Плохая новость для США: пакистанский истребитель мог сбить не только Су-30МКИ, но и МиГ-21−93
Результаты столкновения между истребителями ВВС Индии и Пакистана довольно неоднозначны и не поддаются точному учеты. Многое в воздушном бою 27 февраля покрыто мраком и неизвестностью благодаря стремлению сторон столкновения выставить себя в лучшем свете. Пожалуй, можно сказать однозначно, что все-таки был сбит индийский МиГ-21. И то лишь потому, что Пакистаном был предъявлен пилот этого самолета. Но и тут есть нюансы, потому что индийский МиГ-21 — это не совсем тот самолет, который сейчас горячо обсуждают мировые СМИ.
Ситуация с уничтожением пакистанского F-16 индийским Су-30МКИ (по другим данным — МиГ-21) представляется туманной не только потому, что Пакистан категорически отрицает потерю. Индия не в состоянии предъявить обломки самолета, поскольку он упал на территории противника. Да и пилота уже нет — пакистанцы убили его по ошибке, приняв за индийского летчика. Об этом вчера сообщил ряд СМИ, утверждая, что это был командир авиакрыла 19-й эскадрильи ВВС Пакистана Шахзаз Уд Дин.
Вполне понятно, что многие сомневаются в истинности такой информации.
Но в США уверены: «какой-то там российский истребитель» не мог причинить даже минимальный вред «первоклассному боевому самолету» F-16. Что все это наглый фейк.
«F-16 обладает высокой манёвренностью, несёт массу вооружения и способен оставить от Су-30 лишь горящий металлолом». «Да, F-16 может быть уничтожен, но никак не находясь в атаке». «Дальнобойное вооружение F-16 не оставило бы Су-30МК ни малейшего шанса». Такого рода репликами буквально взорвались американские форумы, посвящённые военной тематике. И такого рода откровения обильно цитируют американские СМИ.
Святая вера в несокрушимость собственного оружия — страшная сила. Точно так же в 1999 году Штаты не могли поверить в то, что сербы сбили ракетой не самого современного ЗРК С-200 «самолет-невидимку» F-117. Даже после предъявления им материальных свидетельств, упрямо твердили — этого не может быть.
Здесь же с точки зрения поколений этих двух самолетов ситуация противоположная.
Легкий многоцелевой истребитель General Dynamics F-16 Fighting Falcon совершил первый полет в 1974 году. Спустя 4 года начал поступать в ВВС США. С тех пор построено 4600 истребителей различных модификаций. Считается, что это самый массовый истребитель четвертого поколения. Однако это не вполне так. К четвертому поколению он стал относиться лишь после того, как появились модификации F-16C/D. То есть в начале 90-х годов.
Суть последовательных модернизаций сводилась к установке нового двигателя, благодаря чему удалось увеличить полезную нагрузку. Также обновлялось БРЛО, включая РЛС, прицельное оборудование, введена оптико-локационная станция, интегрированы более современные ракеты. И еще планер покрыли радиопоглощающей пленкой, благодаря чему удалось повысить малозаметность. Планер остался неизменным. Разве что укрепили стойки шасси в связи с тем, что машина потяжелела.
Однако далеко не все модернизационные мероприятия распространились на пакистанские машины. В них не снижена заметность, сохранена прежняя РЛС без АФАР.
Также необходимо сказать, что F-16 в нынешнем его состоянии — это истребитель «для туземцев». Его активно производят как в США, так и по лицензиям, но все самолеты поставляются на внешний рынок. Правда, прорисовывается вариант разработки новейшего истребителя с литерой V. Но это не от того, что самолет этот очень хорош и не подвержен моральному старению, а в качестве «соломки», которую намереваются подстелить в случае, если F-35 окажутся неэффективными в деле машинами. То же самое происходит и в палубной авиации, где намереваются продлить срок службы и существенно повысить характеристики F/A-18.
Су-30МКИ уже «родился», будучи самолетом четвертого поколения. Точнее — 4++. Истребитель сверхманевренный за счет отклоняемого в двух проекциях вектора тяги. «Американец» тут и близко не стоит. За счет того, что самолет относится к классу тяжелых истребителей, он не только способен брать большую ракетно-бомбовую нагрузку, но и имеет более солидное бортовое радиоэлектронное оборудование. Так, его крайне сложно поразить ракетой благодаря использованию комплекса радиоэлектронной борьбы «Хибины», который воздействует и на ГСН ракеты, и на сигнал РЛС противника. Если же говорить о F-16, то он оснащен только отстреливаемыми тепловыми ловушками. Так что противоракетная оборона у «американца» не на высоте. Снижена она еще и в связи с невысокой, относительно «Сушки», маневренности. И может сыграть роковую роль в условиях, когда динамические качества ракет «воздух-воздух» постоянно возрастают.
Так что несмотря на постоянное обновление электронной «начинки», F-16 по своим летным качествам застрял в далеких 70-х годах. Это, например, прекрасно видно по существенной разнице в нагрузке на крыло при максимальной взлетной массе: 532 кг/кв.м. у Су-30 против 781 кг/кв.м. И это при громадной разнице в максимальной взлетной массе этих самолетов: 38800 кг против 21772 кг у F-16. О какой «прекрасной маневренности» тут можно говорить?
Конструкторы Су-30 избрали концепцию «демонстрации противнику силы». То есть в истребителе использована мощная РЛС Н011М «Барс» с ПФАР, которая, «не стесняясь», изрядно фонит в окружающее пространство. Тем самым существенно повышается и дальность обнаружения целей, в том числе и малозаметных, и разрешающая способность, то есть способность видеть «детали». Еще одно ее несомненное достоинство — способность в равной мере работать и с воздушными, и с наземными целями. Да, истребитель неплохо виден на радарах противника, но попробуй его порази. О чем мы уже сказали в связи с мощными бортовыми средствами РЭБ.
Громадное значение в исходе воздушного поединка играют и ракеты «воздух-воздух». Пакистанцы утверждают, что МиГ-21 они поразили ракетой средней дальности AIM-120. По-видимому, это в лучшем случае AIM-120С-7. Последней модификации AIM-120D у них быть не может в связи с резким охлаждением отношений со страной-производительницей ракет. Ее дальность достигает 120 км. Максимальная скорость полета — 4 М. На первом этапе полета ракета наводится на цель с помощью инерциальной системы управления.
На конечном этапе включается активная радиолокационная ГСН. Пилот Су-30МКИ способен увести ракету в сторону, как было сказано выше, при помощи комплекса РЭБ. Есть и еще два приема. Традиционно совершить противоракетный маневр, воспользовавшись сверхманевренностью самолета. Можно также попытаться поразить AIM-120 «ответным огнем», то есть перехватить ее при помощи ракеты малой дальности Р-73. Что вполне реально, учитывая большую, чем у AIM-120, перегрузочную способность.
Может ли Су-30МКИ сбить F-16? В ближнем бою гарантированно, с чем вынуждены согласиться и американские эксперты. Для поединка на средней дистанции есть ракета Р-77. Причем существует ее несколько модификаций, различающихся в основном по способу наведения на цель. Ее дальность — 110 км. Максимальная скорость полета — 4,5 М. Скорость поражаемых целей — до 3500 км, у F-16 в полтора раза меньше.
Р-77 может иметь либо активно-пассивную радиолокационную ГСН, либо тепловую. Как было сказано выше, от тепловой F-16 может отбиться при помощи автомата выбрасывания ложных тепловых целей. Однако против активных РЛ ГСН у него нет противодействия. Если же все-таки РЛ ГСН ставятся помехи, то ракета может переключиться на пассивный режим и направиться на источник помех. Что же касается противоракетного маневра, то с летными характеристиками «американца» это очень непростая задача.
Гораздо успешнее может оказаться перехват Р-77 при помощи ракеты ближнего боя AIM-9 Sidewinder. Но и здесь все довольно неоднозначно. У Пакистана нет современной модификации AIM-9Х с матричной тепловой ГСН и отклоняемым соплом. И пакистанцы вынуждены довольствоваться куда более примитивной AIM-9Р — бюджетным вариантом для небогатых стран.
Однако это все теория. Ценность этих самолетов в бою лучше всего доказывает практика. А она такова. Во время совместных индо-американских учений Cope India-2005 Су-30МКИ проводили как одиночные, так и групповые учебные бои с F-16, которые пилотировали американские летчики. Причем американцы имели громадное преимущество за счет того, что их истребители поддерживал самолет АВАКС. Большинство боев выиграли российские истребители.
В 2008 году успех повторился во время учений на территории США, куда «своим ходом» из Индии добралась группа Су-30МКИ. При этом победы были одержаны не только над F-16, но и над тяжелыми истребителями F-15, более оснащенными и бортовыми комплексами и ракетным оружием. Впоследствии командование ВВС США категорически отказывалось от учебных воздушных поединков с этим российским истребителем.
Ну, а в конце февраля была поставлена точка в споре о том, какой истребитель чего стоит. Однако в США в это поверить не способны.
И в заключение несколько слов о МиГ-21, который сбил Пакистан. Кое-кто утверждает, что МиГ-21 в том бою и сам сбил F-16. Если бы речь шла о том самолете, который начал эксплуатироваться в ВВС СССР в 1959 году, то это была бы ненаучная фантастика. Однако в ВВС Индии находится на вооружении МиГ-21−93, который был модернизирован в 1993 году. На нем установлено абсолютно новое БРЛО, включая РЛС «Копье». Дело дошло до того, что даже введена нашлемная индикация положения целей. Установлены дисплеи. Заменена система управления оружием. Самолет получил несколько современных ракет, которые используются на самолетах поколения от 4 до 4++. В частности, появилась вышеописанная ракета средней дальности Р-77.
Так что и МиГ-21−93 вполне мог сбить пакистанский F-16.