Ряд военных экспертов начинает бить тревогу по поводу отставания России от потенциальных противников в сфере военно-транспортной авиации, которая служит для решения таких важных задач как обеспечение логистики вооруженных сил, выброса десанта на парашютах и заправки самолетов ВКС во время выполнения боевых задач требующих от машин длительного пребывания в воздухе.
В качестве аргументации приводится сравнение размеров территории России и США и численности военно-транспортной авиации двух стран. Естественно, что американский парк транспортников (и вертолетов в том числе) в разы превосходит российский, а территория Соединенных Штатов меньше и компактней территории РФ.
При этом упоминается, что после распада СССР, а в особенности после проамериканского вооруженного переворота на Украине, возможности постройки воздушного транспортного флота ВС России существенно снизились, так как разработкой и постройкой тяжелых транспортных самолетов в Советском Союзе занималось ОКБ Антонова, расположенное в Киеве.
Однако, давайте все же попробуем разобраться, насколько актуальным и острым является вопрос отставания от США в сфере военно-транспортной авиации.
Начать, наверное, нужно с того, что первопричиной отставания является разница в задачах. Вооруженные силы США изначально решали более глобальные задачи вдалеке от своего континента. Если взять Россию, то операция ВКС в Сирии с массированным использованием авиации стала первой операцией такого масштаба, проводимой за границей.
Естественно, если руководство РФ планирует продолжать такие операции и дальше, то по мере нарастания спроса на самолеты военно-транспортной государство будет вынуждено его решать. А если нет?
Возможно, есть смысл, взглянуть на проблему отставания от США немного с другого ракурса.
Давайте будем честными и признаем, что пытаться догнать США по количеству военно-транспортных самолетов это изначально проигрышная затея. Точно так же, как пытаться догнать США (и НАТО до кучи) по количеству боевых кораблей. Играя на чужом поле Россия всегда будет отставать. И это – навсегда.
Рассуждая на эту тему, непроизвольно приходишь к выводу, что России нужно играть на том поле, где она сильна. Зачем догонять флот США по количеству кораблей, если российским конструкторам под силу создать оружие, которое сведет «на нет» преимущество американцев? И ведь такое оружие уже создано – это тот самый высокоточный гиперзвуковой комплекс «Кинжал», который может уничтожать авианосные группировки противника.
По такому же пути происходит и решение проблемы отставания России от США по количеству военно-транспортной авиации. Американское командование уже бьёт тревогу по поводу необходимости пересмотра традиционной тактики проведения военных операций с использованием массированным использованием ВТА (заправщики, разведчики, воздушные командные пункты).
Эти заявления связаны ни с чем иным, как с уже принятыми на вооружение сверхдальними авиационными ракетами Р-37М класса «воздух-воздух», так и с перспективной российской разработкой КС-172 (бьет на 400 км), которые «множат на ноль» превосходство военно-транспортной авиации США.
Таким образом, Россия решает проблемы противостояния со своими основными потенциальными противниками не путем бессмысленной гонки за количеством, а путем создания «противоядия» на ту или иную угрозу.