долл) по сравнению, например, с 29 млн долларов за базовый F-18 "Хорнет" (в ценах 2009 года) должен был выглядеть сущей экономией.

Благодаря обещанным техническим и технологическим придумкам один F-35 должен был способен полноценно заменить, типа, до шести машин предыдущего поколения. То есть за 100 млн (сначала, в апреле 2007 F-35A без двигателя стоили 221,2 млн, но потом цены удалось снизить) долларов Пентагон получал то же, что раньше имел за 29х6 = 174 млн долларов! Ведь чистая же экономия. А в сочетании с новыми технологиями, повышающими боевые возможности "Супермолнии" втрое относительно машин "четвертого поколения", она становилась вообще «потрясающей» - в 5,22 раза!

Правда, реальность с теорией несколько разошлись. На данный момент баглист проекта представляет собой толстую книжку и содержит 2,5 тысячи неполадок и принципиальных конструктивных недостатков, требующих обязательного устранения. Их, конечно, устраняют, во всяком случае пытаются, но пока особого успеха это не имеет. Например, выяснилось, что вместо 8500 летных часов машины первых партий, выпущенных по ноябрь 2014 года включительно, обеспечивают предельный налет лишь в 2500 часов или в 3,3 раза меньше. Потом риск разрушения силовых элементов планера становится запредельным. Уже объявлено, что все эти самолеты будут списаны до конца 2026 года. Вместо обещанных минимум 25-30 лет "в строю" они пробудут от силы 8-10 лет.

Что, впрочем, не мешает производить машины серийно как для нужд США, так и для передачи союзникам. На данный момент выпущено всего 300 машин: 197 F-35A для ВВС, 75 - F-35B с укороченным взлетом и посадкой для морской пехоты и 28 "палубных" F-35C для  флота, плюс около 60 бортов всех типов для военных партнеров программы.

По-хорошему, все эти машины проще банально сдать на металлолом, но они слишком раскручены PR-службой и съели такую прорву денег, что хочешь - не хочешь, а надо продолжать. Особенно учитывая тот факт, что заменить их нечем. Любая новая программа сулит появление альтернативы не ранее 2035-2040 годов, тогда как летный ресурс имеющегося парка самолетов "четвертого" поколения полностью заканчивается в 2030-2031 годах.

В общем, уже не имея другого выхода, командование Пентагона пошло на явную манипуляцию и объявило о присвоении еще и палубным F-35C статуса "начальной операционной готовности". Сухопутный F-35A достиг его в 2016, чуть раньше до нее дотянулся морпеховыский F-35B. А раз "3 из 3" значит можно объявлять об официальном принятии F-35 на вооружение. Торжественная речь. Фанфары. Конфетти. Промо-герлз с помпонами. Салют.

По действующим американским стандартам это значит, что "Супермолния" способна безопасно взлетать, садиться, осуществлять горизонтальный полет и выполнять простейшие фигуры высшего пилотажа, такие как горка, вираж, бочка и мертвая петля. Из всей обещанной гаммы вооружения самолет может запускать только один тип ракет воздух-воздух (AIM-120C) и два типа авиационных бомб (зато сразу управляемых! GPU-12 и GPU-31). Ну и еще пилоту доступна стрельба из бортовой пушки. Правда, весьма не очень точная. Проблема неуправляемого бокового сноса машины при открытии пушечного лючка в полете до сих пор не устранена.

Тем не менее, вот это вот все в Пентагоне назвали достаточным уровнем для выполнения всего круга боевых задач: от подавления и уничтожения ПВО, захвата воздушного пространства и активного воздушного боя, до оказания непосредственной огневой поддержки сухопутным частям и уничтожении надводных целей, включая крупные групповые. Как – не спрашивайте. Раз Пентагон сказал, значит, может. Американские генералы не способны на обман нации.

Но тем самым военные получили другую проблему – со стороны законодателей. Если такая великая убервафля у Америки уже есть, то почему военные ее не размещают, так сказать, на самых передовых рубежах? Чтобы противники США ее узрели и... ну, скажем так, сильно убоялись, вплоть до внезапного приступа "медвежьей болезни".

Оказавшись перед "голодными львами" на слушаниях в профильных комитетах Сената главнокомандующий силами НАТО в Европе и силами США там же генерал Кертис Скапарротти был вынужден пообещать приступить к развертыванию там "истребителей пятого поколения".  Как минимум из состава машин ВВС, как самого сегодня обширного парка "боеготовых". "Я рассчитываю, что они будут размещены в определенном количестве на постоянной основе и в Европе", - сказал Скапарротти.

Куда ж деваться? Оружие, если оно прямо сейчас не воюет, обязано противника пугать, а значит, должно присутствовать на самом, так сказать, переднем крае. А что может быть "переднее" Европы, зона ответственности командования которой распространяются не только на Россию, но и на Ближний Восток, а значит Иран с Сирией?

Впрочем, Дамаск с Тегераном должны достаточно пугать и старые крылатые "Томогавки", а вот у русских это барахло вызывает слишком широкую ухмылку. Требуется новая "большая дубина", формированием образа которой американские СМИ занимались с середины нулевых годов. И теперь сами оказались в ими выкопанной яме. Убервафлю сделали? На вооружение приняли? Значит все, самое время начинать "шоу маст гоу он". Ибо русские должны бояться!

Один пустячок остался – даст ли командование ВВС США разрешение на размещение F-35 на переднем крае нападения в Европе, ибо любая поломка и нештатная ситуация будет уж слишком заметна, и не только союзникам.

 

Источник: ИА REX

Вернуться назад