ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Российский истребитель Су-35: лучший в мире «воздушный истребитель»?
Российский истребитель Су-35: лучший в мире «воздушный истребитель»?19-11-2018, 18:29. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
“The National Interest”, США - 14 ноября 2018 г.
"Russia's Su-35 Fighter: The World's Best 'Dogfighter'?" Российский истребитель Су-35: лучший в мире «воздушный истребитель»?Creative Commons. Более серьезной проблемой, однако, является то, что мы не знаем, насколько эффективна «невидимая» технология будет против высокотехнологичного противника. F-35 истребитель-невидимка, попав в ближний бой с Flanker-E, будет в большой беде, но насколько велик шанс, что более быстрый, более маневренный российский истребитель найдет F-35 и вообще приблизится к нему? Сухой Су-35 (Flanker-E) является лучшим российским истребителем завоевания превосходства в воздухе, который эксплуатируется, и представляет собой вершину разработки реактивного истребителя четвертого поколения. Он будет таким до тех пор, пока России не удастся ввести в производство истребителя-невидимку ПАК-ФА пятого поколения. (Впервые появилось несколько месяцев назад.) Благодаря своей непревзойденной маневренности, большая часть электроники и оружейных возможностей Су-35 догнала такой западный аналог, как F-15 Eagle. Но в то время как он может быть опасным противником F-15, Eurofighters и Rafales, остается немаловажный вопрос, насколько эффективно он может бороться с «невидимыми» истребителями пятого поколения, такими как F-22 и F-35. ИсторияСу-35 – это эволюция Су-27 Flanker, конструкции поздней холодной войны, задуманной для соответствия F-15: тяжелый двухмоторный многоцелевой истребитель, сочетающий отличную скорость и боевую нагрузку с маневренностью в бою. Су-27 поразил аудиторию Парижского авиашоу в 1989 году, когда продемонстрировал «Кобру Пугачева», маневр, в котором истребитель поднимает нос вверх до 120-градусной вертикали, но продолжает парить согласно первоначальному положению самолета. Широко экспортируемый Flanker еще не столкнулся с западными бойцами, но видел воздушный бой в эфиопской службе во время пограничной войны с Эритреей, совершив четыре убийства против МиГ-29С без потерь. Он также использовался в наземных атаках. История разработки Су-35 не очень проста. Обновленный Flanker с передними поверхностями (дополнительными небольшими крыльями на переднем фюзеляже), названный Су-35, впервые появился еще в 1989 году, но не был таким же, как современная модель; было выпущено только пятнадцать. Еще один обновленный Flanker, двухместный Су-30, был выпущен в значительных количествах, а его варианты отправлены почти в десятки стран. Современная модель, о которой идет речь, без передних поверхностей, называется «Су-35С» и является самым новым типом всех самолетов Flanker. Она начала развиваться в 2003 году в Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении (КнААПО), субподрядчика Сухого. Первые модели вышли в 2007 году, а производство началось в 2009 году. Планеры и двигателиСамолеты Flanker являются сверхманевренными, что означает, что они должны выполнять контролируемые маневры, которые невозможны с помощью регулярных аэродинамических механизмов. В Су-35 это частично становится возможным за счет применения двигателей с тяговым движением: насадки турбовентиляторов Сатурн AЛ-41Ф1С могут самостоятельно указывать в разных направлениях в процессе полета, что помогает самолету в перевороте и отклонении. Только один действующий западный истребитель F-22 Raptor имеет аналогичную технологию. Это также позволяет Су-35 достичь очень высоких углов атаки, другими словами, самолет и нос могут двигаться в разных направлениях. Высокий угол атаки позволяет самолету легче наводить свое оружие на уклоняющуюся цель и выполнять достаточно трудные маневры. Такие маневры могут быть действенны, когда нужно уклониться от ракет или боевых действий на малых дистанциях, хотя они оставляют любой самолет в низкоэнергетическом состоянии. Flanker-E может достигать максимальной скорости 2,25 Мах на большой высоте (равен F-22 и быстрее, чем F-35 или F-16) и имеет отличное ускорение. Однако, вопреки первоначальным сообщениям, похоже, что он не сможет осуществлять сверхрежим – выполнять устойчивый сверхзвуковой полет без использования форсажных камер – при загрузке для боя. Его рабочий потолок составляет шестьдесят тысяч футов, наравне с F-15 и F-22, и на десять тысяч футов выше, чем Super Hornets, Rafales и F-35. Су-35 увеличил топливную мощность, дав ей диапазон в 2 200 миль на внутреннее топливо или 2800 миль с двумя внешними топливными баками. Как более легкий титановый планер, так и двигатели имеют существенно более долгий срок службы, чем их предшественники, в шесть тысяч и 4500 часов полета соответственно. (Для сравнения F-22 и F-35 рассчитаны на восемь тысяч часов). Планер Flanker является не полностью невидимым. Однако регулировка впусков двигателя и навесов и использование радиолокационного материала предположительно сокращают наполовину радиальное сечение Су-35; одна статья утверждает, что она может составлять от одного до трех метров. Это может уменьшить диапазон, который может быть обнаружен, но Су-35 по-прежнему не является «невидимым истребителем». ВооружениеСу-35 имеет от двенадцати до четырнадцати огневых точек, что обеспечивает его хорошей нагрузкой по сравнению с восемью точками на F-15C и F-22 или четырьмя загруженными ракетами на F-35. На дальних дистанциях Су-35 может использовать ракеты с радиолокацией K-77M (известные НАТО как AA-12 Adder), которые, как утверждается, имеют дальность свыше 120 миль. В боях более малой дальности ракета R-74 (обозначение НАТО: AA-11 Archer) с тепловой головкой самонаведения способна нацелиться за пределами линии визирования – просто просматривая оптический прицел, установленный на шлеме, пилот может нанести удар по самолету противника на шестьдесят градусов от того места, где его самолет указан. R-74 имеет дальность действия более двадцати пяти миль, а также использует технологию вектора тяги. Ракета средней дальности R-27 и дополнительный дальнобойный R-37 (aka the AA-13 Arrow для использования против AWAC, EW и танкерных самолетов) завершают набор ракет класса «воздух-воздух» Су-35. Кроме того, Су-35 вооружен тридцатимиллиметровой пушкой с 150 снарядами для обстрелов или боев. Flanker-E также может переносить до 17 тысяч фунтов авиационных боеприпасов. Исторически сложилось так, что Россия ограниченно использовала высокоточные боеприпасы по сравнению с западными Военно-воздушными силами. Тем не менее, возможности для широкомасштабного использования такого оружия существуют, если доктрины и запасы снаряжения позволяют это. Датчики и авиационная радиоэлектроникаСамые важные совершенствования Су-35 над его предшественниками могут быть в оборудовании. Он оснащен мощной электронной противодействующей системой Л175M Хибины, которая предназначена для искажения радиолокационных волн и неправильного направления враждебных ракет. Это могло бы значительно ухудшить попытки прицелиться и ударить по Flanker-E. Предполагается, что пассивная бортовая самолётная РЛС с фазированной антенной решёткой с электронным сканированием Су-35 ИРБИС-Э обеспечит лучшее исполнение по сравнению с «невидимыми» самолетами. Утверждается, что он способен отслеживать до трех десятков воздушных целей с радиальным поперечным сечением в три метра до 250 миль – и целей с поперечными сечениями в 0,1 метра на пятьдесят миль. Однако пассивные бортовые самолётные РЛС легче обнаружить и перебить, активные, которые теперь используются западными истребителями. ИРБИС также имеет режим «воздух-земля», который может назначать до четырех наземных целей на во время PGMs. Дополнение к радару – система фокусировки OЛС-35, которая включает в себя систему инфракрасного поиска и отслеживания, которая, как утверждается, имеет 50-мильную дальность, потенциально значительную угрозу для истребителей-невидимок. Более обычная, но очень важная система, такая же, как многофункциональные дисплеи пилота и авиационная радиоэлектроника с электродистанционной системой управления полётом, была также значительно модернизирована. Боевые подразделения и будущие клиентыВ настоящее время Военно-воздушные силы России эксплуатируют только сорок восемь Су-35. Еще пятьдесят были заказаны в январе 2016 года, и будут производиться по десять в год. Четыре самолета Су-35 были применены в Сирии в январе этого года после того, как российский Су-24 был сбит турецким F-16. Будучи вооруженными ракетами «воздух-воздух», Су-35 были направлены, чтобы послать сообщение о том, что русские могут принять положение воздушной угрозы в случае нападения. Китай заказал двадцать четыре самолета Су-35 стоимостью 2 миллиарда долларов, но, как полагают, вряд ли будет покупать больше. Предполагается, что интересы Пекина заключаются главным образом в копировании тяговых векторных двигателей Су-35 для применения в собственных конструкциях. Китайский PLAAF уже управляет Шэньяном J-11, копией Су-27. Попытки выпустить на рынок Су-35 за границей, особенно в Индию и Бразилию, в основном не удались. Недавно, однако, Индонезия указала, что хочет приобрести восемь в этом году, хотя подписание контракта неоднократно откладывалось. По сообщениям, Алжир рассматривает возможность приобретения десяти за 900 миллионов долларов. Египет, Венесуэла и Вьетнам также потенциальные клиенты. Смета расходов на Су-35 составляет от 40 до 65 миллионов долларов; однако экспортные контракты были по цене выше 80 миллионов долларов за единицу. Сравнение с пятым поколениемСу-35, по крайней мере, равен, если даже не превосходит, лучшим западным истребителям четвертого поколения. Большой вопрос, насколько эффективно он может действовать по сравнению с «невидимыми» самолетами пятого поколения, такими как F-22 или F-35? Маневренность Су-35 делает его воздушным истребителем, который нельзя превзойти. Однако будущие воздушные столкновения с применением новейших ракет (R-77s, Meteors, AIM-120) могут проходить на больших диапазонах, в то время как даже бой на малом расстоянии может включать в себя всеракурсные ракеты, такие как AIM-9X и R-74, не требующие указания самолета на цель. Тем не менее, скорость Су-35 (что способствует скорости ракеты) и мощность означают, что он может держаться в бою вне видимости. Между тем, маневренность и электронные контрмеры Flanker-E способствуют хорошему уклонению от противостоящих ракет. Более серьезная проблема, однако, заключается в том, что мы не знаем, насколько эффективная «невидимая» технология будет против высокотехнологичного противника. F-35 истребитель-невидимка, попав в ближний бой с Flanker-E, будет в большой беде, но насколько хорош шанс, что более быстрый, более маневренный российский истребитель найдет F-35 и приблизится к нему. Как Военно-воздушные силы США утверждали бы, истребители-невидимки смогут бросить в бой поток ракет на сто миль, не давая противнику возможность вести ответный огонь, пока они не приблизится на малое расстоянию, где визуальное и ИК-сканирование вступит в игру. Сторонники российского истребителя утверждают, что он мог бы полагаться на наземные радары с низкой полосой пропускания, а также бортовые датчики и пассивные бортовые самолётные РЛС для обнаружения «невидимых» самолетов. Однако имейте в виду, что прежние две технологии неточны и не могут использоваться для прицеливания оружия в большинстве случаев. Очевидно, что обе стороны имеют огромные экономические и политические стимулы, чтобы продвигать свои требования. Хотя стоит рассмотреть технические достоинства этих мнений в деталях, вопрос, скорее всего, будет исчерпан путем эксперимента в боевых условиях. Кроме того, другие факторы, такие как поддержка активов, профиль миссии, подготовка пилотов и цифры, играют важную роль в определении результатов воздушных сражений. Су-35 может быть лучшим воздушным истребителем, когда-либо изготовленным и отличным ракетным инструментальным комплексом для разработки программ, но будет ли этого достаточно для истребителя завоевания превосходства в воздухе в эпоху «невидимых» технологий, которые еще неизвестны.
Вернуться назад |